Тематический вечер "О великий, могучий!"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тематический вечер "О великий, могучий!"
Автор: Рыжова Валентина Семеновна

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеПензенской области«Кузнецкий многопрофильный колледж»Методическая разработка(сценарий) тематического вечера по дисциплине «Русский язык» «О великий, могучий!»Составила: Рыжова Валентина Семеновна,преподаватель дисциплины «Русский язык»ГБПОУ «КМК»Кузнецк2018Тематический вечер по русскому языку и культуре речи.«О великий, могучий!»Цель: повышение грамотности и культуры речи обучающихся.Задачи:
  • Иметь представление о культуре речи и экологии слова.
  • Уметь правильно ставить ударение.
  • Отрабатывать навыки произношения звуков.
  • Не допускать речевых и грамматических ошибок в речи.
  • Правильно произносить профессионализмы.
  • Учиться заменять иноязычные слова русскими.
  • Использовать разные стили речи в разных ситуациях.
  • Обогатить словарный запас культурного человека (приветствия, прощания, извинения, обращения к собеседнику, комплименты).
  • Уметь выражать мысли ясно, точно, логично, последовательно.
  • Практически применять знания по культуре речи, речевому этикету в различных сферах: в общественной и личной жизни, профессиональной деятельности.
  • Форма организации мероприятия: тематический вечер.Оформление зала:
  • Плакаты с высказываниями о русском языке.
  • Стенгазета «Слово русское - русское чудо!»
  • Выставка рефератов на тему «Культура речи»
  • Техническое оснащение:
  • Видеозапись песни Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты».
  • Видеозапись выступления поэта В. Луговского «Русский язык».
  • План проведения тематического вечера.
  • Слово учителя.
  • Литературный монтаж о значении русского языка.
  • Прослушивание видеозаписи речи поэта В. Луговского «Русский язык»
  • Стихотворения о русском языке.
  • Сообщения учителя и обучащихся на тему: «Экология слова», «Культура речи», « Культура приветствия», «Мат вызывает мутацию».
  • Конкурс «Ты и твое имя».
  • Викторина и инсценировки ситуаций.
  • Подведение итогов. Награждение победителей .
  • Зал оформлен плакатами с высказываниями о русском языке:
  • «Берегите чистоту языка, как святыню».
  • И. С. Тургенев.
  • «Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».
  • А. Н. Толстой.
  • «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».
  • К. Г. Паустовский.Ход (содержание) вечера.Слово учителя.Сегодняшний вечер – завершающий этап предметной недели, посвященной русскому языку и культуре речи. В течение предметной недели были проведены следующие мероприятия:
  • Линейка «Язык мой – друг мой!»
  • Классный час «Как мы с вами разговариваем?»
  • Выпуск стенгазеты «Слово русское – русское чудо!»
  • Конкурс рефератов «Культура речи».
  • Публикация в молодежной газете колледжа материала по культуре речи и владению русским языком.
  • Открытый урок «Язык в твоей жизни».
  • Доклад преподавателя на заседании методической комиссии на тему «Культура речи в процессе обучения, воспитания и речевого общения обучающихся.»
  • Цель нашей сегодняшней встречи – пополнить свои знания по русскому языку, культуре речи, подвести итоги предметной недели , наградить победителей. Итак, приглашаем вас в мир знаний русского языка и культуры речи! Будьте внимательны, это поможет вам принять активное участие в нашем тематическом вечере «О великий, могучий!»Литературный монтаж о значении русского языкуЗвучат фанфары. На сцену выходят ведущие.1 ведущий : «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».К. Г. Паустовский.2 ведущий: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».3 ведущий : «Обращайтесь почтительно с этим могучим орудием, в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса…».И. С. Тургенев.1 ведущий: «Русский язык властен выразить и передать любые чувства, мысли, эмоции».2 ведущий: «Тот, кто не знает язык , не достигнет духовной высоты».3 ведущий: «Не любить язык – значит не любить Родину».Звукозапись речи поэта В. Луговского «Русский язык».Ведущий: « К чему призывает поэт?»- Беречь русский язык.Стихотворения о русском языке.1 обучающийся : стихотворение В. Гордейчева«Родная речь»Из вечной бронзы выкованИзвечный русский выговор, Чеканное, глубокоеТо аканье, то оканье.Слова в иной пословице Поются, а не молвятся,Слова звенят звоночками,То – ёчками, то – очками.Вот палочка. И палица:Ударит – слон повалится.Вот скрипка. Или скрипица: Играет – слезы сыплются.