Семейная гостиная как форма совместной деятельности детей, родителей и педагогов способствующая просвещению и укреплению семейных ценностей.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Семейная гостиная как форма совместной деятельности детей, родителей и педагогов способствующая просвещению и укреплению семейных ценностей.
Автор: Дайнеко Светлана Григорьевна

Семейная гостиная как форма совместной деятельности детей, родителей и педагогов способствующая просвещению и укреплению семейных ценностей.
Модернизация системы образования в России предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, и к организации в них воспитательно-образовательного процесса, и к уровню качества образовательных услуг.
В соответствии с Федеральным законом N 273-Ф от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации" одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является взаимодействие с семьейдля обеспечения полноценного развития личности ребенка.
В статье 18 Закона РФ Об образовании говорится: Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.
В статье 44 Закона впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка.
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013г., который отвечает новым социальным запросам, и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержкисемьии повышения компетентности родителей(законных представителей)в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В связи с этим необходимо по-новому взглянуть навзаимодействиедошкольного образовательного учреждения с родителями, с целью создания единого образовательного пространства "семья - детский сад" для их равноправного и заинтересованного партнерства.
Новые задачи, встающие перед ДОУ, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями(законными представителями)и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения.
К сожалению не все родители осознают это предназначение, не обладают достаточными знаниями и навыками эффективного взаимодействия с детьми. Семья в наше время становится нестабильной, конфликтной, разрушается культура семьи, теряются навыки материнского и родительского поведения. Педагоги, сталкиваясь с проблемами ребенка, понимают, что за ним стоит его семья и вместе они составляют единое целое. И чтобы помочь нужно входить в контакт с этим сложным организмом и влиять на него. Как это осуществить в современных условиях общественного воспитания, учитывая особенности современной семьи?
В настоящее время практикой дошкольных образовательных учреждений накоплено многообразие нетрадиционныхформ взаимодействия с семьями воспитанников. Они направлены на установлениенеформальныхконтактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Большинство педагогических коллективов четко осознают приоритетностьсемейноговоспитания наряду с необходимостью психолого-педагогической помощи родителям.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. И таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей,формированиижизненных ценностных ориентиров.
Одна из эффективных форм взаимодействия ДОУ исемьи— семейная гостиная, участие вработе которой является добровольным. Свой вклад ворганизацию деятельности гостиной вносят разные специалисты ДОУ (педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, медицинские работники).
Семейная гостиная - это альтернатива родительскому собранию, в которой психолого-педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников, самих воспитанников и педагогов.
Общение врамках семейной гостиной создает положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так идля взрослых.
В рамках работы семейной гостиной проводятся совместные праздники, творческие мастерские для детей иродителей.
Цель работы гостиной:гармонизация детско - родительских отношений.
Задачи:
Информирование родителей о закономерностях развития детей дошкольного возраста, об эффективных стратегиях внутрисемейных отношений.
Содействие развитию творческого взаимодействия детей и взрослых, в процессе подготовки и проведения семейной гостиной.
Получение опыта позитивного, интересного общения детей, родителей, педагогов.
Презентация опыта семейного воспитания в организации досугов, сохранения истории семьи, продолжения семейных традиций.
Актуализация воспитательного потенциала семьи через совместную деятельность
Семейная гостиная дети-родители-педагоги решает 3 важные функции:
1.Познавательная функция. Получение знаний становится инициативой
самого человека, упор делается на самообразование.
Коммуникативная функция — это общение. Доброжелательная среда формирует добровольные, открытые, эмпатийные взаимоотношения.
Преобразовательная функция — это творческий подход в решении проблемы.
Периодичность:встречи семейной гостиной проводятся 4–5 раз вгод.
Работа всемейной гостиной реализовывается через игровую деятельность детей ивзрослых, создание комфортного психологического климата иблагоприятной предметно-пространственной среды. Для активизации воспитательных возможностей родителей используются разнообразные активные формы общения сними:
- Семейные игровые программы;
- Совместный досуг взрослых идетей;
- Познавательно-игровые викторины;
- Творческие мастерские;
- Дискуссионные встречи, практикумы, тренинги.
В процессе проведения таких программ родители могут вместе сребенком играть, лепить, рисовать, выполнять спортивные итанцевальные упражнения, задавать друг другу вопросы, загадывать загадки, соревноваться.
Пример 5-ти семейных гостиных, в которые основываются на опыт традиционного русского воспитания и на теорию и практику современно и психологии:
Играйте вместе с нами: семейный театр!
Как мы трудимся: посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку – пожнете характер!
Наши самые родные: посвящение семье!
Любимым мамам и бабушкам: хранительницы семейного очага!
Мужчины моей семьи: русские богатыри!
Структура встреча в семейной гостиной:
Встреча-вступление
Выступления родителей и детей с опытом семейного воспитания (театр, песня, стихи, газета, мультимедийная презентация, видеоролик).
Совместная деятельность детей и взрослых.
Ритуал расставания, совместная фотография
Семейная гостиная способствует взаимопроникновению и взаимовлиянию образовательного пространства ДОУ и семьи, созданию оптимально-благополучных условий для воспитания и развития личности ребёнка.
На заседанияхСемейной гостинойпедагоги много рассказывают родителям о различных опытахсемейноговоспитания и привлекают к этому родителей.
На аудиторию родителей большее влияние оказывает то, что о положительном опыте жизни и воспитания детей всемьерассказывает не педагог, а другие родители. К указаниям и требованиям воспитателя они могут отнестись скептически, с некоторым недоверием. Их больше убеждает, когда об этом же рассказывают сами родители, реализовавшие в своейсемьеопределенное направление в воспитании и развитии своего ребенка, испытавшие их целесообразность и добившиеся положительных результатов. Родители легче делятся своими успехами, трудностями, сомнениями, маленькими секретами и изюминкамисемейноговоспитания друг с другом, вместе ищут выход из проблемных ситуаций. Выступления родителей с живым интересом просматриваются и выслушиваются на собраниях, вызывают обсуждения, будят мысли и способствуют обмену опытомсемейного воспитания.
Поэтому мы, педагоги, должны проявить инициативу и понять, каким образомвзаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей частисемей.
Критериямиэффективности работы семейной гостиннойявляются:
• высокая посещаемость родителями всех планируемых заседаний,
• использование родителями предложенных материалов в работе с детьми,
• положительная оценка родителями (законными представителями)деятельности семейной гостинной;
• предложения о дальнейшем сотрудничестве.
Современные формы организации работы семейной гостиной позволяют активизировать взаимодействие с родителями по вопросам всестороннего личностного развития воспитанников, создают атмосферу доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса.
А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется этовзаимодействие! Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится.