Использование модульно-блочной технологии на уроках русского языка в начальной школе


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование модульно-блочной технологии на уроках русского языка в начальной школе
Автор: Ягупова Галина Васильевна

Модульно – блочная технология.
Много лет назад я случайно встретила материал по модульно – блочной технологии, смысл которой состоит в том, что знания усваиваются системнее, прочнее и быстрее, если они предъявляются ученику крупным блоком. Что подразумевается под блоком? Это совокупность уроков по одной теме программы, которая содержит в среднем 15 уроков, хотя разброс их в зависимости от предмета может быть от 3-4 до 40-50. Единицей учебного процесса является цикл уроков, т.е. модуль, который имеет четкую цель и определенную структуру. С этой технологией мы все встречались в вузах, когда учились, ну и она используется в старшем звене общеобразовательной школы при изучении естественно – математических дисциплин.
Однако данная технология, которая содержит все возможности для личностно – ориентированного обучения и развития, может быть использована и в начальной школе. Например, грамматические темы можно изучать по модульно – блочной технологии. Что она дает посмотрите на экран:
Знания, предлагаемые крупным блоком, усваиваются в системе;
Конспекты, в которых фиксируются основные знания, формируют умения действовать при наблюдении за частью речи, учат самостоятельно приобретать знания, развивают логическое мышление и зрительную память;
Фиксация материала в конспекте, обязательная работа в группах создают возможность учиться контролировать как свой ответ, так и ответ своего
товарища;
групповая работа, заложенная в технологии, учит школьников вести диалог;
технология позволяет развивать умение работать со справочным материалом;
разный уровень вводимого материала способствует организации дифференцируемого обучения
Хочу рассказать вам, как я работаю по этой технологии на примере изучения темы Глагол. В системе Л.В.Занкова, по которой я работаю уже 23 года, эта тема начинает изучаться в конце 2 класса, но полноценное изучение вводится в 3 и 4 классе, поэтому я решила объединить все темы в 3 классе во 2 четверти, а материал 4 класса углублял знания детей. А вот высвободившиеся уроки позволили мне более детально рассмотреть значение глагола в тексте.
Первый модуль – изучение нового материала.
На первом уроке я раздала конспект материала с пропущенными местами который мы заполняли по мере объяснения ( этот материал у вас перед вами),.
I.Изучение нового материала я начала с выделения признаков глагола, составление определения.
Задание: Прочитайте текст, определите его тему. Выпишите в столбик слова, называющие то, о чем говорится в каждом предложении.
Слайд 1 Зима еще хлопочет. Вчера она морозцу прибавила, а сегодня вьюгу напустила. Метет, воет вьюга, небо белой пеленой застилает, землю снегом укрывает. Не увидят люди красного солнышка.
- Допишите к подлежащим слова, называющие действия предметов. Ставьте к этим словам вопросы:
- Какими частями речи выражены подлежащие? (существительным)
- Какой частью речи выражены сказуемые? Можете ли вы ее назвать? (есть такие ребята, которые называют эту часть речи глаголом)
- Какие признаки этой части речи мы можем выделить? (действие)
- А теперь все наблюдения запишите в свой конспект.
- Что вы получили? (определение глагола)
- Прочитайте полное определение глагола. Подумайте, какие шаги необходимо сделать, чтобы правильно определить часть речи? Проговорите эти шаги соседу по парте.
- Давайте вместе составим опору № 1, которая поможет определить часть речи глагол.
Слайд № 2 Чтобы определить, является ли слово глаголом, нужно:
Поставить вопрос к глаголу.
Если слово отвечает на вопросы что делает? Что сделает? Что делал?-
Надо:
Определить, что обозначает слово.
Если слово обозначает действие предмета, то это глагол.
II. Следующий этап работы – это изучение грамматических признаков.
Слайд № 3 За зиму около дома вырос большой сугроб. Солнечные лучи пробили в нем маленькие дырочки. Этими дырочками сугроб дышит днем и потихоньку оседает ночью.
