«Мы все нужны друг другу»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Мы все нужны друг другу»
Автор: Сидорова Ирина Борисовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки № 104»емерово, пр. Октябрьский, 82 «А»Е-mail: chili104@mail.ruУТВЕРЖДАЮДиректор школы № 104_________ И.Г. Загляда«_____» ________ 20___гПрограмма воспитательной работыпо нравственному воспитанию детей«Мы все нужны друг другу»Разработчик программы:Сидорова И.Б.Клуководитель 4 класса «А»Пояснительная запискаВоспитанный человек… Это понятие охватывает многие качества, в том числе и умение вести себя в обществе так, чтобы общение с окружающими было взаимно приятным и непринужденным. В семье, на работе, в гостях – везде и всегда этикет создает оптимальные условия для контактов с людьми. Культура поведения человека, его нравственные принципы возникают и развиваются в процессе жизненного воспитания. Жизненные условия, в которых находится ребенок, требуют постоянного внимания к подрастающему поколению. Важное значение для нравственного воспитания личности имеет формирование и развитие ее духовных потребностей в труде, в творчестве, в красоте, в общении.Актуальной проблемой сегодня является воспитание нравственно-этической культуры у детей. Это те качества личности, которые определяют поведение человека в повседневной жизни. Проблема общения, его роль в формировании личности ребенка – вот направленность данной программы. Проходя сложный путь социализации, ребенок подвергается частым воздействиям окружающей действительности, которая часто является стрессом для него, истощает его психику, дезорганизует поведение.В наше время, когда людям не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей. Мы, взрослые, порой просто не знаем, как побороть все возрастающую детскую жестокость, враждебность.Гнев, злоба, месть как формы проявления агрессивности разрушают общество. Большинство ученых считают, что агрессия влечет за собой злонамеренное поведение.Признак агрессивности проявляется уже в детстве. В качестве основных причин агрессивности можно выделить следующие:
  • демонстрация насилия по телевизору;
  • экономическое неблагополучие семьи;
  • недостатки воспитания;
  • неблагополучная семейная обстановка;
  • низкий уровень эмоционально-волевой сферы;
  • негативное отношение к ребенку;
  • несформированность механизмов саморегуляции поведения.
  • Задача взрослых – содействовать формированию у детей позиции ненасилия, применение ненасильственных действий, сохраняющих независимость детей.Главной целью данной программы является – формирование у детей нравственных взаимоотношений и развитие личности ребенка.Задачи:1. Формировать и развивать у детей такие черты характера, как доброта, верность, дружба, гостеприимство, заботливость, щедрость, стремление прийти на помощь.2. Вырабатывать такие качества характера, как доброжелательность, отзывчивость, сострадание.3. Научить ребенка понимать самого себя, управлять своими эмоциями.4. Научить понимать свой внутренний мир, умению чувствовать состояние других людей.5. Формировать ценностное отношение к моральной стороне поступков, умение смотреть на себя со стороны.6. Учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавиться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.).7. Воспитывать гуманное отношение к родным, близким, сверстникам, животным, ко всему окружающему миру.Главная отличительная особенность этой программы состоит в том, что она предназначается для работы с «особыми» детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья. Именно у таких детей имеются нарушения речевых, интеллектуальных, коммуникативных навыков общения, как друг с другом, так и с окружающей средой, а также наблюдается недостаточность развития высших психических функций. Основными формами проведения занятий по этой программе являются беседы, дискуссии, решение проблемных ситуаций, тесты, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, художественное слово, словесные игры, игры-сказки, творчество (рисунки, поделки и т. д.), самоанализ и самооценка. Занятия проводятся во внеурочное время, длительность занятий до 40 минут.Ожидаемые результаты:
  • улучшится характер детей, появится больше положительных черт;
  • ребенок научится понимать самого себя, свой внутренний мир;
  • научится справляться со своими эмоциями;
  • научится сочувствовать и переживать за других;
  • улучшится культура общения и поведения.
  • научится избегать конфликтных ситуаций, умению решать их.