А речек звоны светлые!Люблю за ними следовать: То сетовать над Сетунью, То с Беседью беседовать.Певучими – над елками – Соловьими прищёлками, Родная речь,вызванивайИз каждого названия!Тобой, как речкой Речицей, Любая боль излечится,Твои слова, пророчица, Журчат – и слушать хочется.2 обучающийся: стихотворение в прозе И. С. Тургенева«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! – Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? – Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»Выходят двое ведущих:1 ведущий: «Иван Сергеевич Тургенев восхищался русским языком, любил его».2 ведущий: «Всегда ли мы бережно относимся к родному языку, речи?»1 ведущий: «Пожалуй, что нет, а надо бы!»2 ведущий: «Давайте прослушаем сообщение об экологии слова, о чистоте языка». «Экология слова»Русский язык богат, велик и могуч. Но не все могут правильно пользоваться им, не всегда речь наших граждан является безупречной и грамотной.Грамотной, культурной речи, экологии слова мешают такие факторы, как: нарушение орфоэпических и грамматических норм русского языка, употребление жаргонизмов, просторечий, ругательств – «матерного языка», иностранных слов. Наша задача – бороться за чистоту (экологию ) слова, обогащать, а не засорять русский язык. «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Обеспокоенность по данной проблеме выразил Е. Вестник в «Оде русскому языку».О, бедный мой язык родной,О, прелесть русской речи чистой,Кто не глумился над тобой –Шпана, чиновники, лингвисты…Кто бедолагу не ломал, Не выворачивал, не мучил:«Облегчить, начать, взад, принял, Правы, сочуйствовать, подключил.Ну, ладно б жулик или вор, Иль алкаши и наркоманы,Но педагог, но прокурор,Но дикторы с телеэкрана!Рабочий и интеллигент Родную речь, как шавку, лупят :«Осужденный и инциндент,Блага, сочуйствовать, оглупят».Ну , ладно б только бюрократ – Кувшинное тупое рыло, Но журналист, но депутатЯзык недавно исказили.От сердца я хочу воззвать Ко всем, кто сын России верный.Пора не начать, а начатьЯзык наш очищать от скверны.Друзья, следите за собой,Когда по-русски говорите.Ведь это наш язык роднойЕго для внуков сохраните!Ругательства, «блатной язык», за что мы часто ругаем обучающихся, сегодня можно встретить на страницах независимых газет, свободных изданий. Моду на беспредел приняли и «рекламщики». Вот реклама в одной из ростовских газет : «Мигульные мотыги и махачи! Максим двигает немеренно прибамбасов для флэта и конторы. Сканируйте! Качество – просто вышак! Прайсы – душевные! Манируйте сюда! – душевные! Манируйте сюда! Нас от вас плющит и колбасит одновременно!»Для «темных» людей – рядом перевод на нормальный русский язык: «Дамы и господа! Торговый дом «Максим» предлагает Вашему вниманию широкий выбор товаров для дома и офиса. Качество европейское. Цены доступные. Приходите в торговый дом «Максим»! Мы всегда рады Вам!»Немалый вред русскому языку наносит засорение речи заимствованиями из иностранных языков. Уместнее употреблять русские или обрусевшие иностранные слова.- Замените иностранные слова на понятные всем: Дисплей – экран.Сэндвич – бутерброд.Шоу – зрелище.Сленг – жаргон.Офис – контора.«Культура речи». (Выступление обучающегося с фрагментом из реферата по культуре речи.)Культура речи – раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах, когда выбор и организация языковых средств позволяют добиться необходимого эффекта в достижении поставленных задач коммуникации.Культуру речи можно сравнить с одеждой для мысли – внешнего выражения внутреннего содержания. Культура речи как наука отвечает на вопросы: как пользуется человек речью в целях общения, какая у него речь как совершенствовать речь?Различают два уровня речевой культуры человека – низший и высший: правильность речи и речевое мастерство.Если человек не допускает ошибок в произношении, в употреблении форм слова, в их образовании, в построении предложений, речь его мы называем правильной. Однако этого мало. Речь может быть правильной, но плохой. В понятие хорошей речи включаются такие признаки, как: правильность, точность, логичность, богатство, выразительность, уместность, доступность, чистота.Высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь – задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слова, в построении предложений.Швейцарский мыслитель 18 века Лафартер сказал: «Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать».«Культура приветствия.»(Сообщение обучающегося и инсценирование ситуаций.)