«Деятельность воспитателя (общежития) по формированию благоприятного психологического климата в студенческом общежитии»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Деятельность воспитателя (общежития) по формированию благоприятного психологического климата в студенческом общежитии»
Автор: Москалева Ольга Владимировна

«Деятельность воспитателя (общежития) по формированию благоприятного психологического климата в студенческом общежитии» Выполнила: Москалева Ольга ВладимировнаВоспитатель (общежития) первой квалификационной категорииВведение.Воспитание молодого поколения с точки зрения его социализации в условиях образования – важнейшая проблема любого государства. Реализация путей решения данной проблемы ведется через подготовку учащихся к профессиональной деятельности и самостоятельной жизни в рамках образовательного учреждения, в том числе не только в процессе образования, но и во внеучебной деятельности студентов. Немаловажной составной частью системы воспитания каждого профессионального учебного заведения является организация воспитательной работы в условиях общежития. Здесь воспитательная деятельность имеет свои особенности, так как помимо ориентации на содействие процессу развития качеств личности, способностей, умений и навыков, которые требуются в условиях обучения в колледже, включает направления, необходимые для проживания в студенческом общежитии. К ним относятся воспитание сознательной дисциплины и бережного отношения к имуществу, реализация повышения уровня общения молодёжи и культуры её досуга, а также развитие потребности в здоровом образе жизни. Для полноценной воспитательной деятельности в общежитии важно наличие воспитывающей среды - совокупности окружающих учащегося обстоятельств, влияющих на его личностное развитие и ориентированных на развитие культуры межличностного общения, культуры быта, формирование социально зрелой личности, способной к самообслуживанию, самообразованию, самоуправлению. Такая среда в свою очередь невозможна без наличия благоприятной психологической атмосферы, поскольку неудовлетворенность взаимоотношениями в коллективе общежития, условиями проживания и содержанием досуга отрицательно сказывается повседневном поведении студента, на его посещаемости и успеваемости.Деятельность воспитателя (общежития) по формированию благоприятного психологического климата в условиях студенческого общежития.С целью оздоровления социально-психологической атмосферы воспитателем (общежития) систематически ведется следующая деятельность: Состав комнат формируется с учётом характеров, интересов и склонностей детей. Нередко целенаправленно вместе заселяются студенты своими личностными качествами, имеющимися умениями и навыками «дополняющие» друг друга. В результате взаимодействия при совместном проживании они в той или иной степени приобретают сходные знания и способы поведения, исправляют недостатки, вскрывающиеся при переходе из семьи в общежитие, таким образом достигается педагогическая корректировка личности молодых людей Организуется планомерная работа по формированию благополучного психологического климата среди проживающих в одной комнате и в коллективе общежития в целом. Для этого ведется деятельность, направленная на формирование сплоченного коллектива. Воспитатель (общежития) контролирует процесс усвоения студентами норм проживания, правил поведения, ведет деятельность по привитию санитарно- гигиенических навыков. Также проводит работу по профилактике возникновения конфликтов, случаев давления и неуважительного отношения друг к другу. Также жильцы комнат включаются в деятельность, требующую слаженного взаимодействия (подготовка жилой комнаты к еженедельному обходу, участие в конкурсе на лучшую комнату, соревнование на лучшее санитарное состояние комнат с размещением результатов в виде оценок на специальном «Стенде гигиене», совместная организация правильного режима учебы и отдыха, деятельность по эстетическому оформлению жилых комнат и проч.). Ведется деятельность, направленная на развитие сотрудничества и взаимоуважения между студентами и воспитателями (общежития) (использование метода доверия, грамотное руководство студенческим советом, который в свою очередь управляет жизнью студентов в общежитии, участие в организация свободного времени студентов, личное содействие разностороннему  развитию индивидуальных качеств студента, организация стабильного взаимодействия студентов в рамках  коллектива общежития и колледжа). Воспитатель (общежития) всегда готов оказать помощь в адаптации обучающихся к условиям проживания и при формировании ими новой для себя системы межличностных отношений, на основе которых формируются взаимные требования и нормы совместной жизни и деятельности. С момента заселения ведется изучение увлечений, интересов, потребностей обучающихся, межличностных отношений, проводятся индивидуальные и групповые беседы по возникающим проблемам, консультации, совместные поиски компромисса. Также в первой половине и в конце учебного года проводится анкетирование, по итогам анкетирования вносятся соответствующие корректировки в воститательную работу со студентами. Ведется деятельность, направленная на формирование у студентов чувства ответственности. Воспитание данного качества особенно актуально в условиях проживания студента в общежитии, где он ежедневно эксплуатирует оборудование: сантехническое, кухонное, мебель и т. д. Здесь неоценимую помощь оказывает коллектив студенческого Совета общежития. Участники студенческого Совета совместно с воспитателем (общежития) проводят анализ обстановки в общежитии, по отсекам, в отдельных жилых комнатах, рассматривают вопросы организации быта, контролируют выполнение учащимися режима, соблюдение правил проживания, направляют деятельность старост этажей, принимают решение о поощрении и наказании проживающих. Активно работает Совет общежития по привлечению студентов к разработке сценариев, конкурсных и тематических программ, презентаций, подготовке и проведению мероприятий. Оказывается содействие студентам в организации их свободного времени. Основная цель организации досуга обучающихся заключается в том, чтобы стимулировать стремление повысить культурный уровень, расширить круг интересов, приобрести навыки самостоятельной организации свободного времени. Воспитателю (общежития) важно уметь найти правильный подход к каждому проживающему, учесть его темперамент, способности, интересы, потребности, предложить сферу применения сил, помочь поверить в себя, в свои творческие способности, научить жить более интересно. Для этого выявляются интересы и увлечения проживающих общежития с целью дальнейшего их привлечения в проводимых в общежитии мероприятиях. Именно совместное участие студентов в конкурсных и творческих мероприятиях способствует созданию благоприятной атмосферы в коллективе. Определенным критерием сформированности педагогически воспитывающей среды является массовость участия студентов в рода мероприятиях, проводимых   в общежитии, относительно высокое качество участия, хорошая результативность, присутствие постоянной инициативы студентов, поиск новых форм внеучебной деятельности, а также высокий уровень притязаний студентов к качеству проведения культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных мероприятий.Заключение.Создание условий для поддержания и развития благоприятного психологического климата имеет первостепенное значение, как залог успешной адаптации обучающихся к условиям проживания, гарант формирования активного отношения студента к учебным дисциплинам и к свободному от занятий времени. Наличие благоприятного психологического климата содействует творческому самоопределению, формированию личной ответственности, проявлению осознанного отношения к делу учащейся молодежи и, как следствие, положительно сказывается на дальнейшей профессиональной деятельности.