"Влияние коррекционной работы на формирование правильного произношения""


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Влияние коррекционной работы на формирование правильного произношения""
Автор: Пристайко Елена Юрьевна

Пояснительная записка.Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательные и полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его техническое развитие. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношение с людьми и не редко откладывает отпечаток на его характер. Причины нарушения представляют собой воздействие на организм различных вредных факторов (они могут быть как внешними, так и внутренними, сочетаться друг с другом), в результате которых возникает определенная аномалия речи. Отечественный педагог М.Е Хватцев впервые разделил причины речевых нарушений на внешние и внутренние и отметил их взаимодействие. Он выделил: органические, функциональные, психоневрологические и социально-психологические причины. В возникновении речевых нарушений большую роль играют экзогенно-органические факторы – различные неблагоприятные воздействия, которые действуют на организм в целом и на центральную систему в частности. К таким причинам относятся различные инфекции, травмы и другие вредные факторы. В зависимости от того, в какое время произошло поражение, выделяют внутриутробную патологию, патологию при родовой деятельности и постнатальную патологию, произошедшую после родов. Первое место в перинатальной патологии занимает асфиксия и родовая травма, которые нарушают развитие мозга ребенка. Эти факторы приводят к тяжелым последствиям, тормозят развитие речи и способствуют развитию различных его нарушений. Иногда иммунологическая несовместимость матери и плода, так называемый «резус-конфликт» может приводить к нарушениям звукопроизносительной стороны речи совместно с нарушениями слуха. При внутриутробном поражении головного мозга отмечают самые тяжелые нарушения речи, которые обычно сопровождают другими нарушениями развития. Другими причинами, которые приводят к нарушениям речи, являются функциональные. М. Е. Хватцев объяснял их нарушением соотношения процессов возбуждения и торможения, которые проходят в центральной нервной системе. К психоневрологическим причинам педагог относил умственную отсталость и нарушения в познавательной сфере: памяти, внимания и т.д. несомненно важнейшими факторами нарушения речи являются так называемые социально-психологические причины. К ним относятся различные неблагоприятные влияния окружающей среды. Например, если ребенок с рождения воспитывается в семье немых родителей с грубыми нарушениями речи, то, несомненно, у него тоже будут наблюдаться речевые нарушения различной степени тяжести. При неблагоприятных внешних условиях речевое развитие ребенка задерживается. Речевые нарушения могут возникнуть в результате психической или физической травмы. Нужно отметить, что любая психотравмирующая ситуация или нервно-психическое заболевание для ребенка первых лет жизни может сопровождаться нарушением речи. К 6-7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, в результате становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными. Отклонения в развитие речи отражаются на формировании психической стороны жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу. Под воздействием речевого дефекта часто возникает ряд вторичных отклонений, которые образуют картину аномального развития ребенка в целом.Сегодня проблема правильной речи имеет серьезное значение, ее значимость и актуальность в общественной жизни и сознаний людей значительно возросло. В настоящее время общественные изменения в нашей стране, проходящие в последние годы, резкое снижение уровня жизни многих категорий населения, а также неблагоприятные условия окружающей среды способствует возникновению речевых нарушений у детей. Необходимость искать эффективные пути коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями приобретает все большую социальную значимость. Необходимо создавать такие условия для формирования речевых навыков, чтобы добиться максимальной коррекции речевых дефектов. Коррекционные методы надо сообразовывать с природой недочета речи и со степенью трудности преодоления его с речевыми возможностями дошкольников разных возрастных ступеней, с личностью в целом. Необходимо отметить, что логопедическое воздействие представляет собой процесс, при котором происходит коррекционное обучение и воспитание. При этом применяются общедидактическим и специальные принципы. К общедидактическим относятся такие принципы, как принципы систематичности, наглядности, доступности, последовательности, научности, активности и индивидуального подхода. К специальным принципам относятся принципы учета причины и механизма нарушения, дифференцированного подхода, поэтапности развития и другие. Логопедическая работа должна носить дифференцированный подход. Он должен учитывать этнологию, механизмы и симптомы речевых нарушений, структуру самого дефекта, индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка. Весь процесс логопедического воздействия должен быть разделен на этапы работы. Каждому из них присущи свои цели, задачи и приемы коррекции. Этапы должны проходить в определенной последовательности, постепенно переходя из одного в другой. Не последнее место в коррекционной логопедической работе занимает воспитание личности в целом. Коррекционная работа должна проводится с учетом ведущей деятельности ребенка. Так, у детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра, через которую и должна, в основном, проводится коррекционно-логопедическая работа. Главное в коррекционно-образовательном процессе, чтобы педагогическая деятельность была социально-ориентированной. Руководящая роль при этом отводится доброте, справедливости, любви, уважению к воспитанникам, особенно имеющим какие-то проблемы, в том числе и речевые. Чрезвычайно важны умелое и творческое применение методов и приемов взаимодействия с ребенком. Гибкость, мудрость, терпение, а главное – любовь детям. В настоящее время чрезвычайно актуальны проблемы диагностики и коррекция речевых нарушений. Это не удивительно, ведь Россия переживает один из самых сложнейших динамичных периодов своей истории. Увеличилось количество семей, имеющих официальные доходы ниже прожиточного минимума. Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, ее этиологии и социальной адаптации детей логопатов свидетельствует о том, что положение детей современной России вызывает обоснованную тревогу общественности. Лишь 14% детей практически здоровы, в то же время половина имеют отклонения в состоянии здоровья, а 35% страдают хроническими заболеваниями. Таким образом, главным лекарством становятся совместные усилия медиков, учителей, логопедов, а так же отцов, матерей, чьи действия должны носить конкретный характер системы индивидуально- педагогических мероприятий по коррекции речи.Наблюдая за речевым развитием детей дошкольного возраста и по результатам обследования детей, можно сделать вывод о необходимости логопедической работы с детьми 5-6 лет. Из общего числа обследуемых детей – 70% имеют речевые нарушения. У таких детей нарушены отдельные звуки речи, а, следовательно, они неправильно выговаривают слова, строят предложения. И в дальнейшем у таких детей могут возникнуть определенные трудности со сверстниками. Ребенок начинает чувствовать себя неполноценным, неуверенным в себе. На вопросы взрослых и сверстников ребенок не отвечает, а просто отмалчивается. Такие дети, поступив в школу, как правило, плохо пишут и читают. И, конечно же, чем раньше будут приняты необходимые меры для улучшения речевого развития ребенка, тем полноценнее будет его общее развитие. Кроме того, непринятие своевременных мер по формированию правильного звукопроизношения ведет к тому, что у ребенка при произношении ряда звуков закрепится неправильная артикуляция (положение органов речи) и исправить этот недостаток в дальнейшем будет довольно сложно.В основе создания программы «Исправление речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта» использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкрепленный современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в библиографии. В частности «Программа воспитания и обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Данная программа рассчитана на дошкольников без речевой патологии. Кроме того, не все дети старшего дошкольного возраста нуждаются в коррекции речи, да и речевой дефект у дошкольников также может варьироваться. Исходя из этого, коррекционную программу Филичевой, Чиркиной необходимо адаптировать к условиям коррекции речи на логопункте.Введение новых образовательных стандартов предусматривает обеспечение равных стартовых возможностей всем детям при поступлении в школу.Решение данной проблемы возможно через разработку Рабочей программы по коррекции нарушений речи детей с ФФНР в условиях МБДОУ, которая позволяет обеспечить к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении в начальной школе по любой из программ начального образования.Предлагаемая Программа-итог многолетнего опыта учителей-логопедов муниципальных дошкольных учреждений, структура которых позволяет осуществлять .Цель программы: сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:. раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;. преодоление недостатков в речевом развитии;. воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;. подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;. формирование навыков учебной деятельности;. осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.Решение этих задач сводится к следующему:
  • Исправляется произношение звуков или уточняется артикуляция следующих звуков.
