Психолого-педагогические особенности преодоления конфликтных ситуаций в педагогическом общении


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Психолого-педагогические особенности преодоления конфликтных ситуаций в педагогическом общении
Автор: Евтеева Светлана Владимировна


Министерство образования Московской области
Ликино – Дулевский политехнический колледж – филиал ГГТУ
ДОКЛАД (выступление)
НА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
СЕМИНАРЕ-ПРАКТИКУМЕ
по теме: КАРТОГРАФИЯ КОНФЛИКТА
Тема: Психолого-педагогические особенности
преодоления конфликтных ситуаций в педагогическом общении
Педагог - организатор
Евтеева С.В.
ПРЕОДОЛЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
ОБЩЕНИИ С ПОДРОСТКОМ И ИХ ОСОБЕННОСТИ
Объектом исследования является процесс педагогического общения. Актуальность выбранного направления исследования определяется необходимостью решения противоречий.
Анализ литературы по проблеме педагогического конфликта свидетельствует о возросшем профессиональном интересе отечественных ученых Андреева, Белкиной, Драгуновой, Журавлева и многих других к поиску эффективных средств управления конфликтными ситуациями.
Предметом исследования являются типичные конфликты в ходе педагогического общения с обучающимися.
Гипотеза исследования гласит:
Конфликты в педагогическом общении будут не столь частыми и явными, если учитывать возрастные особенности обучающихся и создавать позитивные условия для формирования бесконфликтного педагогического общения.
Методической основой является система принципов:
1. Принцип научности, наглядности, доступности в освоении знаниями, прочности в реализации условий педагогического воздействия и взаимодействия.
2. Принцип последовательности, системности и систематичности в планировании и организации педагогического взаимодействия.
3. Принцип ценностно-смысловой направленности социально - педагогического взаимодействия.
4. Принцип единства целей и ценностей социально-педагогического воздействия.
5. Принцип учета индивидуальных особенностей личности: возрастных, интеллектуальных, физических, половых и прочих.
6. Принцип создания и реализации условий для позитивного эмоционального фонда в социально-педагогическом взаимодействии.
7. Принцип единства требований в педагогическом коллективе.
8. Принцип гуманизации.
9. Принцип перехода от обучения к самообучению.
10. Принцип формирования и развития творческого потенциала.
11. Принцип формирования и развития внутренней мотивации учения.
12. Принцип позитивного взаимодействия в процессе обучения, развития, образования, социализации и адаптации при учете индивидуальных особенностей.
КОНФЛИКТ – ЭТО (ПО СЛОВАРЮ С.И. ОЖЕГОВА) СТОЛКНОВЕНИЕ, СЕРЬЕЗНОЕ РАЗНОГЛАСИЕ, СПОР.
В философский энциклопедический словарь понятие конфликт не включено, его эквивалент – противоречие - определяется как взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон.
Преподавание требует огромного эмоционального напряжения, но усталость от трудной работы и раздражение – вовсе не одно и то же. Учитель (педагог) тоже человек. Ему также хочется, чтобы никто не мешал осуществлению его намеченных планов на урок, его законного права – учить с удовольствием. Учитель не может смириться с нарушением дисциплины со стороны обучающихся, и вынужден применять различные меры. Нельзя притворяться, что Вы находитесь в беспроблемной зоне. Учителю необходимо что-то предпринимать для своего же блага.
Во-первых: для эффективного взаимодействия с обучающимися необходимо определить принадлежность проблемы. Если проблема принадлежит Вам, у Вас есть три возможности:
1. работать с учеником, рассмотрев его с разных сторон;
2. работать со средой;
3. работать с собой.
Обучающийся слышит, порой, тысячи замечаний изо дня в день. Он приучается к тому, что он – причина всех бед педагога. Подавляющие наши замечания носят характер обвинения, осуждения и критики. Они снижают молодому человеку его самооценку, унижают его, носят характер приказа:
- убери мобильный телефон!
- выплюнь жвачку.
Угрозы: Если ты не будешь писать конспект, останешься на IV пару.
Нотации: Ты мог бы лучше учиться, а сидишь и протираешь штаны.
Выдержать подавляющие замечания без ущерба для своей еще неустоявшейся самооценки могут только немногие как их называют – принцы и то это только защитная реакция – не реагировать, на самом деле ему страшно и больно. За всем этим подростки слышат слова: Ты плохой!. Такая оценка взрослых!!! Потому что понимаешь материал, потому что не хочешь слушать. Что мы говорим и что мы слышим в этих словах не одно и то же!
ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ ПЕДАГОГОМ В ХОДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ.
Когда педагоги начинают называть свои чувства и эмоции, например:
- Я раздражена постоянным шумом за последней партой
- Я огорчена, Сергей, что ты и сегодня не выполнил домашнее задание.
Во-первых, учитель, который делает такое замечание, берет ответственность за свое внутреннее состояние и за то, что он делится своим чувством с обучающимся.
Во-вторых, оно не содержит негативной оценки личности ученика, что позволяет ему идти навстречу педагогу, а не сопротивляться, гневаться.
Они содержат минимальную негативную оценку ребенка и способствуют появлению желания изменить свое поведение. Возникает некий положительный эффект, который может противостоять назреванию конфликтной ситуации. Надо помнить, что ничто не приводит так быстро к сопротивлению как попытка оказать давление!!! Даже из самых благих намерений!!!
В целом, людям свойственно встречать в штыки любые новые идеи, даже если они несут, по вашему мнению, благо! Но для обучающегося это означает изменение собственной системы ценностей. Например, суперсовременная форма одежды. Поэтому здесь необходимо выступать в роли консультанта, который принимает и понимает чувства ученика.
Целесообразно пытаться как можно лучше узнать т понять мотивы поведения обучающихся. Попытаться сделать его понятным для Вас самих. Поговорите с проблемным для Вас учеником, попытайтесь узнать в чем конкретно не совпадают Ваши с ним взгляды и позиции.
Всё вышесказанное позволяет определить, что в случае возникновения конфликта педагогу предстоит решить следующие задачи:
1. определить сферу действия проблемы
2. выбрать адекватное решение, изменив поведение ученика, свое поведение, среду, обстановку взаимодействия.
Как сказал великий педагог: Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организованного совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.