Интегрированный урок "Вода в атмосфере"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интегрированный урок "Вода в атмосфере"
Автор: Постникова Светлана Вячеславовна


Технологическая карта урока по географии. 6 класс
Тема урока: Вода в атмосфере
Цель урока: — сформировать понятие влажность воздуха и раскрыть процесс её образования;
— сформировать понятие облака и атмосферные осадки;
— научиться сравнивать характеристики облаков.
Планируемые результаты:
личностные: воспитывать чувство коллективизма;
метапредметные: развивать мышление, внимание, умение анализировать, выделять главное, делать выводы;
предметные: ознакомить учащихся с понятиями влажность воздуха, облачность, атмосферные осадки, сформировать знания об особенностях осадков и закономерностях их распределения на Земле; развивать умения характеризовать виды осадков и условия их образования; определять влажность воздуха и степень покрытия неба облаками.
Оборудование: раздаточный материал, гигрометр, видеофрагмент По небу плывут облака (группа Небо), компьютер, мультимедийная презентация.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок.
Пусть он всем пойдет вам впрок,
Будем слушать, отвечать,
Работать с текстом и считать.
Ребята, я вам желаю сегодня на уроке удачи, успеха, победы в труде.
А что пожелаете вы друг другу (ответ каждой группы).
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
6 учеников работают с карточками.
Остальные работают устно
Слайд 1. Географический марафон
Воздушная оболочка Земли толщиной около 1000км – это… (атмосфера)
Слой атмосферы, в котором дует ветер, плывут облака, идут дожди – это… (тропосфера)
Разность самой высокой и самой низкой температуры воздуха в течении суток – это … (суточная амплитуда температур)
Давление, которое оказывает атмосфера на поверхность Земли и все тема –… (атмосферное)
Нормальное атмосферное давление на уровне моря составляет … (760 мм. рт. ст.)
График, с помощью которого можно изобразить направление ветра – это… (роза ветров)
Слайд 2-3. Игра Оборотни
рот-етр-ба (барометр);
аг-ур-ан (ураган);
гер-флю (флюгер);
пе-ра-тем-ра-ту (температура).
III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учитель. Слайд 4. Каждое утро мы интересуемся, какая сегодня погода. Хорошая, плохая, дождливая, солнечная — можно услышать в ответ. Но мы уже знаем, что для специалистов это звучит так: Сегодня облачная погода с прояснениями. Утром возможен небольшой снег. Атмосферное давление 750 мм рт. ст. Относительная влажность 78%. Ветер северо-западный, 5-10 м/с. В течение дня давление будет расти, влажность уменьшится.
Погоду характеризуют шесть основных показателей. Определив их, мы приблизимся к умению предсказывать погоду и понимать её изменения.
Слайд 5. Перед вами прогноз погоды на сегодня. Рассмотрите таблицу и скажите, с которыми из показателей мы уже знакомы. (Ответы учащихся)
Сегодня будем говорить о влажности воздуха, осадках и облачности.
Слайд 6. Тема нашего урока: Вода в атмосфере
Ученики записывают тему в маршрутный лист.
Давайте сформулируем цели урока.
Цель урока: изучить влажность воздуха, облачность и типы осадков.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Влажность воздуха
Беседа
Вы вытирали на перерыве доску?
Почему этого почти не заметно? Что случилось с влажной доской?
В каких трёх состояниях может находиться вода?
Что такое испарение?
А вы видели, как испаряется вода?
Рассказ учителя с элементами беседы
Этот процесс невидим. Водяной пар увидеть нельзя. Вы тогда скажете, что видели его, когда закипает чайник и из его носика выходит пар. Да?
Чтобы объяснить это явление, существует другое понятие — конденсация. Для того чтобы увидеть этот процесс, давайте возьмем предметное стекло и выдохнем на него воздух. Что мы наблюдаем? Что произошло? Я только скажу, что конденсация антоним к процессу испарения.
А вы попробуйте сами дать определение, используя учебник на стр. 124 и 126.
Слайд 7.
Конденсация - переход водяного пара в жидкое состояние.
Испарение — переход воды из жидкого или твёрдого состояния в газообразное.
Вода постоянно испаряется из океанов, морей, озёр, поверхности суши, поэтому в воздухе постоянно присутствует водяной пар. А сколько его там содержится, скрывается в понятии влажность воздуха.
Слайд 8. Работа с таблицей
Зависимость количества водяного пара в воздухе от его температуры
Температура
Количество водяного пара
+30С
30 г
+20С
17 г
+10С
9 г

5 г
-10С
2,5 г
-20С
1 г
Какова максимальная влажность воздуха при -10, 0, 30⁰С?