  • Вырабатываются правильные артикуляционные навыки.
  • Развивается фонематический слух, фонетическое восприятие, слуховая память.
  • Формируется навык анализа и синтеза звукового состава речи.
  • Нормализуется процесс фонемообразования и подготовки детей к усвоению грамоты.
  • Для создания новых правильных и устойчивых форм речи в работе с детьми используются образы словесного, наглядного и действенного характера.Обучение строится так, чтобы процесс вызывал у детей интерес, затрагивал их эмоции.В плане обучения используются методы:
  • Показа образца перед зеркалом.
  • Игра-упражнение.
  • Дидактические игры.
  • Чтение, заучивание стихов, пословиц, чистоговорок на автоматизацию поставленных звуков.
  • Для решения поставленных задач созданы определенные условия:
  • Настенное зеркало для логопедических занятий.
  • Стенные часы.
  • Настольная лампа.
  • Умывальник, мыло и полотенце, салфетки.
  • Логопедические зонды, шпатели, спирт, вата.
  • Набор букв, азбук.
  • Специальные таблицы и картины (на отдельные звуки).
  • Предметные картинки на отдельные звуки.
  • Сюжетные, серийные картинки по лексическим темам.
  • Игрушки.
  • Настольные игры, дидактические игры, упражнения, игры-лабиринты.
  • Контурные картинки по лексическим темам «Посуда», «Дикие животные», «Птицы» и др.
  • «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей» Н.В. Новоторцевой.
  • Методическое обеспечениеНеобходимым условием реализации программы является наличие в дошкольном учреждении магнитофона, компьютера, также возможность педагога использовать технические средства обучения.Программа рассчитана на 2 года обучения для детей 5-7 лет .ют внутриутробную патологию, патологию при родовой деятельности и постнатальную патологию, произошедшую после родов. Первое место в перинатальной патологии занимают асфиксия и родовая травма, которые нарушают развитие мозга ребенка. Эти факторы приводят к тяжелым последствиям, тормозят развитие речи и способствуют развитию различных его нарушений. Иногда иммунологическая несовместимость матери и плода, так называемый «резус-конфликт» может приводить к нарушениям звукопроизносительной стороны речи совместно с нарушениями слуха. При внутриутробном поражении головного мозга отмечают самые тяжелые нарушения речи, которые обычно сопровождают другими нарушениями развития. Другими причинами, которые приводят к нарушениям речи, являются функциональные. М.Е. Хватцев объяснял их нарушением соотношения процессов возбуждения и торможения, которые проходят в центральной нервной системе. К психоневрологическим причинам педагог относил умственную отсталость и нарушения в познавательной сфере: памяти, внимания и т.д. несомненно важнейшими факторами нарушения речи являются так называемые социально-психологические причины. К ним относятся различные неблагоприятные влияния окружающей среды. Например, если ребенок с рождения воспитывается в семье немых родителей или родителей с грубыми нарушениями речи, то, несомненно, у него тоже будут наблюдаться речевые нарушения различной степени тяжести. При неблагоприятных внешних условиях речевое развитие ребенка задерживается. Речевые нарушения могут возникнуть в результате психической или физической травмы. Нужно отметить, что любая психотравмирующая ситуация или нервно-психическое заболевание для ребенка первых лет жизни может сопровождаться нарушением речи.
