"ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ"
Автор: Козлова Светлана Степановна

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ «Дети – цветы жизни». Ну, кто ж не слышал или не читал эту фразу?!. Правда, не все знают, что она принадлежит Максиму Горькому. «Дети- живые цветы земли», - вот в таком виде эти слова впервые явились миру… Хотя. Это не столь уж и важно…Мне так вообще кажется, что дети – это еще даже и не цветы, а, скорее, бутоны. Нераспустившиеся и нежные. Им так тяжело расцвести… Даже когда очень этого хочешь, хочешь больше всего на свете, одного желания недостаточно. Это нельзя сделать без… любви. Она как вода и солнце для зеленой поросли». Чудесные слова, искренние, слова моего наставника и коллеги В. Зверевой. Наверное, это свойственно филологам, я отношусь к их числу, быть чувственными и через себя пропускать все, переживать вместе с детьми, расти вместе с ними, быть в курсе их проблем, быть другом. Я работаю в системе дополнительного образования в небольшом грасновишерске в детско-юношеском центре, которому перевалило давно за 70. Это учреждение с историей и именем принимало в свои ряды пионеров, активистов, шло в ногу со временем. Спустя годы поменялся не только статус, изменились дети, педагоги. Уж не встретишь этих открытых детских лиц и взглядов, устремленных в светлое коммунистическое ВСЕРОССИЙСКАЯ ДИСТАНЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ» 2017 «Высшая школа делового администрирования» Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 70095 www.s-ba.ru будущее. К сожалению, теперь оно неизвестно и крайне нестабильно. Я работаю с современными, реалистичными, зачастую, умеющими рано принимать серьезные решения, детьми, своенравными, умными и вместе с тем ранимыми, уязвимыми, ищущими совета и поддержки. Не всегда они находят это в школе или дома. Возможность выразить себя, добиться признания, найти друзей – вот для чего нужны учреждения дополнительного образования. Это место, где не поставят «2», где не надо сдавать ЕГЭ, где можно заниматься любимым делом, не «напрягая» родителей еще одним пунктом в статье расходов. Согласно Закону РФ «Об образовании» главными специфическими особенностями дополнительного образования стали: добровольность получения дополнительного образования детьми; индивидуализированность и вариативность (в том числе за рамками школьных программ); осуществление в сфере свободного времени детей, подростков и юношества. Законом РФ «Об образовании» этой системе придается образовательный статус. Однако сохранились противоречия между: реальной образовательно-развивающей сущностью ВСЕРОССИЙСКАЯ ДИСТАНЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ» 2017 «Высшая школа делового администрирования» Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 70095 www.s-ba.ru родителями. Платные группы тоже имеют место. Это могут быть группы, например, набранные сверх положенных норм. В МАОУ ДО ЦДО обучаются 1400 детей, занимаются они в 51 объединении, работа ведется по 4 направленностям: социально-педагогической, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой. Старое здание и отсутствие материальной базы не позволяет привлечь еще больше детей. Родители приходят ежедневно, записывая своих чад за год вперед. Популярность учреждения высока. За последний 2016 год в учреждении более 300 наград Всероссийского и Международного уровня. Ребята с выдающимися способностями по итогам конкурсов могут получить и получают направления в профильный ВУЗ. Без талантливых педагогов и поддержки администрации учреждения это было бы невозможно. Педагоги работают за весьма скромную зарплату. Как жаль, что государство не оценивает их труд по достоинству. Мы знакомимся с Концепцией дополнительного образования и новшествами, которые еще пока не коснулись нашего региона. Весьма спорные документы. Детско-юношеский центр осуществляет работу на базе школ. Более 400 детей посещают различные объединения нашего центра. Это очень удобно. Педагог приходит на занятия в школу, где ему предлагается место для занятия. Зачастую, администрация школ не идет на встречу, и у педагогов нет постоянного кабинета, хуже, когда занятия проводятся в столовой или в библиотеке. Тем не менее, в школе формируется устойчивый контингент обучающихся по направленностям. Этому способствует небольшая удаленность от места