- Какие слова точно передают, что происходит с сугробом? (глаголы)
- Измените число имен существительных, о которых говорится в предложениях.
- Какая возникает необходимость? (изменить окончания у глаголов)
- Что изменяется у глаголов? (число)
-Какой вывод вы можете сделать? (изменяется число)
- Как определить число глагола?
- Запишите свой вывод в конспекте.
Слайд № 4
- Давайте составим опору № 2 Чтобы определить в каком числе стоит глагол, нужно:
1. Сколько предметов выполняют действие, и поставить к глаголу слова один что делает? Делал? Или многие что делают? Делали?
2. Если один предмет выполняет действие и ставится вопрос, что делает?- то глагол стоит в ед. числе.
3. Если много предметов выполняют действие и ставится вопрос что делают? – то глагол стоит во мн. числе.
- Прочитайте ваши записи в конспекте о глаголе.
- Расскажите все, что вы узнали о глаголе
Следующий урок является продолжение первого модуля – введения необходимого объема знаний. Он начался с актуализации изученного и совершенствовании умений в распознавании глаголов среди других частей речи и определении у глаголов числа. ребятам разрешаю пользоваться конспектами и опорами. Затем был введен новый объем материала об изменении глаголов по временам. Я обычно для этой работы использую такой вид деятельности как редактирование текста. Особое внимание обращаю в данной работе на необходимость вначале поставить правильно вопрос к глаголу, потом подумать, когда происходит действие. Сведения об изменении глаголов по временам заносятся в конспект. После этого решается вопрос, как определить время глагола и как поставить глагол в нужное время. Свои выводы ученики проверяют по готовым опорам № 3, 4. ( Слайд № 5,6)
В этом же уроке я ввожу и определение рода у глагола прошедшего времени, составляя опору № 5. (Слайд № 7)
В конце урока провела срез знаний учащихся. При работе дети имели право в случае необходимости пользоваться конспектом и опорами.
Изучение неопределенной формы глагола.
А) Знакомство с неопределенной формой глагола.
- Изучая имя существительное, мы отмечали, что у него есть начальная форма, но и у глаголов есть начальная форма.
- Давайте наблюдать: прочитайте глаголы и определите у них форму числа , времени и рода ( говорить, переписать, занести, беречь).
- Действительно есть такие глаголы, у которых нельзя определить ни форму времени, числа и рода. Как, можно назвать такие глаголы? (неопределенной формы)
- Понаблюдайте на какие вопросы они отвечают? ( что делать? что сделать?)
- Разберите глаголы по составу.
- На неопределенную форму указывают его формообразующие суффиксы –ть или –ти. Эти суффиксы, так же как и суффикс прошедшего времени –л в основу слова не входят.
- Неопределенная форма глагола может оканчиваться на – чь, но эти буквы являются частью корня.
- Проверьте правильность своих наблюдений по учебнику страница 157, 158, занесите эти выводы в конспект.
Б) Обучение постановке глагола в неопределенную форму.
(работа в парах )
- Обсудите, по каким признакам вы будете находить глаголы неопределенной формы.
- Давайте составим опору № 6
В) Упражнения в нахождении глаголов и постановке их в неопределенную форму.
Второй модуль – тренинг – минимум.
Этот модуль предназначен для развития умения решать шаблонные задачи минимального уровня. Учащиеся работали по алгоритмам, по которым вначале коллективно , затем самостоятельно решали грамматические задачи.
Промежуточным шагом в усвоении материала является практикум, когда дети общаясь в парах или небольших группах, закрепляли материал. Состав групп не учитывал никаких уровневых достижений, так как на этом этапе обучения все ученики считаются некомпетентными в изучении этой темы.
Как проводится работа в этом модуле?
Вначале уч-ся по конспектам повторяют все, что знают о глаголе. Затем предлагаю им распознать неправильные или неточные формулировки признаков глагола. После этого они ставили данные глаголы в неопределенную форму и выделяли гласный перед –ть. Вся работа проходила в парах, поэтому весь теоретический материал и способ действия проговаривался. При необходимости уч-ся доказывали свою правоту, пользуясь конспектами и опорами. В классе озвучивался только итог работы. затем коллективно и попарно выполнялись другие тренировочные упражнения.
