Студенческие конкурсы профессионального мастерства – один из способов формирования общих и профессиональных компетенций


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Студенческие конкурсы профессионального мастерства – один из способов формирования общих и профессиональных компетенций
Автор: Андреева Галина Николаевна

Андреева Галина Николаевна – преподаватель ВКК
ГБПОУВО Бутурлиновский механико-технологический колледж
Студенческие конкурсы профессионального мастерства – один из способов формирования общих и профессиональных компетенций
Современная образовательная ситуация требует от студентов активного овладения профессиональными компетенциями, знаниями и умениями, постоянным их совершенствованием. Студенты ГОБУ СПО Бутурлиновского механико-технологического колледжа в целом осознают, чтобы быть успешным, достичь вершин профессионализма, необходимо постоянно стремиться к саморазвитию и повышению уровня своего мастерства.
Любая профессия предоставляет студентам и выпускникам возможность реализовать себя в труде, познании, деятельности, в общественной жизни, связанных с выполнением должностных обязанностей. Не менее важно, что при этом происходит проверяемая практикой самооценка психологической и содержательно-технологической подготовленности к данной работе, сложившаяся в процессе профессионального образования и предшествующего опыта. Такая оценка призвана стимулировать профессиональное становление и развитие будущего специалиста, его карьерные и статусные намерения, овладение смежными областями знаний.
В педагогической науке и практике признано, что эффективными формами самореализации и самосовершенствования студентов являются олимпиады, фестивали, конкурсы профессионального мастерства, проектная деятельность, учебные и производственные практики и т. д.
В БМТК сложилась добрая традиция проведения профессионально ориентированных мероприятий, это и конкурс Хрустальная мельница, конкурс памяти преподавателей спецдисциплин Ю.Д.Шегида и Л.М. Патока, конкурс Лучший по профессии проводимый на получение базовой стипендии ОАО БМК.
Проведение конкурсов является одним из факторов, способствующих развитию творческих способностей, воспитания любви к выбранной профессии, умению быстро реагировать на возникшие профессиональные проблемы, различные ситуации, уметь импровизировать и быть гибким в рабочих ситуациях.
Профессиональные конкурсы - это своего рода формы включения каждого студента в процесс практической работы, развития способности не только использовать готовые знания, но и получить их в процессе приобретения нового опыта. Благодаря конкурсам профессионального мастерства повышается эффективность освоения профессионально-предметных знаний, формируется творческое и профессиональное мышление студентов, отрабатываются вопросы психологии общения, профессиональной этики, формируется культура речи и проводится анализ конкретных ситуаций, связанных с будущей профессией.
В нашем колледже имеется богатый опыт проведения различных конкурсов на всех специальностях, начиная со второго года обучения и заканчивая выпускниками. Данные мероприятия проводятся как теоретических, так и практических направлениях подготовки.
Задачи проведения конкурсов
мониторинг качества теоретической и практической профессиональной подготовки студентов;
широкая пропаганда специальностей и профессий среднего профессионального образования;
повышение престижа выбранной профессии в современных экономических условиях;
овладение профессиональными компетенциями, знаниями и умениями, постоянным их совершенствованием
На основании положения о конкурсе базами проведения являются ОАО БМК, учебные лаборатории БМТК.
Конкурс проводится в два этапа:
1 этап - проверка теоретических знаний, проводится тестирование в системе АСТ.
2 этап – практическая часть, выполнение практических заданий, связанных с решением производственных ситуаций.
Задания, как для теоретической, так и для практической частей, разрабатываются таким образом, чтобы могли участвовать студенты со второго по пятый курсы.
Лучшие студенты, прошедшие оба этапа конкурса и набравшие большее количество баллов награждаются денежной премией.
Но к сожалению при проведении конкурса памяти преподавателей спецдисциплин Ю.Д. Шегида и Л.М. Патока, в номинации Лучший технолог, на протяжении всего времени проведения конкурса 1 место не занял ни кто.
Многие годы студенты нашего колледжа участвуют в областном конкурсе Лучший по профессии среди лаборантов зернового производства хлебоприемных предприятий и элеваторов Липецкой области, студенты на одном уровне с производственниками выполняют задания, по итогам конкурса, оцениваются дипломами.
Таким образом, проведение конкурсов профессионального мастерства позволяет развивать общие компетенции и ряд профессиональных компетенций в области практической деятельности, а именно:
Код
Наименование результата обучения
ПК 2.1
Обеспечивать работоспособность оборудования для производства муки и манной крупы
ПК 2.2
Устанавливать и контролировать режимы ведения технологического процесса производства муки манной крупы
ПК 2.3
Контролировать качество сырья и готовой продукции (муки и манной крупы)
ПК 2.4
Рассчитывать и составлять помольные смеси
ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться сколлегами, руководством, потребителями
ОК 7
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9
Ориентироваться в условиях частой смены технологий впрофессиональной деятельности
ОК 10
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
Как показывает опыт, накопленный в БМТК, профессиональное самосовершенствование успешно протекает лишь при наличии внутреннего побуждения, искреннего стремления добиться более высоких результатов в работе через использование передовых педагогических технологий, нестандартных форм и методов организации взаимодействия участников образовательного процесса. Самостоятельные усилия по освоению достижений науки, передовой практики, совершенствование самооценочной деятельности, позитивная мотивация труда, творческий подход в решении проблемных ситуаций – это те основные факторы, которые влияют на профессиональный рост и мастерство студентов и выпускников нашего колледжа.
Студентам необходимо осознание престижа профессии, опосредованно через престиж выбранной профессии студенты стремятся удовлетворить желания профессионального признания, и конкурсы профессионального мастерства призваны способствовать повышению престижа выбранной профессии, выявлять и поддерживать наиболее одаренных студентов, оценивать уровень профессиональной подготовленности студентов как будущих специалистов в своей области.