  • Анализ проблемы звукопроизношения среди детей дошкольного возраста
  • На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, ребенок способен до конца выслушивать ответы взрослых. Увеличение активного словаря (от 2500 – до 3000 слов к концу года) дает ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи детей этого возраста много прилагательных, обозначающих признаки и качество предметов, отражающих временные и пространственные отношения. Начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка).В мире ребенок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.); появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи).Свои высказывания четырехлетний ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений. Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений приводит к тому, что дети начинают чаще допускать речевые ошибки (хочут, вместо хотят), не согласовывают слова, допускают ошибки в структуре предложения. В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Однако многие все еще не могут без помощи взрослого связно, последовательно и точно пересказать сказку, рассказ. На пятом году жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает возможность осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для артикуляции сложных звуков. У детей полностью исчезает смягченное произношение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Большинство детей к пяти годам усваивает, и правило произносит шипящие звуки, «л», «р», «рь». Отчетливо произносит многосложные слова, правильно ставит ударение. Но у некоторых детей еще неустойчиво произношение свистящих и шипящих (в одних случаях правильно, в других нет), неотчетливо произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомых. Достаточно развитый речевой слух дает ребенку возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, ускорение или замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Возможности детей в использовании своего голосового аппарата значительно расширяются. Дети начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности. У ребенка удлиняется выдох. На данном возрастном этапе закрепление звуков осуществляется в такой последовательности: «с», «з», «ц», «ш», «ж», «ч», «щ», «л», «р». При работе надо каждым звуком малыш выделяет его интонацию и длительно в словах (с-с-с-с-сад, лис-с-с-са).Игры и упражнения для детей 5 лет направлены как на формирование правильного произношения, так и развития фонематического слуха – умения слышать и узнавать звук в составе слова, выделять его из группы других звуков. На какие недостатки в речи следует обращать внимание, прежде всего?Межзубное произношение свистящих, боковое произношение шипящих, горловое произношение «р», двугубое произношение «л» - все эти недостатки требуют логопедической помощи. После того как звук поставлен начинается его автоматизация в словах, фразах, стихах, потешках, загадках, считалках, небольших рассказах, насыщенных данным звуком.На этом возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Все чаще становится произношение, более развернутым фразы, точнее высказывания. Ребенок не только выделяет существительные, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные, пространственные, возрастные отношения. Имея достаточно развитую речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать. При описании предметов и явлений он делает попытки передать свое эмоциональное отношение. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию ребенка, появляется и более критичное отношение к речи сверстников.К концу шестого года жизни ребенок более точно дифференцирует собирательные существительные (не просто «животные», а «дикие» и «домашние»).Хорошей проверкой и показателем полноценного овладения словарем является умение подбирать антонимы (длинный – короткий, высокий – низкий и т.д.); определения (дождь холодный, сильный, грибной, мелкий). В рассказах детей наблюдаются неточности в употреблении союзов, предлогов (между - в середине).Практически установить точный прирост словаря за год от 5 до 6 лет очень трудно. За год словарь увеличивается примерно на 1000-1200 слов. Совершенствование связной речи невозможно без овладения грамматически правильной речью. На шестом году дети пользуются достаточно свободно многими грамматическими категориями. Например, чаще чем прежде употребляется правильно родительный падеж множественного числа (окон, карандашей, ламп); легче образуются новые слова (учить – учитель, железо – железный, ходить – выходить – переходить – обходить). Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на ошибки своих детей, тактично исправляют их (не грушев – а груш, не на пианине – а на пианино, не ложить – а класть). В разговоре ребенок использует как краткие, так и развернутые ответы. Совершенствуется монолог. Многие дети без помощи взрослого могут передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых они были. Дети в общении должны пользоваться умеренной громкостью голоса; они способны передавать различную интонацию. К данному возрасту мышцы артикулярного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков «л», «р», «рь». С их усвоением дети начинают четко и внятно произносить слова различной сложности. Однако не все шестилетние дети владеют нормированным произношением звуков. Может встречаться горловой или одноударный «р», межзубные свистящие, боковые шипящие, двугубный «л». Ясность, внятность речи зависит от того, как быстро говорит ребенок. Дети с ускоренным темпом речи часто не произносят в словах отдельные звуки, не договаривают окончания слов, «проглатывают» даже целые слова. У них возникают запинки в речи, что может привести к заиканию. Смена молочных зубов на постоянные в 5-6 лет нередко отражается на произношении, дикции. Если у ребенка дефект прикуса или укороченная подъязычная связка, то родителям рекомендуется консультирование у ортодонта или хирурга томатолога.
  • Ребенок шести лет свободно общается с взрослыми и сверстниками, может поддерживать разговор на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (не просто машина, а легковая, грузовая; не просто обувь, а зимняя и летняя). Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова (длинношеий жираф), пользоваться эпитетами (золотая осень), понимать метафоры (море смеялось).
  • У ребенка складываются представления о многозначительности слов (чистая рубашка, чистый воздух). Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, умеет подбирать синонимы. Он может точно подбирать слова при сравнении предметов и явлений, метко подмечая их сходство и различие (белый как снег), все чаще пользуется сложными предложениями, употребляет причастные и деепричастные обороты. Плавность и точность речи при свободном высказывании является одним из показателей достаточности словарного запаса ребенка и умения правильно пользоваться им. Большое влияние на формирование грамматически правильной речи оказывает уровень речевой культуры взрослых, окружающих ребенка, их умение правильно пользоваться различными формами и категориями, своевременно исправлять ошибки. На седьмом году жизни речь детей становиться все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах описаниях отмечается четкость и завершенность изложения. Ребенок способен самостоятельно дать описание картинки, предмета, пересказать содержание небольшого литературного произведения, придумать сказку, рассказ, передать свои чувства и впечатления. Совместные игры нуждаются в объяснении правил – ребенок начинается пользоваться объяснительной речью. Произносительная сторона речи достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка; следят за звучанием голоса, т.