Ведущий: «Каждый день мы с кем-то встречаемся, приветствуем друг друга, но не каждый знает, как поступить в той или иной ситуации.Правила приветствия – составная часть общей культуры человека.Прослушаем сообщение на эту тем.»Прежде всего, принято, что младший по возрасту первым произносит слова приветствия, здороваясь со старшим; мужчина здоровается с женщиной, подчиненный приветствует начальника. Мужчина, если он начальник, может первым приветствовать женщину, свою сослуживицу, если они ровесники, или женщину старше по возрасту.Произнося слова приветствия, мы улыбаемся, ведь когда человек видит улыбку на вашем лице, он и вас примет более радушно. При приветствии друга на вашем лице, естественно, более открытая улыбка.Если вы вошли в помещение, то первым здороваетесь с присутствующими людьми. Когда вы уходите, то прощаетесь с теми , кто еще остается в комнате.В гостях, зайдя в комнату, вы сначала здороваетесь с женщинами, затем с мужчинами, приоритет отдаете хозяйке дома.Увидев в кафе своего знакомого, вы здороваетесь молча – только кивнув головой, так же молча, только кивнув головой, прощаетесь. Необязательно подходить к столику вашего знакомого, пожимать руку, обниматься. Не следует шумно приветствовать знакомого, крича на весь зал или улицу и хлопая друг друга по плечу.Положено, чтоб младшие вставали, когда здороваются со старшими. Вежливые мужчины также встают, приветствуя женщин. Встав для приветствия, садимся тогда, когда сел старший человек или женщина.Мужчины обычно протягивают друг другу руку для приветствия. Если здороваются мужчина с женщиной, женщина может подать руку, если пожелает. Пожилой человек может подать руку первым, начальник первым протягивает руку подчиненному.При приветствии женщины мужчина может поднять шляпу плавным движением.В знак особого расположение и в особо торжественных случаях мужчина целует руку женщине.Словесное выражение приветствия: «Здравствуйте!», «Доброе утро», «Добрый вечер», «Добрый день», «Приветствую Вас».Ролевые ситуации. Обучающимся раздают роли: старших, младших мужчин, женщин, учителя, пожилого человека.Юноши, играющие роли мужчин, сидят на стульях. Мило проходят девочки, играющие роли женщин. «Мужчины» привстают, приветствуют «женщин».Девушки и юноши сидят, мимо идет учитель, пожилой человек, ученики встают, выражая свое почтение.Проигрываем ритуалы приветствий.Идут навстречу друг другу «младший» и «старший», первым здоровается младший, когда они почти поравняются, произнося четко и внятно : «Здравствуйте». «Старший» отвечает.Обучающийся приветствует учителя, полностью произнося при этом имя и отчество: «Здравствуйте, Антонина Петровна».Приемная учреждения, человек входит и приветствует присутствующих.Юноша демонстрирует: входя в помещение, мужчина снимает головной убор.Ведущий: «А как поступить в следующих ситуациях?»Ваш знакомый идет по улице в обществе девушки, вы ее не знаете. Как следует поступить? Вы здороваетесь с ними, говорите обоим : «Здравствуйте!» Ваш приятель, если пожелает, может вас познакомить со своей спутницей.Встретились на улице две пары: сначала девушки здороваются друг с другом, затем они здороваются с юношами (можно протянуть им руку), и только потом юноши приветствуют друг другаВы идете по улице со своим другом, он встретил знакомого. В данной ситуации отвечать на приветствие следует вам.«Мат вызывает мутацию»Выходит ведущий: «Хотя мы уже говорили об экологии слова, обратимся еще к нецензурной лексике, теме мата. Думаю, что это сообщение, учитывающее точку зрения православной церкви и некоторых ученых, поможет некоторым обучающимся избавиться от одной из дурных привычек.Сообщение обучающегося.Что такое мат, русскому человеку объяснять не надо. Это понятие характеризует вопиющую нравственную деградацию нашей молодежи. Если раньше мат был, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц и других опустившихся лиц , то теперь все изменилось. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, а их это порой даже не возмущает. Даже в девичьих компаниях можно услышать нецензурные слова. Малые дети, слыша брань родителей, засоряют свой язык, даже не понимая смысла произносимых слов. Сегодня мат проник в литературу, кино и телевидение, что негативно сказывается на подрастающем поколении. Бытует мнение, что мат позволяет избавиться от раздражения, снимает стресс, предает ругающемуся оттенок «крутизны».