Формы работы службы медиации в школе


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формы работы службы медиации в школе
Автор: Жулкевская Елена Николаевна

ПОЛОЖЕНИЕ о службе школьной медиации в ГБОУ школы № 120 Выборгского района Санкт-Петербурга 1. Общие положения 1.1. Служба школьной медиации является социальной службой, действующей в ГБОУ школы № 120 Выборгского района Санкт-Петербурга на основе добровольческих усилий всех участников образовательного процесса. 1.2. Служба школьной медиации действует на основании действующего законодательства, устава ГБОУ школы № 120 Выборгского района Санкт-Петербурга и настоящего Положения. 2. Цели и задачи службы школьной медиации 2.1. Целью деятельности службы школьной медиации является формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом. 2.2. Задачами деятельности службы примирения являются: 2.2.1. формирование адаптивных и эффективных стратегий поведения; 2.2.2. развитие ресурсов личности; 2.2.3. выработка коммуникативных навыков; 2.2.4. умение разрешать конфликты мирным путем; 2.2.5. формирование умения ставить перед собой цели и достигать их. 3. Принципы деятельности службы школьной медиации 3.1. Деятельность службы школьной медиации основана на следующих принципах: 3.1.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в процедуре медиации; 3.1.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы школьной медиации не разглашать полученные в ходе процедуры медиации сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности; 3.1.3. Принцип нейтральности, запрещающий службе медиации принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба медиации не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение. 4. Порядок формирования службы школьной медиации 4.1. Руководителем службы может быть заместитель директора по ВР, социальный педагог, психолог или иной педагогический работник школы, на которого возлагаются обязанности по руководству службой школьной медиации приказом директора школы. [Методические рекомендации СПб АППО по созданию и организации деятельности в ГОУ служб медиации и примирения для разрешения на ранних этапах возникающих противоречий и конфликтов. Раздел 3.3 «Структура службы школьной медиации» пункт «Команда кураторов»].4.2 В состав службы школьной медиации могут входить школьники 8-11 классов, прошедшие обучение. Основная задача учащихся – распространение информации о деятельности школьной службы медиации среди сверстников, знакомство с медиативным подходом (с целью применения его принципов в межличностном общении со сверстниками). 4.3. Вопросы членства в службе школьной медиации, требований к школьникам, входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться Уставом, принимаемым службой школьной медиации самостоятельно. 5. Содержание деятельности служб школьной медиации: 5.1 Разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих в образовательной организации; 5.2 Проведение просветительской работы среди коллег и родителей; 5.3 Предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их эскалации; 5.4 Обеспечение формирования и обучения «групп равных» («группы равных» – это группы детей, которые объединены для обучения медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении личных споров, предупреждения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников). Члены «групп равных» не проводят процедуру медиации самостоятельно; 5.5 Координация действий участников "групп равных" в их работе по распространению знаний о медиации и основ позитивного общения среди младших и средних школьников; 5.6 Использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних; 5.7 Использование медиативного подхода в рамках работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении; 5.8 Использование медиативного подхода в рамках работы по воспитанию культуры конструктивного поведения в конфликтной ситуации и созданию условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса; 5.9 Применение медиативного подхода, а также технологий позитивного общения в коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе в общении с работниками правоохранительных органов и представителями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; 5.10 Использование медиативного подхода как основы для сохранения межпоколенческой коммуникации и возможности передачи главных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей. 6. Порядок работы службы школьной медиации 6.1. Служба школьной медиации может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации школы, членов службы школьной медиации. 6.2. Служба школьной медиации принимает решение о возможности или невозможности применения процедуры медиации в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы. 6.3. Процедура медиации начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в ней. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение для проведения процедуры медиации также необходимо согласие родителей. 6.4. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель службы школьной медиации. 6.6. В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, процедура медиации проводится с согласия классного руководителя. 6.7. Процедура медиации не может проводиться по фактам правонарушений, связанных с употреблением наркотиков и крайними проявлениями жестокости. 6.8. Служба медиации самостоятельно определяет сроки и этапы проведения процедуры медиации в каждом отдельном случае. 6.9. В случае если в ходе процедуры медиации конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты фиксируются в медиативном соглашении. 6.10. При необходимости служба школьной медиации передает копию медиативного соглашения администрации школы. 6.11. Служба школьной медиации осуществляет контроль над выполнением обязательств, взятых на себя сторонами в медиативном соглашении, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств служба школьной медиации помогает сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления. 7. Организация деятельности службы медиации 7.1. Службе школьной медиации по согласованию с администрацией школы предоставляется помещение для сборов и проведения процедуры медиации, а также возможность использовать иные ресурсы школы - такие, как оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и другие. 7.2. Должностные лица школы оказывают службе школьной медиации содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и школьников.7.3. Служба школьной медиации имеет право пользоваться услугами психолога, социального педагога и других специалистов школы. 7.4. Администрация школы содействует службе школьной медиации в организации взаимодействия с социальными службами и другими организациями. 8. Заключительные положения 8.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения. 8.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором школы по предложению службы школьной медиации или органов школьного самоуправления.