е. говорят в зависимости от ситуации громко, тихо и даже шепотом; могут изменить темп речи с учетом содержания высказывания; пользоваться интонационными средствами выразительности; следовать нормам литературного произношения. Многие дети имеют достаточно развитое фонематическое восприятие (умеют различать звуки, сходные по артикуляторным или акустическим признакам); владеют началами звукового анализа (умеют выделять звуки из начала слова, подбирать слова на заданные звуки); делят слова на слоги, что имеет исключительное значение для усвоения грамоты.Однако и в этом возрасте некоторые дети имеют проблемы речевого плана. Вот лишь некоторые из них:а) вместо точного называния предмета в его описании используют родовые понятия вместо видовых («дерево» вместо «дуб», «ель»);б) нечеткое или неверное проговаривание окончаний слов;в) неправильное произношение звуков ( горловое «р» межзубные свистящие, двугубый «л»). Пока ребенок не овладеет правильным произношением на родном языке, нельзя учить его иностранному;г) недостаточная дифференциация таких звуков, как «ч» и «ть», «с» и «ц», «ц» и «ть», «ч» и «ц», «ч» и «щ», «сь» и «щ», «р» и «л» и др;д) трудности воспроизведения слов сложной слоговой структуры (балерина, милиционер, регулировщик, велосипедист, чистильщик, экскурсовод и др.).Итак, обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что в дошкольном детстве не заканчивается процесс овладению речью. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование связной речи – все эти процессы будут развиваться, и совершенствоваться и в школьном возрасте. Своевременное раннее преодоление и предупреждение речевых нарушений способствуют гармоническому развертыванию творческих сил личности, устраняют препятствия для реализации, ее общественной направленности. Преодоление их требует специально организованной коррекционной работы для развития у детей правильной, четкой, умеренно громкой, выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом.Глава 2. Основные подходы к формированию правильного произношения2.1.Влияние коррекционной работы на произношение у детей.Необходимость искать эффективные пути коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями приобретает все большую социальную значимость. Необходимо создавать такие условия для формирования речевых навыков, чтобы добиться максимальной коррекции речевых дефектов. Коррекционные методы надо сообразовывать с природой недочета речи и со степенью трудности преодоления его с речевыми возможностями дошкольников разных возрастных ступеней, с личностью ребенка в целом.Необходимо отметить, что логопедическое воздействие представляет собой процесс, при котором происходит коррекционное обучение и воспитание. При этом применяются общедидактическим и специальные принципы. К общедидактическим относятся такие принципы, как принципы систематичности, наглядности, доступности, последовательности, научности, активности и индивидуального подхода. К специальными принципам относятся принципы учета причины и механизма нарушения, дифференцированного подхода, поэтапности развития и другие.Логопедическая работа должна носить дифференцированный подход. Он должен учитывать этнологию, механизмы и симптомы речевых нарушений, структуру самого дефекта, индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка. Весь процесс логопедического воздействия должен быть разделен на этапы работы. Каждому из них присущи свои цели, задачи и приемы коррекции. Этапы должны проходить в определенной последовательности, постепенно переходя из одного в другой. Не последнее место в коррекционной логопедической работе занимает воспитание личности в целом. Коррекционная работа должна проводится с учетом ведущей деятельности ребенка. Так, у детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра, через которую и должна, в основном, проводится коррекционно-логопедическая работа.Главное в коррекционно-образовательном процессе, чтобы педагогическая деятельность была социально-ориентированной. Руководящая роль при этом отводится доброте, справедливости, любви, уважению к воспитанникам, особенно имеющим какие-то проблемы, в том числе и речевые. Чрезвычайно важны умелое и творческое применение методов и приемов взаимодействия с ребенком. Гибкость, мудрость, терпение, а главное – любовь детям. В настоящее время чрезвычайно актуальны проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений. Это не удивительно, ведь Россия переживает один из самых сложнейших динамичных периодов своей истории. Увеличилось количество семей, имеющих официальные доходы ниже прожиточного минимума. Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, ее этиологии и социальной адаптации детей логопатом свидетельствует о том, что положение детей современной России вызывает обоснованную тревогу общественности. Лишь 14% детей практически здоровы, в то же время половина имеют отклонения в состоянии здоровья, а 35% страдают хроническими заболеваниями. Таким образом, главным лекарством становятся совместные усилия медиков, учителей, логопедов, а так же отцов, матерей, чьи действия должны носить конкретный характер системы индивидуально-педагогических мероприятий по коррекции речи.2.2. Направления коррекционной работыКоррекционная работа включает в себя следующие направления:1. Формирование правильного звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.2. Развитие речевого дыхания.3. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений; развитие слогового анализа и синтеза.4. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.5. Развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания6. Формирование связной речи.7. Совершенствование пространственно-временных ориентировок.8. Развитие мелкой моторики.Глава 3. Практическая деятельность по проблеме формирования произношения.3.1. Исследование по выявлению уровня развития неправильного звукопроизношения у детей.Исследовательская работа проводилась на базе МОУДОД «ЦРТДиЮ» в течение учебного года (с сентября 2009 по май 2010) в рамках работы творческого объединения «Культура речи».На первом этапе исследования была проведена диагностика по выявлению уровня развития неправильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.Для изучения динамики формирования речевых процессов использоваласьметодика (диагностика) Баевой А.И.Ею разработан комплект таблиц «Состояние речевых процессов детей дошкольного возраста», с помощью которогопроводится стартовая, промежуточная и итоговая диагностика. Результаты промежуточной диагностики позволяют внести необходимые коррективы в индивидуальные коррекционные программы. Обследование речи детей проводится по 4-м параметрам (звукопроизношение, фонетическое восприятие, лексико-грамматические средства речи, связная речь) с использованием 3-х бальной системы оценивания. По окончании обследования заполняется сводный «Речевой профиль группы», который позволяет выделить детей с нарушениями звукопроизношения речи (см. приложение № 1).Диагностика была проведена среди 8 групп школы раннего развития «АБВГДЕЙКА». Исходя из результатов обследования речи детей – 25 детей имеют различные речевые нарушения.В ходе проведения диагностики выявлено, что у 76 % детей нарушено звукопроизношение, у 48% детей нарушены 1 – 2 звуков. Нарушение фонематического нарушения восприятия наблюдается у 56% детей: 52 % детей затрудняются находить заданный звук в словах; 71 % детей не могут придумать слово с заданным звуком; 64% детей не выполняют звуковой анализ слова. Наблюдаются нарушения лексико – грамматических средств речи: у 80% детей нарушен предметный словарь, словарь признаков; у 96 % нарушен словарь действий, словоизменение и словообразование. Наблюдается недоразвитие связной речи: 80% детей затрудняется с пересказом текста, 92% не могут составить рассказ по серии сюжетных картинок; 56 % детей придумать рассказ по сюжетной картине; 80% затрудняются составить описательный рассказ.