Тем, кто так думает, нужно знать мнение церкви и исследователей. Сквернословие наносит вред всем, кто его слышит, но больше всего самому ругающемуся. Здесь мы имеем дело с таинством слова. Кого зовешь, считает православная церковь, тот и приходит. Называешь человека по имени – он отзывается. Призываешь имя Божье в молитве – Господь ответит, если будет Его воля. Когда произносятся бранные слова, откликаются бесы, которые и сопровождают чертыхающегося человека.У закоренелых матершинников бранные слова едва ли не полностью вытесняют нормальную речь. Без мата они уже не могут связать и двух слов. Церковь считает, что у таких людей, удалившихся от бога, погрязших в сквернословии, отбирается разум.Каков человек, таковы и его слова. Необходимо быть осторожным в словах и знать, что человек, проклинающий другого, на самом деле, насылает проклятье на свою же голову. Желаем другим добра – получаем добро. Желаем другим зла – оно падёт на нашу голову.В ходе экспериментов было доказано, что бранные слова наносят вред окружающим. Воздействие брани равносильно радиационному облучению в 10 – 40 тысяч рентген – рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы, то есть бранные слова вызывают мутацию. Грубыми, злыми словами можно не только расшатать здоровье, но и убить человека.Если злоба разрушительна, то, напротив, простое доброе слово, сказанное с любовью, врачует. «Доброе слово лечит, а злое калечит». Злая брань – меч, вонзающийся в организм человека, разрушающий его на клеточном уровне. Как же нам всем нужно беречь и щадить друг друга! И как счастливы те семьи, в которых отсутствуют ругань и ссоры, где царят мир, любовь и согласие!Причиняя зло окружающим, сквернослов может не знать, что самый большой вред он наносит себе и своему потомству. Человеческие гены «слышат» мысли и слова, воспринимают их и фиксируют в генетическом коде. Скверные слова негативно воздействуют на генетический код матершинника, фиксируются в нем, становясь проклятьем, падающим на собственную голову и определяющим плохую наследственность.Выходят двое ведущих.Ведущий первый : « Я призываю всех, кто находится в зале , объявить бойкот сквернословию, мату; советую следить за чистотой языка и быть культурными как в речи, так и в поведении!»Ведущий второй: «Если тебе захочется сказать «фильтруй базар» ,как ты выразишься культурно?»Ведущий первый: «Я скажу: «Выбирай выражения» или « Следи за своими словами».(Музыкальная пауза.)Ведущий второй: «Следующая страница нашего вечера – конкурс «Ты и твое имя». Участники конкурса – наши зрители. Победит тот, кто назовет наибольшее количество значений имен.(Жюри выдает жетоны за правильные ответы и объявляет итоги).Справочный материал о значении имен прилагается .ТЫ И ТВОЕ ИМЯАлександр – защитник людей Алексей – защитникАнастасия – воскресениеАнатолий – восточныйАндрей – мужественный, храбрыйАнна – благодать Борис – сокращенное от БориславВадим – смутьян, спорщикВалентин - здоровый, сильныйВалерий – то же значение, что и ВалентинВасилий – царскийВера – то же значение, что и у слова «вера»Виктор – победительВиталий – жизненныйВладимир – владеющий миромВладислав – владеющий славойВсеволод – властелин всего (народа)Вячеслав – более славный Галина – тишина, кротость Геннадий - родовитыйГеоргий – землетруженикГригорий – бодрствующийДаниил – божий судДарья – победительницаДенис – от Дионисий – посвященный богу виноделияДмитрий – принадлежащий Деметре, богине землиЕвгений – благородныйЕгор – народ. Форма от ГеоргийЕкатерина – непорочнаяЕлена – избранная, светлая, пламенникЕлизавета – божья клятва, обет богуЗинаида – рожденная ЗевсомЗоя – жизньИван – дар богаИисус – божья помощьИгнатий- незнаемый, неведомыйИгорь – воинство, силаИлья – Иегова – мой богИрина – мирКира – госпожаКирилл – господинчик, барчонокКонстантин – сын постоянногоКсения – чужестранкаЛариса – приятная, сладкаяЛев – могучий храбрецЛеонид – из львиного родаЛюбовь – значение то же, что и у слова «любовь»Людмила – милая людямМаксим – величайшийМария – горькаяМарина – морскаяМихаил – богоподобныйНадежда – то же значение, что и у слова «надежда»Наталья – роднаяНиколай – победитель народовОлег - священныйОльга – жен. форма от ОлегПавел – малышПетр – каменьРоман – римскийСергей – высокийТамара - смоковницаТатьяна – устроительЮлия – из рода ЮлиевВикторина и инсценирование ситуаций.Ведущий первый: «Самая интересная страница вечера – это викторина».Ведущий второй: «Она покажет нам, как вы усвоили то, о чем здесь говорилось, как на практике применяете свои знания!»Ведущий первый: «Участники конкурса:
  • Команда «Грамотеи».
  • Команда «Эрудиты».
