Подготовка к ОГЭ по географии


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Подготовка к ОГЭ по географии
Автор: Томилова Елена Павловна


Человек, не интересующийся прошлым, обедняет своё настоящее.
Д. С. Лихачёв
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ.
В последнее время снижается общий уровень культуры нашего общества. На первый план выходят меркантильные, материальные запросы человека, стремление жить в достатке, не задумываясь о том, какими средствами это благополучие достигнуто. К сожаленью, рвутся нити, связывающие разные поколения, теряются нравственные ценности, возникает дефицит духовности. И в это непростое время, время перемен, задача учителя истории сохранить в душах детей уважение к истории своей семьи, села, страны. Воспитывать патриотические чувства, гражданские качества личности.
Патриотическое воспитание на школьном материале истории - процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к Гербу, Флагу, Гимну страны, непримиримости к врагам России.
Что такое патриотизм? Патриотизм - преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу; любовь к Родине.
Чтобы ребенок вырос достойным сыном Отечества, мы должны научить его любить мать, отца, друзей, природу родного края, его прошлое и будущее, великие и малые свершения своего народа. Любить искренне, активно, преломляя свою любовь в поступок. Научим мы его так любить – значит, воспитаем гражданина, которому можно доверить страну.
В своей работе использую различные формы деятельности, направленные на воспитание патриотических чувств. Огромную роль в воспитании подрастающего поколения играет историческое краеведение. На уроках истории, на внеклассных занятиях как учитель истории уделяю большое внимание краеведческому материалу. Краеведение – ведать о крае, знание о малой родине, об истоках своего народа. Для историка важны любые документальные свидетельства, письменные источники, рассказывающие о разных событиях.
Край наш богат историческими событиями, в которых принимали участие наши земляки — белоярцы. И среди работ по родословию основное место занимает составление генеалогического древа. При изучении темы Великая Отечественная война учащимся даю индивидуальные задания по сбору и поиску материала о белоярцах – участниках войны. Изучение темы Великая Отечественная война заметно обостряет внимание учащихся к истории Российского государства, именам прославленных полководцев, руководителей борьбы за независимость Отчизны, воспитывает чувство гордости за прошлое Отечества.
В России с древнейших времён патриотизм являлся одним из главнейших приоритетов. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить русские былины, песни, сказания и т. д. Хорошим наглядным примером патриотизма является изучение на уроках истории в 6 классе фрагментов текста Повести временных лет. Например, на уроке я зачитываю описание того, как князь Святослав в трудную минуту обратился к воинам с такими словами: Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми тут, мёртвые ибо срама не имут...
Патриотическое воспитание осуществляется на глубоком изучении нашего исторического прошлого, познании наших корней, осознании неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве.
Патриотическое воспитание осуществляется на примерах героической борьбы, подвигов, талантов россиян - прекрасных примерах для подражания.
Раскрывая подвиги героев, важно чтобы учащиеся подводились к осознанию, почему наши далёкие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Не хотели же умирать Сусанин и Багратион, Космодемьянская, сотни и тысячи тех, кто бросался грудью на штыки или амбразуры, таранил вражеские самолёты, не выдавал под страшными пытками военной и государственной тайны! Здесь уместно ученикам привести слова известного педагога В. А. Сухомлинского, который по этому поводу писал сыну: Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь, закопать живым в землю, как делали это изверги фашисты, но покорить нельзя.
Практически ни один урок истории не проходит без изучения достойных личностей. Особенно ярко представляются борцы, созидатели мужественные и благородные люди, радевшие за землю Русскую. На их примерах воспитываются идеалы служения Отечеству.
Очень много внимания уделяется военной истории, изучению крупнейших сражений, в том числе судьбоносных для Отечества. Объектом неподдельного интереса для учащихся является знакомство с полководческим искусством А. Невского, Д. Донского, А. Суворова, М. Кутузова, Б. Хмельницкого, Ф. Ушакова, П. Нахимова. Ребята готовят презентации, сообщения об этих великих людях России, а затем делятся своими творческими успехами в этом направлении на уроках, посвященных русскому военному искусству. Также ребятам предлагаю составить историческую характеристику того или иного полководца, где учащимся необходимо найти положительные и отрицательные черты характера, высказать своё отношение к данной личности.
Патриотическое воспитание осуществляется на основе формирования нравственных качеств учащихся.
В учебниках истории обычно не просматривается нравственная сторона поступка, поведения, события, факта. И если учащиеся хорошо знали заслуги перед Отечеством Петра I, M. Сперанского, С. Витте, П. Столыпина, они далеко не всегда представляют нравственные устои и мотивы их деятельности. Раскрывая нравственные качества соотечественников, на уроке стремлюсь соотнести положительные из них с аналогичными качествами самих учащихся. У одного ученика отмечается огромная жизненная энергия, свойственная Петру I, Суворову, для другого характерны изобретательность Кулибина, научный поиск Королёва и т. д.
У некоторых подростков положительный нравственный след в душе всё же остаётся: ещё бы - ведь у них подмечены качества, свойственные столь выдающимся личностям Отечества. А это, в свою очередь, может привести учащихся к потребности более глубоко изучить жизнь этих личностей. Высокая нравственность гражданина предполагает высокую отдачу в служении Отечеству, человеку, т. е. является одной из главных составляющих патриотизма