Исходя из вышесказанного, можно сделатьвывод о необходимости коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.Диагностика нарушений речевого развития у детей и своевременно оказанная помощь имеетважное значениедля предупреждения тяжелых форм недоразвития речи в дошкольном возрасте. По результатам диагностики для данной категории детей была спланирована коррекционная работа, способствующая более точному и целенаправленному логопедическому воздействию.3.2. Система коррекционной работы с детьмиКоррекционная работа с детьми осуществлялась с октября 2009 по апрель 2010 года.Занятия проходили индивидуально два раза в неделю по 30 минут для каждого ребенка, с условием, что родители закрепляют полученные навыки дома, занимаясь по заданиям.В практической деятельности с детьми активно используются «Логоигры» (авторы – составители: И.В. Медведева и Т.Г. Моторина), которые помогают научить детей говорить правильно, четко, выразительно, иметь хорошую дикцию. В ходе отрабатывания и закрепления звуков, ребята тренируют память, развивают внимание и мышление. Интересные упражнения, занятия, игры, загадки, ребусы, веселые потешки и стихи помогают прививать интерес и любовь к родной речи. Широко используются «Логосказки»(авторы – составители: Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А.Шуйская), которые несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. Использование различных способов обогащения словарного запаса, наблюдения над законами словообразования и словоизменения помогает сделать развивающее общение с ребенком разносторонним и интересным.Для индивидуальной работы с детьми также используется речевой материал Н.В. Новоторцевой по развитию речи на звуки: (р), (рь), (л), (ль), (з), (зь), (ц), (с), (сь), (р), (рь) и др. Активно применяются разнообразные приемы: называние и дорисование недостоющих картинок, обобщение понятий одним словом, исключение неподходящей картинки, договаривание слов и отгадывание загадок, разучивание потешек, считалок, чистоговорок, скороговорок, стихов, игры со словом, работу со связным текстом, сопровождение речи движением, обводку и раскрашивание, разнообразные упражнения по звуко-буквенному анализу и многие другие.В рабочую тетрадь включены артикуляционные упражнения для отработки основных движений органов речи, подготовки речевого аппарата к правильному произношению звуков. Достичь успеха можно только в результате систематической и кропотливой работы по развитию у детей фонематического слуха, выработке правильного артикуляционного уклада, вызывания правильного произношения звука по подражанию.Используется пособие Е.Глазуновой, Р.Залмаевой «Сам себе логопед». Упражнения, подобранные в тетради, направлены не только на постановку, но и на закрепление нового звука в повседневной речи с одновременным развитием всех сторон речевого процесса. Занимаясь по этой тетради, ребенок обучится навыком звукового и слогового анализа и синтеза (научится выделять звук на фоне слова, определять место звука в слове /начало, середина, конец/, последовательность и количество звуков в слове, научится делить слова на слоги, ставить ударение и многое другое). Кроме того, целью данного пособия является развитие лексикограмматической стороны речи, а именно: расширение и уточнение словарного запаса по различным темам (овощи, фрукты, одежда, обувь, дикие и домашние животные и др.), изменение с лов по родам, числу и падежам, подбор синонимов и антонимов.Большое внимание уделено развитию правильного понимания и употребления предложно-подежных конструкций (словосочетаний с предлогами).Предусмотрено развитие связной речи: составление предложений различной степени сложности, рассказов по сюжетным картинкам, пересказы и др.В тетради предлагаются различные виды работ, как устные (проговаривание слогов, слов, называние картинок, чистоговороки, загадки, потешки, стихи и многое другое), так и письменные (обводка, раскрашивание, рисование, составление схем слогов, слов, предложений, штриховка, написание печатных букв).Также тетрадь содержит упражнения по развитию технических функций: восприятия, внимания, памяти и мыслительных операций. Исходя из вышесказанного, мы рекомендуем использовать данное пособие, как для детей с речевыми недостатками, так и без таковых. Оно помогает вашему ребенку успешнее подготовиться к школе и избегать много трудностей в школьном обучении, в частности при овладении письмом. В работе с детьми используются следующие коррекционные методы и формы:
  • Показ образца перед зеркалом.
  • Игра – упражнение.
  • Дидактические игрыдля совершенствования звукопроизношения и фонематического слуха.
  • Чтение стихов, заучивание пословиц, скороговорок на автоматизацию поставленных звуков.
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Упражнение для развития дыхания и голоса.
  • Развитие мелкой моторики рук.
  • Загадки, потешки, считалки, стихотворения, рассказы, сказки.
  • Логопедические распевки.
  • Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов речедвигательного аппарата, умения синтезировать простые движения в сложные. Каждому упражнению придумывается игровой образ. Дыхательные игры.
  • Сдувать снежки, пушинки с рук.
  • Дуть на легкие шарики, плавающие кораблики, бумажные фигурки, вертушки.
  • Надувать мыльные пузыри.
  • Для развития длительного, плавного речевого выдоха рекомендуется предлагать детям говорить на одном вдохе, постепенно увеличивая число слов . Для уточнения произношения изолированного звука подбирают игры на звукоподражание и картинку – символ. Для закрепления звука в словах необходимо подбирать игрушки, предметы, картинки, в названии которых отрабатываемый звук употребляется в сочетании с различными звуками и в различных частях слова. Для правильного, четкого произношения звука во фразовой речи подбираются потешки, скороговорки, стихотворения, игры, рассказы, насыщенные отрабатываемым звуком. Проводят дифференцию изолированных звуков, опираются на речедвигательный, речеслуховой и зрительный анализаторы. Для этого подбираются картинки - символы на дифференцируемые звуки. Для дифференциации звуков в словах используют несколько видов работы:
  • Различение слов, отличающихся одним из дифференцируемых звуков,
  • Подбор картинок к картинкам символам.
  • Произношение слов, имеющих оба дифференцируемых звука.
  • Для дифференциации звуков во фразовой речи используются потешки, стихи, скороговорки, рассказы, насыщенные дифференцируемыми звуками. Работа по развитию мелкой моторики рук проводится регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект. На индивидуальных занятиях используются следующие виды деятельности по совершенствованию мелкой моторики рук:
  • Конструирование.
  • Составление предметных разрезных картинок.
  • Складывание из палочек, спичек.
  • Обведение шаблонов.
  • Раскрашивание, дорисовывание.
  • Наматывание ниток.
  • Расстегивание пуговиц, зашнуривание.
  • Игры с шариками.
  • Пальчиковые упражнения.
  • Широко используется на индивидуальных занятиях чтение потешек, стихов. Для повышения интереса детей рекомендуется следующие предметы обогащения содержания текстов:
  • Заучивание стихотворений после рассказа по картинке.
  • Припоминание стихотворений по картинке.
  • Нахождение картинки к рассказу.
  • Дети читают стихотворение, а педагог показывает к нему картинку и рассказывает по ней.