  • Болельщики
  • Ведущий второй: «Условия конкурса: ведущие задают вопросы , участники команды и болельщики отвечают (кто быстрее и правильнее). Жюри оценивает ответы».Ведущий первый: «Желаю всем победы!»(Музыкальная пауза.)На сцену выходят две командыВопросы викторины.
  • Назовите автора стихотворения в прозе о русском языке.
  • (И. С. Тургенев «Русский язык»)
  • Поставьте правильно ударения в словах (таблица).
  • Торты , досуг, средства, шофёр, квартал, договор, премировать, опека, мизерный, камбала, маркетинг.
  • Назовите составителя первой научной грамматики русского языка.
  • (М. В. Ломоносов)
  • Как культурно обратиться к незнакомому человеку с просьбой?
  • (извините пожалуйста, вы не подскажете? Будьте добры, будьте любезны, позвольте поинтересоваться, разрешите спросить).(участники команды инсценируют ситуацию обращения).
  • Вопрос на правильное произношение.
  • Три женщины шли по дороге. Одна отстала. Первая женщина крикнула: «Ильинична!» Вторая женщина крикнула : «Ильинишна!»На чей зов откликнется отставшая?
  • Исправьте ошибки в предложениях:
  • - Ребенок держался за коляску обоими руками. (Обеими)-Ихние наряды были потрясные. (Их наряды были потрясающие).-Библиотеку перевели в более худшее помещениею (Убрать лишнее слово «более»).-В Индии живут индейки, а в Корее корейки. (Индианки, кореянки).-Я познакомился с ужасно красивой девушкой. (Заменить слово «ужасно» на слово «очень»).
  • Замените иноязычные слова русскими синонимами.
  • -В работе много дефектов.(Неисправностей, брака).-Хозяин решил презентовать гостю часы. (Подарить).-Что за абсурд? (Нелепость).-Приведите аргументы! (Доказательства).-Потерпел фиаско.(Поражение, неудачу).
  • Опишите любое явление природы (снегопад, грозу, дождь, извержение вулкана), используя разные стили речи (разговорный, художественный, научный, публицистический).
  • Как изменяется восприятие текста в зависимости от стилистический окраски?
  • Поставьте слова во множественном числе именительного падежа:
  • Токарь-токари (литературная форма), токаря (просторечие ), слесарь- слесари(литерат.) слесаря (просторечие), цех –цехи – более строгая форма, чем цеха. Директор- директора; выбор- выборы; шофер- шоферы; выговор – выговоры.
  • Как правильно произнести: звонит или звонит? ( Звонит).
  • Знаете ли вы, кто такой учитель, педагог?
  • (учитель – лицо, преподающее какой-либо предмет в средней школе. Преподаватель – тот, кто преподает в высших учебных заведениях. Педагог – профессиональный воспитатель, занимается не только преподаванием, но и воспитанием).-Можно ли сказать: педагог физики? (Нет).
  • Какого рода слова: шампунь, тюль. (Мужского рода).
  • Токарь, слесарь и фрезеровщик должны записать и произнести правильно как можно больше профессионализмов.
  • Кто больше? Кто лучше?
  • Обыграйте представленные ниже ситуации:- радость при неожиданной встрече,- признательность какому-то лицу (весьма признателен, благодарю Вас, очень тронут, мне очень приятно, большое спасибо, примите мою благодарность),-комплименты девушке.
  • Поставьте слова (таблица) во множественном числе родительного падежа: дела-дел, места- мест, средства- средств.
  • Можно ли так сказать? Если нет, переделайте предложение
  • -Сидя в вагоне, с меня слетела шляпа. (Когда я сидел в вагоне)
  • Определите, где синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.
  • -вежливый, культурный (синонимы),-бум- спортивный снаряд, шумиха, удар по барабану (омонимы),-добрый, злой(антонимы),-абонент, абонемент (паронимы).
  • Ситуация: вы пришли в дом к девушке для знакомства с ее родителями. Что вы сделаете и что скажете? Обыграйте ситуацию
  • (Музыкальная пауза).Звучит песня Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты».Заключительное слово учителя.Подведение итогов. Вручение призов.Список использованной литературы:
  • Вовк Г. «Культура приветствия». («Воспитание школьников» №10- 2003г.)
  • Гойхман О. Я «Русский язык и культура речи». Москва. ИНФРА – 2006г.
  • Гольцова Н. Г., Шамшин И. В «Русский язык 10-11 классы». Москва. «Русское слово». – .
  • Скворцов Л. И. «Язык, общение и культура» («Русский язык в школе» №1-1994г.)
  • Формановская Н. И. «Культура общения и речевой этикет» («Русский язык в школе» №5-1993г.)