Какую зависимость мы видим по таблице?
Летом или зимой влажность воздуха будет выше? Почему?
Какие выводы мы можем сделать о влажности воздуха?
Вывод: влажность воздуха зависит от температуры. Чем выше температура воздуха, тем больше водяного пара может содержаться в нём.
Рассказ учителя с элементами беседы
Воздух не может содержать водяной пар безгранично. Это зависит от температуры. Если воздух вобрал максимально возможное количество водяного пара при данной температуре, его называют насыщенным водяным паром.
Если воздух содержит меньшее количество водяного пара, чем может содержать при такой температуре, тогда говорят, что он не насыщен водяным паром. Воздух может содержать разное количество водяного пара.
Где в природе можно встретить насыщенный и ненасыщенный водяным паром воздух? (Над океаном, в пустыне)
А в нашей местности может быть насыщенный или ненасыщенный водяным паром воздух?
(Да — воздух будет насыщен водяным паром, если идут частые дожди; нет — если их нет длительное время)
Учитель. Отгадайте загадку: Носим на голове много лет, а счёта не знаем. (Волосы)
Наши волосы обладают способностью удлиняться при намокании, и наоборот.
Слайд 9. Вот это свойство и использовали в гигрометре — приборе для измерения влажности воздуха. Когда влажность увеличивается, волос удлиняется, что передается на стрелку прибора.
Слайд 10. Физкультминутка
Наклонились, ну-ка, ну-ка!Распрямились, потянулись,А теперь назад прогнулись.(наклоны вперед и назад)Голова устала тоже.Так давайте ей поможем!Вправо-влево, раз и два.Думай, думай, голова.(вращение головой)Хоть зарядка коротка,Отдохнули мы слегка.
Облачность
Рассказ учителя с элементами беседы
Отгадайте еще загадку: Без крыльев, а летает. Никто его не бьёт, а плачет.
Любите ли вы наблюдать за облаками? Какие они бывают?
А что такое облако? Давайте найдем определение в учебнике на стр. 127.
Слайд 11-12. Внимательно прослушайте текст. Вода постоянно конденсируется, переходя из жидкого состояния в газообразное. Когда она поднимается вверх, то охлаждается, испаряется и становится капельками воды. Какие ошибки допущены?
Из любого ли облака идёт дождь?
Как вы думаете, почему?
Слайд 13. Константин Георгиевич Паустовский сказал: Облака — это точные сигналы о погоде. Это небесная азбука Морзе. Всё дело в том, чтобы уметь их распознавать.
А какие виды облаков вы знаете?
Теперь давайте их опишем.
Приём Аквариум
Задание. Изучите информацию:
о кучевых облаках (первая группа),
о перистых облаках (вторая группа),
о слоистых облаках (третья группа).
Запишите ее в таблицу. На выполнение данного задания вам дается 6 минут.
План исследования
Слайд 14. Сравнительная характеристика облаков
Виды облаков
Внешний вид
Высота образования
В какой сезон года
Причины образования
Кучевые
Белые кучи ваты
2-10 км
с весны по осень
При подъеме тёплого воздуха
Перистые
Похожи на нити, пучки или перья белого цвета
10-12 км
в течение всего года
В верхних частях тропосферы при контакте тёплого и холодного воздуха
Слоистые
Большие валы с серым оттенком, часто образуют сплошную облачность
менее 2 км
в течение всего года
При контакте тёплого и холодного воздуха
Главным прибором для определения облачности будут наши глаза. Взглянув на небо, определяем облачность в баллах от 1 до 10.
Какую роль облака играют в природе?
Просмотр видеофрагмента По небу плывут облака (группа Небо)
Давайте перечислим атмосферные осадки
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Давайте подведем итоги нашего урока.
Что нового вы узнали?
Где в повседневной жизни вам пригодятся знания, полученные на уроке?
VII. ОЦЕНИВАНИЕ ЗНАНИЙ. КОРРЕКТИРОВКА
Оценивание работы на уроке
Теперь давайте оценим каждый свою работу на уроке в маршрутных листах.
А ребята, которые работали с тестами получают … .
IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Слайд 16. Прочитать п. 19, стр. 123-130, изучить определения.
Подготовить пословицы, загадки о предсказании погоды, интересные информационные сообщения о живых гигрометрах среди растений и животных.
Рефлексия (дерево успеха)
Слайд 15. Рефлексия (дерево успеха) Перед вами дерево настроения, давайте выразим свой успех или неудачу на сегодняшнем уроке с помощью листочков. Каждый листочек имеет свой определенный цвет и значение:
зеленый — все сделал правильно,
желтый — встретились трудности,
красный — много ошибок.