Кризисные состояния. Ощущение себя в кризисе. Как помочь себе и оказать первичную помощь ребенку, находящемуся в кризисном состоянии


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Кризисные состояния. Ощущение себя в кризисе. Как помочь себе и оказать первичную помощь ребенку, находящемуся в кризисном состоянии
Автор: Шуляковская Елена Александровна, Сухнева Ольга Станиславовна

Семинар для педагоговКризисные состояния. Ощущение себя в кризисе. Как помочь себе и оказать первичную помощь ребенку, находящемуся в кризисном состоянии. Разработчики:Шуляковская Е.А. Сухнева О.С.педагоги-психологиМАУ ДО СР «Центр «Созвездие»им. Героя Советского Союзагенерал-полковника Гришина И.Т.»Цель: формирование знаний о кризисе и его фазах; формирование навыков оценки и преодоления кризисных ситуаций.Задачи:- научить педагогов принятию сложившейся кризисной ситуации;-познакомить с приемами помощи детям, находящимся в кризисном состоянии;- осознать свои внутренние и внешние ресурсы;Оборудование: рабочие материалы для каждого участника семинара, ручки, игрушка- символ.Участники: педагоги образовательных организаций1. Вводное слово.Если жизнь человека представить, как некий путь, то кризис — это препятствие на этом пути, когда движение дальше становится невозможным. Любое кризисное состояние, независимо от вида кризиса, а их очень много, это состояние максимального хаоса, когда все не так, человеку плохо, когда человек не может нормально, как раньше, работать, выполнять семейные обязанности, решать личные вопросы, поскольку привычные, наработанные в течение жизни, модели поведения перестают действовать и приносить результат. При этом, как правило, кризисные состояния наполнены разнообразными эмоциями и переживаниями: страх, чувство обиды, вина, злоба, беспомощность, стыд, отчаяние, одиночество, безнадёжность. Эти чувства разрушают человека изнутри, и он не в состоянии справится с ними самостоятельно.2. Понятие «кризис» и его классификация.Понятие «кризис» (от греч. krisis – решение, поворотный пункт, исход) – переломный момент, тяжелое переходное состояние, обострение, опасное неустойчивое состояние.Кризисные ситуации и кризисы разнообразны, как сама жизнь человека. В психологической литературе определены основные виды кризисов, которые может испытывать человек:
  • кризисы развития (возрастные кризисы);
  • кризисы утраты и разлуки;
  • травматические кризисы
  • кризисы отношений и состояния души;
  • кризисы смысла жизни;
  • морально-этические кризисы.
  • Мы остановимся на психологических кризисах утраты и травматических кризисах, которые, к сожалению, чаще всего стали проявляться в образовательных учреждениях:- детский суицид;- насилие в школе;- внезапная смерть.3. Упражнение «Я в кризисе»Попросить присутствующих, по одному, назвать, какие, может быть, они в своей жизни испытывали эмоции в кризисных ситуациях, или как они думаю, они могут испытывать в кризисе. 4. «4 фазы кризиса»Люди, находящиеся в кризисном состоянии, проходят 4 фазы:
  • Шок.
  • Страдания.
  • Принятие.
  • Восстановление.
  • Остановимся на каждой фазе отдельно (работаем с рабочими материалами):1 ФАЗА: ШОК (начинается сразу же после события и длится от нескольких секунд до нескольких недель).ЧТО ГОВОРИМ:- онемение;-крик;-плачь;- бессмысленные фразы;-многоречивость и бравада.ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА (КАКИЕ ЧУВСТВА, ЭМОЦИИЩУЩЕНИЯ ИСПЫТЫВАЕМ):- ощущение нереальности происходящего;- душевное онемение;- оглушенность;- бесчувственность;- ощущение эмоциональной дистанции от окружающих.КОГНИТИВНАЯ СФЕРА (ЧТО ДУМАЕМ, НАШИ МЫСЛИ):-отрицание произошедшего;- обесценивание («Все будет хорошо», «Ничего такого не случилось»);- не до конца понимает смысл задаваемых вопросов.ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СФЕРА (НАШИ ДЕЙСТВИЯ):- угнетение активности;- нарушение ориентировки в окружающей среде;- бессмысленное перебирание одежды;- позы закрытые;- показное равнодушие;- иногда тревога с активностью (при активности видна некоторая демонстративность, утрированность действий; они быстро сменяются приступами апатии);- часто вздыхает (полувздох- полувсхлип);- потеря аппетита;- трудности с засыпанием;- появление манер умершего (ушедшего).2 ФАЗА: СТРАДАНИЯ (гнев, торг, депрессия) может длиться до 40 дней. Реальность начинает осознаваться, начало адаптации к новым условиям.ЧТО ГОВОРИМ:- плачь;- потребность говорить об ушедшем (умершем);- в стадии депрессии – молчание, избегание разговоров.ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА (КАКИЕ ЧУВСТВА, ЭМОЦИИ, ОЩУЩЕНИЯ ИСПЫТЫВАЕМ):- душевное онемение;- ощущение присутствия умершего (ушедшего);- раздражительность, злость, вина по отношению к ушедшему;- тревога;- желание уединиться;- ощущение пустоты в желудке.КОГНИТИВНАЯ СФЕРА (ЧТО ДУМАЕМ, НАШИ МЫСЛИ):- попытка когнитивно понять «Почему именно я?» и «За что?»;- нарушения памяти и внимания;- невозможность сконцентрироваться на чем-то;- обещание за продление жизни чего-то взамен: стать лучше, стать верующим и т.д.;ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СФЕРА (НАШИ ДЕЙСТВИЯ):- нарушение сна;- уединение;- вялость;- повышенная чувствительность к громким звукам, запахам;- алкоголизм и другие виды саморазрущающего поведения;- полная пассивность в стадии депрессии.3 ФАЗА: ПРИНЯТИЯ (через год после утраты). Адаптация к новым условиям.ЧТО ГОВОРИМ:- способность говорить об ушедшем.ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА (КАКИЕ ЧУВСТВА, ЭМОЦИИ, ОЩУЩЕНИЯ ИСПЫТЫВАЕМ):- иногда могут быть острые приступы горя.КОГНИТИВНАЯ СФЕРА (ЧТО ДУМАЕМ, НАШИ МЫСЛИ):- утрата перестает быть главным событием в жизни;- появляется способность планировать свою жизнь с учетом потери.ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СФЕРА (НАШИ ДЕЙСТВИЯ):- восстанавливается сон и аппетит.4 ФАЗАОСТАНОВЛЕНИЕ. Происходит принятие ситуации.ЧТО ГОВОРИМ:- человек способен говорить о потере, способен вспоминать события прошлой жизни без слез и ощущения утраты.ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА (КАКИЕ ЧУВСТВА, ЭМОЦИИ, ОЩУЩЕНИЯ ИСПЫТЫВАЕМ):- горе сменяется печалью.КОГНИТИВНАЯ СФЕРА (ЧТО ДУМАЕМ, НАШИ МЫСЛИ):- потеря принимается, как нечто неизбежное;- начинает воспринимать остальные реалии жизни, строит планы…ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СФЕРА (НАШИ ДЕЙСТВИЯ):- восстанавливается общение, сон, работоспособность.Через эти же фазы в кризисной ситуации проходят и дети. Для каждого проявления тех или иных эмоции индивидуально. Зная характерные проявления тех или иных эмоции, можно предположить, во-первых, что человек находится в кризисе, во-вторых, в какой фазе. Это будет объяснять, почему ребенок (или взрослый) так себя ведет. Это нормальная реакция организма в кризисной ситуации.5. Экстренная помощь в экстремальной ситуации.Но, тем не менее, в вашей жизни может сложиться ситуация, когда именно вы можете оказаться рядом с ребенком (взрослым), который пережил стресс и находится в кризисном (стрессовом) состоянии. Для этого нужно знать элементарные правила экстренной помощи человеку, находящемуся в кризисном состоянии.
  • Ребенок (взрослый) должен знать, что в создавшейся ситуации он не одинок. Дайте знать пострадавшему, что вы рядом и что принимаются меры.
  • Постарайтесь избавить человека (ребенка) от посторонних взглядов. Если зеваки не уходят, дайте им какое либо поручение.
  • Осторожно устанавливайте телесный контакт (можно попробовать прикоснуться к руке).
  • Слушайте внимательно, не перебивая, будьте терпеливы.
  • Говорите спокойным тоном, даже если пострадавший кричит либо теряет сознание.
  • Избегайте упреков.
  • 6. Как помочь ребенку справиться со стрессом.
  • Чем лучше Вы справляетесь с Вашим собственным стрессом, с Вашими переживаниями, тем лучше стресс переживут дети.
  • Говорите с детьми о случившемся, об их переживаниях и страхах, они заинтересованы в этом.
  • Побуждайте детей спрашивать и отвечайте на их вопросы, учитывая в своих ответах их потребности, интересы и возможности (возраст, уровень зрелости и понимания).
  • Убеждайте детей в том, что сами они в безопасности, с ними такое не произойдет.
  • 7. Упражнение «Мои внутренние ресурсы».- Переверните, пожалуйста, на четвертую страницу, наши рабочие материалы. Вы видите здесь нарисовано солнце с лучами. Напишите, пожалуйста, то, что Вам помогает в сложной, стрессовой или кризисной ситуации. После заполнения педагогами лучей солнца, каждый по очереди озвучивает те ресурсы, которые ему помогают в жизни.Данное упражнение носит диагностический характер: чем больше ресурсов найдено (написано на лучах солнца), тем ниже уровень «профессионального выгорания» педагогов.Значительное влияние на то, как человек (ребенок или взрослый) реагирует на критическое (стрессовое, кризисное) событие и как он справится с его последствиями, оказывают:- его личностные ресурсы;- своеобразие защитных психологических механизмов;-наличие (или отсутствие) поддержки со стороны окружающих.