жительства, организация питания. Работа осуществляется после занятий в общеобразовательной школе, объединения имеют хорошую наполняемость и постоянство ВСЕРОССИЙСКАЯ ДИСТАНЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ» 2017 «Высшая школа делового администрирования» Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 70095 www.s-ba.ru контингента. Занятия педагогов дополнительного образования позволяют вовлечь во внеурочную деятельность большой процент обучающихся. Содержание дополнительного образования детей обуславливается, во-первых, его специфическими условиями, во-вторых, целями и задачами, в-третьих, социально-культурными и социально-экономическими факторами. Развитие ребенка в процессе дополнительного образования осуществляется в трех взаимопроникающих направлениях: личностный рост ребенка; совершенствование и развитие его в избранном виде деятельности, т.е. предметно-деятельной сфере; повышение его функциональной грамотности. Соответственно каждое направление требует организации педагогически продуманных условий с учетом возможностей данного возраста детей. Система дополнительного образования детей переживает период реформации. Дополнительному образованию детей объективно присуще отсутствие любых форм принуждения. Могу, хочу, умею, делаю, не боюсь ошибиться - эти глаголы определяют позиции и детей, и взрослых. Регламентированные требования, принятые в сфере дополнительного образования детей, направлены на создание и поддержание атмосферы психологического комфорта. В практике дополнительного образования не принято предъявлять ребенку требования, которые он не может выполнить, так же как не принято наказывать за невыполненную работу. Ребенок имеет право на усвоение избранной им образовательной программы в индивидуальном темпе и объеме.{10. стр. 120-137} Как это будет после введения подушевого финансирования нетрудно догадаться. ВСЕРОССИЙСКАЯ ДИСТАНЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ» 2017 «Высшая школа делового администрирования» Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 70095 www.s-ba.ru Содержание дополнительного образования детей, как уже упоминалось, реализуется в разнообразных формах, обеспечивая развитие ценностных установок личности и такого характера, который «противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы возможность извлекать отовсюду только добрые результаты». В этом видел смысл воспитания К.Д.Ушинский. Этому идеалу пытаются соответствовать педагоги дополнительного образования. Они сами любят то, чем занимаются и готовы дать возможность любому ребенку попробовать себя выразить и научиться новому. В Российской Федерации дополнительное образование детей - уникальная образовательная практика, не имеющая адекватной теории. В условиях обновляющейся системы российского образования приоритетом стало воспитание свободной, нравственной, духовной, гуманной, адаптированной, творческой личности. Личность ребенка, ее значимость в жизни образовательного учреждения в наши дни уравнивается с личностью педагога. Ребенок - высшая ценность педагогической культуры. Уникальное явление мира. Его жизнь бесценна: его творческий потенциал безграничен, его духовное богатство бесконечно интересно. Вся деятельность педагога дополнительного образования должна исходить из этих постулатов. {13. стр. 83-110}Социальная работа с детьми, подростками и молодежью по месту жительства направлена, прежде всего, на объединение воспитательных усилий семьи, школы и клубного коллектива, специалистов учреждений, работающих с подрастающим поколением, по решению проблем социализации подростков; культурной адаптации и социальной реабилитации, нормализации ее социально-культурного становления, подготовки к самостоятельной активной жизни, обеспечению условий для личностного ВСЕРОССИЙСКАЯ ДИСТАНЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ» 2017 «Высшая школа делового администрирования» Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 70095 www.s-ba.ru роста, развивающего досуга и образования, для решения конкретных проблем подростков, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях.{11. стр. 68-71} Жизнь наша наполнена событиями, и, порой, они происходят так часто и пролетают так быстро. Труд педагога бесценен. Он помогает раскрыться ребенку, понять сильные стороны характера, обрести взаимопонимание, найти смысл.