Деятельностный подход при обучении биологии


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Деятельностный подход при обучении биологии
Автор: Гажиу Галина Хамзеевна


ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫИ ПОДХОД
ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ
Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?
Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому все объяснили.
Народная мудрость гласит: Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь. Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками- писал А.Н.Леонтьев. Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке.
В современной жизни, характеризующейся возросшими требованиями к школьному образованию, особенно эффективны дидактические технологии, относящиеся к развивающему обучению.
В практике моей работы значительное место уделено деятельностному подходу к обучению, который включает проблемное преподавание, элементы технологии критического мышления, а также развитие творческой активности учащихся.
Проиллюстрирую применение этих методов на примере конкретного урока.
Урок Неклеточные формы жизни. Вирусы
Урок с использованием технологии критического мышления включает три стадии: вызов — осмысление — рефлексия.
1-й этап Актуализация знаний - стадия вызова
Используя прием опережающего домашнего задания, прошу учащихся заранее составить дома синквейн по теме Вирусы, а также познакомиться с актуальной проблемой — о возможных последствиях глобальной экологической катастрофы, связанной с эпидемией вируса птичьего гриппа. В результате в начале урока ученики зачитывают примеры синквейнов, которые звучат, например, так:
Вирус
Опасный, коварный
Пугает, заражает, уничтожает
Необъяснимая загадка природы
Враг
Затем прошу учащихся назвать известные им вирусы и рассказать об их значении.
Такой прием помогает актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данному вопросу, способствует пробуждению интереса к изучаемой теме, мотивации к познавательной деятельности и активной работе. Урок начинается с формулирования самими учащимися целей занятия и их корректировки учителем (см. слайды 1, 2).
2-й этап Изучение нового материала - стадия осмысления
На этом этапе используются технология проблемного обучения и элементы технологии критического мышления.
Использую прием создания проблемной ситуации, которая формулируется до объяснения нового материала: представьте, что вы находитесь на табачной плантации, где растения поражены неизвестной болезнью.
Слайд 1 Слайд 2
Какими способами можно выявить возбудителя этого заболевания? Предложите пути решения проблемы (см. слайд 3).
Организуется работа в парах по выработке схемы проведения эксперимента (см. слайд 4).
Слайд 3 Слайд 4
Далее выступает ученик с докладом по теме Открытие вирусов (см. слайды 5,6). Данное сообщение имеет воспитательный аспект, учит уважать людей науки, воспитывает гордость за отечественную науку, так как открытие вирусов принадлежит русскому ученому Д.И.Ивановскому.
Слайд 5 Слайд 6
Использование сообщений на уроке способствует развитию творческого потенциала учеников, однако этот прием имеет слабую сторону — пассивную роль слушателей. Выйти из этой ситуации можно, предложив аудитории в ходе выступления автора составлять краткое резюме. Можно также, разделив учеников на 2 группы, попросить первую группу отметить только удачные и понравившиеся моменты выступления, вторую — прокомментировать моменты, которые можно было бы улучшить, расширить или исправить. Данная технология работы с рефератом позволяет активизировать мыслительную деятельность всех учащихся, развивает их аналитические способности и в итоге повышает уровень облученности предмету.
В ходе сообщения учащихся заостряю внимание школьников на открытии, сделанном в 1935 г. (см. слайд 6), предлагая обсудить проблему природы вирусов: живая или неживая это субстанция?
Постепенно переходим к изучению строения вирусов (см. слайды 7—12). Наиболее приемлемы, с моей точки зрения, здесь методы стратегии продвинутой лекции (технология критического мышления) и метод постановки проблемных вопросов.
Слайд 7 Слайд 8
Слайд 9 Слайд 10
Слайд 11 Слайд 12
Согласно уровневой пирамиде процесса усвоения знаний учащимися, лекции отводится лишь 5% учебного времени, однако в старших классах лекция — неотъемлемая часть учебного процесса. С целью повышения результативности лекции и восприятия материала я разбиваю содержание лекции на смысловые отрывки и перед каждым формулирую проблему, по поводу которой ученики должны высказать свое мнение: после изложения материала или, наоборот, опережая услышанное.
Постановка проблемных вопросов: вводных, побуждающих, фокусирующих, обобщающих способствует более осмысленному восприятию и усвоению полученной информации. Происходит непрерывное использование знаний, умений и навыков в новых связях и сочетаниях. При такой форме работы учащиеся сами определяют и задают темп и ход лекции.
Учащиеся, используя опорные слова, выделяют в содержании главное и составляют конспект.
Урок должен быть интересным, познавательным, привлечь внимание, заинтересовать. Только в этом случае он активизирует желание учащихся к поиску новых знаний.
Удачным на этом уроке оказалось использование компьютерных технологий, что позволяет не только дополнить существующие наглядные средства обучения, но и помогает учащимся, имеющим проблемы со зрительным и слуховым восприятием. Данный метод позволяет:
• наглядно с помощью рисунков, электронных фотографий, опорных точек и схем показать строение вирусов, их классификацию;
• последовательно показать и закрепить материал о жизненном цикле вируса;
• акцентировать внимание на проблемах болезни века - СПИДе и необходимости каждому человеку соблюдать правила безопасного поведения;
• сэкономить время на оформление доски;
• организовать и провести заключительную беседу по теме урока.
3-ий этап Стадия рефлексии
Учащиеся самостоятельно делали выводы по уроку, доказав двойственную природу вирусов.
Результаты проведенного в качестве закрепления теста показали хорошее усвоение темы урока.
Предложенное домашнее задание предполагало дифференцированный и творческий подход: для одних - это работа с учебником, для других - работа с учебником и подготовка сообщения, для третьих — разработка презентации.
Роль учителя на данном уроке заключалась в вовлечении учащихся в активную мыслительную и познавательную деятельность, создании комфортной обстановки на уроке.
ЛИТЕРАТУРА
Загашев И.О., Заир-Бек С.И. и др. Учим детей мыслить критически. — СПб: Альянс Дельта, 2003.
Учебно-методический комплекс под редакцией Захарова В.Б.
Вирусы. — М.: Кругосвет, Энциклопедия, 2006. Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлер. Биология. 4.1.