  • Отгадывание загадок также активно используется в работе с детьми. Это активизирует словарь детей, закрепляет выделять существенные признаки предметов. Загадки расширяют кругозор детей, тренируют внимание и память, развивают наблюдательность и логическое мышление.На конец учебного года у детей, прошедших курс коррекционно – развивающих занятий и игр, уровень развития неправильного звукопроизношения значительно снизился. Сравнивая результаты до и после коррекционной работы, можно проследить изменения процентных данных. Уровень неправильного звукопроизношения снизился с 76% до 8%.Полученные результаты свидетельствуют об эффективности коррекционной работы.В конце года мы наблюдаем значительные изменения. Улучшилось звукопроизношение, фонематическое восприятие. После проведения коррекционной работы мы заметили следующие изменения: дети легко выделяют заданный звук в словах, придумывают слова с заданным звуком в различных позициях (в начале, в середине, в конце слова).Успешно стали справляться со звуковым анализом слова. Наблюдается обогащение речи детей лексико- грамматическими средствами. Повысился уровень развития связной речи. Ребята научились не только пересказывать тексты, но и составлять интересные рассказы по сериям сюжетных картинок.Таким образом, полученные данные позволяют сделать выводы о том, что коррекционная работа, безусловно, позитивно влияет на формирование звукопроизношения среди детей дошкольного возраста.3.3. Родителям о речевом развитии детей.  Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от родительской наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки ребенка зависит успешность развития речи вашего малыша.   Период от 0 до 5 лет является определяющим для становления речи. В это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.   Для "речетворчества" таким критическим периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.   Родители должны помнить, что речь - инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе.    Общие правила для родителей:* С первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда. Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода во время бодрствования младенца, при этом почаще давайте ему возможность видеть ваше лицо, наблюдать за вашей артикуляцией. Не забывайте, что ребенок постоянно наблюдает за всем, что происходит и понимает намного больше, чем может сказать. * Почаще берите ребенка на руки, пеленайте, кормите - ребенку необходим постоянный телесный контакт с матерью. *  Поощряйте любые попытки ребенка заговорить: малыш начнет разговаривать только тогда, когда вы захотите его слушать. Не перебивайте и не торопите его. Дайте выразить свою мысль.* Говорите с ребенком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на "детский язык" сами и не разрешайте делать это другим взрослым. * Каждый день читайте ребенку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил. *  Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос. Поощряйте стремление изучить что-то новое. Для ребенка весь мир - новый. Создайте ему возможность получать новые впечатления (но не переборщите!). * Основная деятельность ребенка - игра. Не отказывайтесь играть с ним. Хвалите и ободряйте  его.* Неточное произношение у детей в возрасте до 3-х лет естественно - это так называемое возрастное косноязычие (при нормальном психическом и физическом развитии и наличии полноценного слуха). Не позднее, чем к 5- 5,5 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков родной речи. Всякие нарушения в произношении звуков, не соответствующие нормам возраста, рассматриваются как дефекты произношения, исправлять которые бывает очень трудно. Поэтому особенно важно следить за формированием произношения и вовремя предупреждать закрепление неправильного произношения звуков.* Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребенка "сюсюкать" с ним. Тем самым Вы лишаете ребенка возможности слышать правильное произношение и отличать от неправильного. Это ведет к тому, что у ребенка не вырабатывается слуховой самоконтроль и закрепляется искаженное произношение. ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ, ЧТО ВАША РЕЧЬ–ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ!   ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.Диагностика звукопроизношения.- изолированное произношение;- произношение в составе слогов;- произношение в составе слов;- произношение в предложениях:Ребятам предлагается повторить предложения.Собака ест мясо.Сима и Сеня весело смеялись.У Зины зимой зябнет нос.Курица с цыплятами пили воду около колодца.У Маши новые шапка и шубка.Жук жужжит ж – ж – ж .Щеткой чищу я щенка.Девочка и мальчики скачут как мячики.Лампа упала со стола.Лида и Лена гуляли на улице.У Раи на руке рана.Рита с Риммой варят рис.Лайка, громко не лай, Юле спать не мешай.Фонематическое восприятие.Примечание. Здесь и далее
  • - начало года;
  • 2 - середина года; 3- конец года.ОЦЕНКА ВБАЛЛАХ: 3- нет ошибок; 2-1-2 ошибки; 1-3 ошибки;О - более 3 ошибок.ДиагностикаI.Повторение слоговых рядов с оппозиционными звуками: для детей 5 лет:"па - ба", "да - та", "та - да - та", "ка - га - ка". Для детей 6 лет:"па - пя - па", "са - са - за", "ши - жи - ши".II.Выделение заданного звука:для детей 5 лет:выделить звуки из ряда слов: 1,2 обследования:"ш" - "стена", "шум", "дом", "наш", "нос", "кошка"; "у" - "нос", "ухо", "кот", "иду", "лак", "суп"; "к" - "сом", "кот", "лоб", "мак", "дом", "окно".3 обследование:"ш" - "листок", "малыш", "стена", "шапка", "дыня", "Маша";"у" - "улитка", "солнце", "кукла", "мячик", "кенгуру";"к" - "тетрадь", "карман", "палец", "песок", "лампа", "буква".для детей 6 лет - выделить звуки из ряда слов.1обследование:"р" - "шуба", "рыба", "зОамок", "топор", "слон", "кран"; "л" - "каска", "лодка", "дверь", "стол", "домик", "кресло"; "о" - "рука", "окно", "стул", "ведро", "кукла", "стол".2обследование:"р" - "телефон", "забор", "капуста", "Родина", "лесовик", "муравей"; "л" - "небо", "лампа", "фуражка", "полоса", "тетрадь", "футбол"; "о" - "рыба", "окунь", "лиса", "поле", "мячик", "пальто".3обследование:"р" - "дневник", "квадрат", "аптека", "растение", "апельсин", "помидор' "л" - "труба", "лопата", "самокат", "велосипед", "дерево", "крокодил"; "о" - "шкаф", "одежда", "машина", "ухо", "заяц", "колобок".Ill. Придумать слово с заданным звуком.для детей 5 лет - придумать по 2 слова со звуками "к", "а", "м". (звуки в любой позиции).для детей 6 лет - придумать слова со звуками "с", "ч", "и" (звук в начале, в середине и в конце слова).IV Звуковой анализ слова.для детей 5 лет:"а" - "аист", "рука", "мак", "роза"; "к" - "кот", "рак", "окно", "кит"; "м" - "мак", "дом", "лампа", "ком". для детей 6 лет:"ш" - "шуба", "малыш", "кошка", "шум"; "с" - "сом", "коса", "нос", "роса"; "у" - "утка", "бегу", "лук", "суп".Лексико-грамматические средства речи.Лексика, оценка в баллах: 3 - называние 7 и более слов; 2 - называние 5-6 слов; 1 - называние 3-4 слов; О - называние 1 - 2 слов.Словоизменение, словообразование, оценка в баллах:3 - ни одной ошибки;2 - не более 2-х ошибок;1 - 3 ошибки;О - более 3-х ошибок.ДиагностикаI. Предметный словарь (назвать):для детей 5 лет:
  • обследование - фрукты;
  • обследование - дикие животные;
  • обследование - деревья.
  • для детей 6 лет:
  • обследование - профессии;
  • обследование - птицы;
  • обследование - транспорт.