  • научится быть вежливыми и воспитанными.
  • Тематический планДиагностическая методика «Самостоятельность, ответственность»Диагностическая методика «Культура поведения»2. Диагностические методики, направленные на выявление качеств личности, черт характера, желаний и ценностных ориентаций:«Правила беседы и культуры речи»:1. «Слово серебро, молчание - золото». Как это понимать?1) за плохое слово могут наказать, лучше промолчать;2) слушать труднее, чем говорить;3) лучше не говорить попусту, чтобы потом не было стыдно.2. Когда ты сможешь высказать свою точку зрения, слушая собеседника?1) остановлю его болтовню и выскажу свою точку зрения;2) дослушаю собеседника до конца и тогда выскажу свою точку;3) свою точку зрения выскажу сразу, слушать собеседника не стану.3. Как ты поступишь, если тебя перебивают в беседе?1) замолчу и выслушаю все замечания и возражения собеседника;2) накричу на собеседника и выскажу свои возражения;3) буду тоже перебивать собеседника.4. Кирилл, слушая собеседника, всегда говорит: «Я знаю без тебя…», «Нашел чем удивить!». Саша ведет беседу, размахивая руками, тыча пальцев в грудь собеседника и смеясь над его словами. Максим молча выслушает и потом может высказать своей мнение. Кто из друзей умеет поддержать беседу?1) Максим;2) Кирилл;3) Саша.5. Какой из перечисленных советов выберешь ты?1) говори так, чтобы собеседник не понял тебя и постоянно переспрашивал, что ты сказал;2) говори так громко, чтобы тебя услышал не только твой собеседник;3) говори спокойным голосом, четко и ясно проговаривая каждое слово.6. В какой из перечисленных фраз имеются слова-паразиты?1) «Алло! Приезжай, в магазине «Пассаж» распродажа одежды. Пока!»;2) «Аллё! Зарули в «Пассаж». Тут прикид кайфовый. Чао!»;3) «Ну значит так. В общем, это, в магазине «Пассаж», короче, значит, распродажа. Давай!».7. Даны три предложения. Определи, какое из них изложено общедоступным языком.1) Мне короче, в натуре, шьют дело;2) Меня обвиняют в преступлении;3) Мне инкриминируется преступление.8. Скороговорки – это несложный текст для тренировки произношения звуков. Какая из скороговорок научит правильному произношению звука «Р»?1) Поле-то не полото, поле-то не полито. Надо полю-то попить, надо поле-то полить;2) Маша шила для мартышки шубу, шапку и штанишки;3) Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.9. Какими словами следует пользоваться в беседе?1) иностранными;2) жаргонными;3) словами, понятными для присутствующих.10. Что научит тебя умению говорить и излагать правильно свои мысли?1) телевидение;2) книга;3) компьютерная игра.11. Закончи поговорку: «Когда глупец говорит, мудрец…»1) спит;2) молчит;3) ворчит.12. Отгадай загадку: «Что может произвести добро и зло?»1) сон;2) язык;3) мысли.«Приветствия»:1. В какой ситуации принято приветствовать друг друга кивком и жестом?1) при встрече в транспорте, на улице;2) при встрече гостей;3) на деловой встрече.2. В некоторых странах при встрече принято обнимать друг друга. А когда в России приветствуют друг друга объятиями?1) при встрече с незнакомыми людьми;2) при встрече начальника и подчиненного;3) при встрече родственников или близких старых друзей.3. Чтобы при приветствии (словом, кивком головы, при рукопожатии) о тебе сложилось хорошее впечатление, что следует всегда делать?1) надо смотреть в глаза собеседнику и улыбаться;2) надо отводить взгляд в сторону и улыбаться;3) надо опускать голову и улыбаться.4. Встретились три друга. Первый молча кивнул головой. Второй сказал: «Салют, пацаны!» и помахал рукой. А третий с улыбкой и словами «Здорово!» крепко пожал руки друзьям. В чьем приветствии проявляется