В конце урока провожу срез, где проверяю умения в опознавании глаголов среди других частей речи, определении времени глагола, постановке глагола в нужное время, определении причин ошибок, допущенных при образовании неопределенной формы глагола.
Третий модуль – изучение нового материала (дополнительный объем).
Особенность этого модуля состоит в том, что учащиеся по – разному нуждаются дополнительном материале. Одни должны разобраться во всем, другим полезно понять и усвоить идеи, третьим достаточно только познакомиться с содержанием. Третий модуль содержит дополнительный объем знаний о правописании родовых и личных окончаний, Знания о постфиксе – ся, о формообразующем суффиксе –л прошедшего времени, о будущем сложном времени глагола.
На этом этапе осуществляю развивающее дифференцированное обучение (РДО).
Все уч-ся в зависимости от уровня развития и достигнутых успехов в изучении темы, что определялось по модульным срезам, входят в разные группы М - минимальная, Б - базовая, П - группа повышенного уровня.
Материал о правописании родовых окончаний глаголов прошедшего времени рассматривался всеми уч-ся. Тренировочные упражнения по определению родовых окончаний глаголов выполняли уч-ся групп М и Б ( получающие необходимый объем знаний0, в каждой группе по 4 человека. Работа идет под руководством учителя. Во время выполнения последнего задания уч-ся групп П
Самостоятельно изучали правописание окончаний глаголов будущего сложного времени и правописание гласной перед формообразующим суффиксом – л в прошедшем времени. Уч-ся предложила проследить и сделать вывод , как образуются глаголы прошедшего времени.
Видеть – видел, выращивать – выращивал, выговорить – выговорил.
Свой вывод они проверили по опоре № 9 , а затем записали в конспекте.
Если объем предложенного материала оказывается большой , то данный модуль может быть разбит на 2 урока. Работа в этом модуле завершается срезом знаний и умений.
Четвертый модуль – тренинг по разно - уровневому материалу в одноуровневых группах.
Каждая и выделенных групп М, Б, П - выполняют определенные задания. Эти задания всегда связаны единой тематикой языкового материала, но отличаются степенью трудности в постановке и количестве задач.
Пятый модуль – консультационный (Обобщающее повторение).
Он может занимать 1 или 2 урока в зависимости от качества усвоения материала. К этому занятию обычно уч-ся и я готовим свои вопросы , на которые отвечают уч-ся или я , и задания, при выполнении которых, они объясняют в чем затрудняются и где допускают ошибки. Уч-ся из группы П указывают на причины затруднений или допускаемые ошибки.
Шестой модуль – итоговый контроль. (ИК)
Контроль провожу в виде грамматический заданий и тестов, которые имеют разно-уровневый характер. Выполнение заданий по программе обязательно для всех. Задания со звездочкой требуют дополнительного объема знаний, поэтому выполняются по выбору. В итоге многие уч-ся выполняют все задания и показывают высокий уровень усвоения знаний и умений.
Седьмой модуль – коррекционный.
Это урок, на котором отрабатываются задания, вызывавшие затруднения у уч-ся.
Однако материал подбираю так, при котором необходим системный подход на изученный объем знаний, на способы решения грамматических задач.
Работа по каждому модулю заканчивается срезом знаний умений и навыков.
На уроках я использую разные методы обучения – это и коллективное наблюдение, потому что материал никогда не даю в готовом виде, только методом наблюдения, сравнения и анализа. Метод беседы, где не обойтись без технологии диалога и проблемного обучения. Как провести урок без технологии групповой и коллективной деятельности, ну и проектной.
Конечно, используя модульно-блочную технологию, учителю придется серьезно подойти к составлению рабочей программы. Также можно изучать и другие части речи, и даже знакомство с членами предложения, работу с основными признаками текста, его типами и стилями.