  • II.Словарь признаков (подобрать слова - признаки к предметам):для детей 5лет:1 - "кукла", 2 - "собака", 3 - "мяч".для детей 6лет:1 - "яблоко", 2 - "человек", 3 - "машина".III.Словарь действий (назвать, что делает):для детей 5 лет:1 - "кошка", 2 - "птица", 3 - "повар". для детей 6 лет:1 - "повар", 2 - "заяц", 3 - "бабочка".IV.Словоизменение и словообразование:для детей5 лет:назвать предметы во множественном числе; сказать ласково: "стул", "кукла", "ведро";образование относительных прилагательных ("сумка из кожи" - ...;"мяч из резины" - ...; "стол из дерева" - ...; "кофта из шерсти" - ...)для детей 6 лет:согласование числительных с существительными (сосчитать карандаши); образование притяжательных от разных слов ("заяц" - ...; "лиса" - ...; "медведь'-…;"белка" - ...);про что можно сказать «мой», «моя», «моё» (педагог называет слова).Связная речьОценка связности речи.ДиагностикаI. Пересказдля детей 5 лет.Кот.В бутылке было молоко. Кот толкнул бутылку. Бутылка упала, молоко потекло. Кот лакал молоко.Ёжик.Живёт в лесу ёжик. Летом ёжик сыт. Он ест мышей, лягушек, жуков. Зимой нет еды для ёжика. Ёжик всю зиму спит.Умная галка.Хотела галка пить. В саду на столе стоял кувшин с водой. В кувшине воды было мало, и галка не могла достать воду. Она стала кидать в кувшин камушки. Много накидала. Вода в кувшине поднялась, и галка стала пить.для детей 6 лет.Творческий рассказ (придумать конец истории).Весна. Солнце сверкает на небе. Марина спешит во двор. Там её ждут подруги. Она бежит по лестнице. Вдруг Марина услышала жалобное мяуканье...II.Рассказ по серии сюжетных картинок, (по пособию Г.Каше)для детей 5 лет: «Кошка и мышка». для детей 6 лет: «Заяц и морковка».III.Рассказ по сюжетной картинке (по пособию Г.Каше).для детей 5 лет: «Испугались».для детей 6 лет: «Соня и собака».IV.Описательный рассказ.для детей 5 лет: яблоко.для детей 6 лет: мягкая игрушка.Речевой профиль группы.Уровень:I- низкий - 0 - 9;II- средне - низкий - 10 - 19;
  • - средний - 20 - 28;
  • - средне - высокий - 29 - 34;
  • V- высокий - 35 - 39.Индивидуальная диагностическая карточка.Фамилия, имя.______________________________________________________Речевое заключение_________________________________________________а) 200__ - 200___ уч. г.I. Звукопроизношение. С СЬ З ЗЬ ЦШ Ж Щ Ч Л ЛЬ Р РЬ Йа)__! __! __!II. Фонематическое восприятие.а) 1. __! __! __! 2. __! __! __! 3. __! __! __! 4. __! __! __! III. Лексико – грамматика.а) 1. __! __! __! 2. __! __! __! 3. __! __! __! 4. __! __! __! IY. Связная речь.а)1. __! __! __! 2. __! __! __! 3. __! __! __! 4. __! __! __! ПРИЛОЖЕНИЕ № 3Игра «Превращение слов»Послушай (прочитай) слова. Замени первый (последний) звук на звук [ с ], чтобы слова стали соответствовать схемам:ЗАДАНИЕ:Послушай (прочитай) слова, подели их на слоги. Подбери слова к схемам, учитывая количество слогов и место ударения. РОСА, САЛО, САРАФАН, СОРОКА, САНОЧКИЗАДАНИЕ: Посмотри на картинки – назови, где находится мяч, используя схему предлога.Например: - мяч на столе.мячстол-на-над - в - подЗАДАНИЕ:Повтори (прочитай) слова.Определи какая схема соответствует каждому слову, соедини стрелками. Для этого раздели слово на слоги и сосчитай количество звуком в слогах. Кружочки, обозначающие согласные звуки, закрась их синим цветом, а гласные – красным.С А Л ОБ О К А ЛФ У Т Б О ЛЗАДАНИЕ:Повтори (прочитай) слоги. В схеме кружочек обозначает звук. Кружочек, соответствующий согласному звуку, закрась синим цветом, гласному – красным. (Синим цветом обозначаются только твердые согласные).Л А О Л Л А НО Т Л К Л УЗАДАНИЕ:Составь новое слово по четвёртому звуку каждого из представленных слов (ЛАПА).Выполняй упражнение устно. С новым словом придумай предложение.К А Б Л У КС А Л А Т Х Л О П О КП Е Н А ЛЗАДАНИЕ:Послушай (прочитай слова). Флажки со словами, подходящими к первой схеме, раскрась в красный цвет, подходящими ко второй схеме – в синий. Для того, чтобы определить подходит слово к схеме или нет, раздели слово на слоги и определи гласный звук в каждом слоге.
  • А А2. У А
  • ЗАДАНИЕ:Ответь на вопросы.Определи где находится звук [ Ш ] - в начале или середине каждого слова-отгадки:
  • Что вешают на елку? (шары)
  • Кого боится мышка? (кошку)
  • Что повязывают на шею? (шарф)
  • Как называют человека, который водит машину? (шофер)