доброжелательность и радость от встречи?1) первого друга;2) второго друга;3) третьего друга.5. В каком их трех случаев не нарушен этикет?1) здороваются двое мужчин: один протягивают руку в перчатке, а другой – без перчатки;2) здороваются мужчина и женщина: мужчина протягивает руку без перчатки, женщина – в перчатке;3) 3) здороваются пожилой мужчина и юноша: юноша протягивает руку без перчатки, а мужчина – в перчатке.6. Как должны здороваться на улице двое мужчин, чтобы у прохожих это вызвало недоумение?1) громко выражать свои чувства, обниматься, хлопать друг друга по плечам;2) спокойно протянуть друг другу руки для приветствия;3) поздороваться с улыбкой и отойти в сторону для беседы.7. Здороваясь, Максим подавал друзьям мягкую кисть руки. Саша долго тряс руку, поданную другом, а рукопожатие Кирилла было коротким и энергичным. Чье рукопожатие было правильным?1) Саши;2) Максима;3) Кирилла.8. Зимой на улице встретились две женщины. Первая, здороваясь за руку, перчаток не снимала, а вторая перчатки сняла. Почему?1) потому что первая женщина не знает правил этикета;2) потому что вторая женщина молода, а первая – в возрасте;3) потому что у первой женщины перчатки были дорогие и красивые, а у второй – дешевые.9. Назови из перечисленных ниже то приветствие, которое неприлично говорить учителю при встрече с классом.1) «Здравствуйте, дети!»2) «Доброе утро, дети!»3) «Хай, дети!»10. Где принято здороваться с незнакомыми людьми?1) а автобусе;2) в купе поезда;3) в лифте.11. Определи, в каком ряду перечислены приветствия, производимые с помощью жестов.1) привет, здравствуй, добрый день;2) салам алейкум, гутен морген, бонжур;3) кивок головы, поцелуй, снятие головного убора.«Телефонный разговор»:1. «Алло! Какой это номер телефона? Это квартира Сидоровых? Позовите Сашу. Его нет? А с кем я говорю? Ну тогда все». Сколько этических ошибок допустил позвонивший?1) две;2) три;3) четыре.2. Каким должен быть телефонный разговор?1) веселым;2) кратким;3) длинным.3. В каком случае необязательно представляться позвонившему?1) если звонит женщина;2) если просят к телефону кого-то;3) если это звонок на домашний телефон.4. В каком месте следует отключать мобильный телефон?1) в театре;2) на пляже;3) на улице.5. Кто первым после телефонного разговора кладет трубку?1) мужчина;2) женщина;3) не имеет значения.6. Какую из перечисленных фраз ты бы использовал в телефонном разговоре?1) извините за беспокойство, не откажите в любезности, будьте так добры, если вас не затруднит, позовите, пожалуйста, к телефону Анну Ивановну;2) будьте так добры, если вас не затруднит, позовите, пожалуйста, к телефону Анну Ивановну;3) позовите, пожалуйста, к телефону Анну Ивановну.7. В каких случаях не говорят «Алло», снимая трубку телефона?1) если произносят название фирмы, учреждения;2) если звонок раздается в квартире поздно ночью;3) если узнаешь по голосу знакомого человек.8. Почему, набрав номер по сотовому телефону, желательно спросить: «Вы можете говорить?»?1) чтобы быть уверенным, что этот человек хочет говорить с тобой;2) чтобы перезвонить позже, если человек за рулем машины или он занят работой;3) чтобы знать настроение человека.9. Во время беседы с учителем Саше позвонил по мобильному телефону Кирилл. Выбери верный вариант ответа.1) «Привет, Кирилл! Как мы и договаривались, я жду тебя на автобусной остановке».2) «Извините, Анна Ивановна! Кирилл, перезвони, я занят!».3) «Подождите, Анна Ивановна! Слушай, Кирилл, ты представляешь, что произошло…»10. Руководитель принимает посетителя в своем кабинете, снимает трубку и начинает разговор по телефону. Посетитель ждет окончания разговора и потом начинает заново излагать суть своего дела. Снова раздается звонок, и все повторяется. Какое из простейших правил общения было нарушено руководителем?1) краткость разговора;2) точность изложения;3) уважительное отношение к посетителю.11. Отгадай загадку: «Два говорят, два глядят, два слушают».1) телевизор;2) телефон;3) радиоприемник.12. Сравни два диалога по телефону и определи, кто спровоцировал конфликт в связи с неумением говорить по телефону.