  • Какие слова из двух столбиков нужно соединить, чтобы получилась рифма?ПЕТУШОКМИШКАШИШКАОПУШКАИЗБУШКАТРУСИШКАЗАЙЧИШКАГРЕБЕШОКЗАДАНИЕ:Вычеркни все повторяющиеся буквы. Прочти название профессии. На какой картинке он нарисован?У Ш А Н И Х П Т П И Ё У Н РЗАДАНИЕ:Какие слова здесь спрятались?Ц Ф Д Г Ш А Л А Ш Н К М Б Р Л ВД Р А Н Л Ф Ш А М П У Н Ь Г М СО У Б Ш И Н Е Л Ь М П Х Ч Д ЗАДАНИЕ:Игра «Рассыпались бусы»Бусы рассыпались. Подбери к бусам нужную «бусинку» (гласную букву) так, чтобы получилось слово. Нарисуй бусинки и впиши в них буквы. А О У И АЗАДАНИЕ:Игра. Среди букв найди правильно написанную букву < Ш >. Обведи ее, в клеточке напиши свою букву Ш.ЗАДАНИЕ:Внимательно посмотри на буквы. Найди правильно написанные, обведи их. Впиши эти буквы по порядку в клеточки. Прочитай слова, которые у тебя получились.Внимательно посмотри на буквы. Найди правильно написанные, обведи их. Спиши эти буквы по порядку в клеточки. Прочитай слова, которые у тебя получились.ЗАДАНИЕ:Повтори (прочитай) слоги. Ш А Р Ш В ЫА Ш К1 2 3 Ш О В ,Ш Л И ,О Ш В , Ш И П У Ш К , А Ш Н , К О Ш .Составь схемы слогов, закрасив кружочки, соответствующие согласным звукам (согласный звук - , гласный звук - ).Например: Ш А РПодбери к слогам схемы, около слога поставь цифру, соответствующую нужной схеме.ЗАДАНИЕ:Добавь слог Ш А . скажи (прочитай), какие имена у тебя получились. Подумай, в этих именах слог Ш А ударный или безударный?М АМ ИД АП АЯШ АН А Т АС А Г Л АГ Р ИЗАДАНИЕ:Отгадай слова, которые « спрятались» в пустых клеточках. Для этого определи в каждом слове первого столбика первый звук, впиши соответствующие буквы по порядку в клеточки.Во втором столбике определи в каждом слове второй звук и также впиши буквы в клеточки. В третьем столбике определи третий звук и впиши буквы. Прочитай три новых слова, которые у тебя получились ( Г У Л, Л У К , П О Л).ГАЛКА ЗЛАК ЛОПАТАУКОЛЛУНАПЛОТЛАМПАУКЛОНГОЛУБЬЗАДАНИЕ:СОБЕРИ СЛОВО.Слово рассыпалось и все буквы перепутались. Расставь их в нужном порядке.АКШАТ Л УК(шкатулка)ЗАДАНИЕ:Игра «Цветик – семицветик».Рассмотри цветик-семицветик. Произнеси сначала слог, который написан в середине цветка < ЛУ >.Затем прибавляй к нему по очереди слоги, написанные на лепестках. Какие слова у тебя получились? Теперь раскрась лепестки, каждый в свой цвет. Цвет лепестка будет зависеть от третьего звука в слове. Будь внимателен!Н – КРАСНЫЙ П - ОРАНЖЕВЫЙЖ - ЖЕЛТЫЙК - ЗЕЛЁНЫЙБ - ГОЛУБОЙЗ - СИНИЙЧФИОЛЕТОВЫЙЗАДАНИЕ:« Слог потерялся».Повтори (прочитай) слоги из левого столбика, добавляя слог < ЗА >, повтори все слово, затем произнеси слог < ЗА >, добавь слог из правого столбика, повтори слово, которое получилось.КО…ВОДВА… .. .МОКРО..БАВАГЛА…БОРСТРЕКО……СОВЗАДАНИЕ:Послушай (прочитай) слова. Замени первый звук на звук (з). какие слова у тебя получились?ДУБ – ЗУБРОВ –ГУБЫ –САЙКА –НАБОР –ВАГОН –РАБОТА –БОЛОТО ЗАДАНИЕ:Какое маленькое слово спряталось в большом?ЛАНДЫШИ – ДЫШИШКВАЛ – ВАЛШЛАК – ЛАКХВАСТУШКА – ТУШКАГАРМОШКА – МОШКАКАМЫШИ – МЫШИПОГРЕМУШКА – МУШКАГАМАШИ – МАШИХЛОПУШКА – ПУШКАПОПРЫГУШКИ – УШКИЗадание: назови ласково: Дно - …..Дом - …Хлеб -….Ведро -….Крошка - ….Корень - ….Трава - ….Солнце - ….Гнездо - ….Хвастун - ….ЗАДАНИЕ:рассели слова – «жильцы» в нужный домик, исправь ошибки.ШКАФ, КРЫША, ШУБА ШАР, ШУМ, УШИ КАМЫШ, ПЫШКА, ШТЫК. Сколько окошек в домике – столько звуков в слове. Например, в слове «шар» - 3 звука:
  • 1-й звук - [ш],
  • 2-й звук - [а],
  • 3-й звук - [р].
  • Поэтому это слово живет в зеленом домике, где три окошка.ЗАДАНИЕ:дорисуй за взрослыми и назови, что ты нарисовал.ЗАДАНИЕ: Подумай и назови цвет, в названии которого есть звук [З]. Вспомни, что бывает в природе зеленого цвета (листья, трава, водоросли, ряска на болоте, огурец, киви, яблоко, груша, лягушка, кузнечик и др.) нарисуй то, что ты вспомнишь.ЗАДАНИЕ: Подбери к схемам слова:ЗУБОКО АРОЗАА ОЗОВ ОГАЗОНУ АУЗОРУОЗОНТ А А АТАЗИКА ИЗАБАВАБЛУЗАКОЗАЗАДАНИЕ: Отгадай, о ком (о чем) идет речь .Рогатая, белая, бодливая, бородатая.(коза).Ушастый, трусливый, быстрый.(заяц).Красивая, ароматная, красная, колючая.(роза).Стройная, белая, высокая, кудрявая. (берёза).Большие, грустные, карие. (глаза).ЗАДАНИЕ: Послушай (прочитай) слова. Имеют ли они смысл? Раздели слова на слоги, поменяй слоги местами так, чтобы слово обрело смысл.ВОД-ЗА, ЗА-КО, МОК-ЗА, ЗА-ГЛА, ЗА-РО, БОР-ЗА, ЗА-ГРО, БЫ-ЗУ, ЗЫ-ВА, ЗОР-ДО, ЗОН-ГА.ЗАДАНИЕ: Договори слово, добавляя слоги [ЗА], [ЗЫ].РОКОЛОБЛУГРОЗАДАНИЕ: Отгадай загадку.Комочек пуха,Длинное ухоПрыгает ловко,Любит морковку.(заяц).Какой гласны звук следует за звуком (з) в слове – отгадке?Нарисуй, раскрась его. Вспомни, как называют зайца в сказках ( зайчишка-трусишка, зайка-выбегайка, длинноухий и др).ЗАДАНИЕ: Послушай (прочитай) слова, раздели на слоги, поставь ударение. Подчеркни слова, в которых слог [ЗА] находится под ударением.ЗАКАТ ЗАПАДЗАБОРГЛАЗА ГРОЗАЗАБАВЗАНОЗА ЗАПАХМЕДУЗАЗАДАНИЕ: Послушай (прочитай) слова. Подбери к словам схемы, учитывая место звука [З] ( в начале, в середине, в конце слова) и гласный звук, который следует за звуком [З].ЗУБЫ ОКОЗЫ АРОЗАЫУЗОР ОЗОНТ УЗАДАНИЕ: Игра «Найди соседей звука».Послушай (прочитай) слова. Найди «соседей» звука [З] ( «соседи» - это звуки, которые находятся перед и после звука [З]. Впиши соответствующие звуки в окошечки.УЗОРВАЗЫЛИЗАМИМОЗАМУЗЫКА