Первый диалог.- Да?- Здравствуйте. Могу я поговорить с Игорем Ивановичем?- А вы куда звоните?- Это издательство «Легион»?- Да.- Мне надо поговорить с директором.- А вы кто?- Сидоров Петр Петрович.- Мне это ни о чем не говорит. Кто вы?- Я учитель.- Вы по какому вопросу?- По личному.- Что значит «по личному»?- По личному значит – скажу лично ему.- Без указания цели звонка я не соединяю.- Вы не имеете права так со мной разговаривать!- А вы меня не учите!Второй диалог.- Издательство «Легион». Секретарь у телефона. Здравствуйте.- Здравствуйте. Могу ли я поговорить с Игорем Ивановичем?- Как вас представить?- Сидоров Петр Петрович, учитель.- Минуточку подождите, пожалуйста.- Спасибо.1) секретарь.2) учитель;3) секретарь и учитель.«Внешность»:1. О чем говорит внешний вид человека?1) о культуре человека;2) о положении в обществе;3) о профессии человека.2. Человек какой профессии не занимается разработкой и изготовлением одежды?1) костюмер;2) модельер;3) закройщик.3. Чему прежде всего должны соответствовать повседневная одежда?1) рекомендации друзей;2) времени года;3) настроению.4. Какая одежда уместна на отдыхе?1) одежда делового стиля;2) спортивная одежда;3) карнавальная одежда.5. Девушка достала из сумочки зеркальце, помаду и расческу. В каком месте она сможет воспользоваться этими предметами, не нарушая правил приличия?1) в общественном транспорте;2) на оживленной улице;3) в уединенном месте.6. Друзья собрались на спектакль. Саша надел темный костюм, светлую рубашку и кроссовки. Максим – начищенные ботинки, темные брюки и серый свитер. А Кирилл – спортивные брюки, белую майку и светлые туфли. Чья одежда соответствует месту посещения?1) Саши;2) Максима;3) Кирилла.7. Какая одежда не подойдет для улицы?1) сценическая;2) повседневная;3) спортивная.8. Кто такой элегантный человек? В каком ряду дано верное определение этого понятия?1) со вкусом одетый, придерживающийся хороших правил поведения;2) красивый, небрежно одетый, развязный, общительный и веселый;3) одетый со вкусом, сквернословящий, неаккуратный и дерзкий.9. Как следует относиться к своей обуви, чтобы она подольше прослужила тебе? Выбери верный ответ.1) оставлять грязную обувь у порога до утра и ждать, пока грязь высохнет;2) удалять грязь и просушивать ежедневно, обрабатывать обувным кремом;3) вечером класть грязную обувь в пакет, а утром удалять грязь тряпкой.10. Определи по одежде делового человека.1) одежда опрятная, выглажена и вычищена: костюм неярких цветов, пиджак застегнут на все пуговицы, светлая рубашка из хлопка с длинными рукавами, галстук без яркого рисунка и узора, цвет обуви и цвет носков темнее брюк;2) одежда опрятная, выглажена и вычищена: костюм яркого цвета и расстегнут, светлая рубашка с короткими рукавами, галстука нет, цвет обуви светлее брюк, светлые и короткие носки;3) одежда опрятная, но не выглажена: яркая куртка, спортивные брюки, рубашка в клеточку из трикотажа, короткие носки, черные лакированные туфли.11. Отгадай русскую народную загадку: «Собой не однака, а нужна однако, младенцу и мертвецу и доброму молодцу».1) шапка;2) ложка;3) рубашка.12. Распредели обувь по ее назначению, соединив слова из разных колонок стрелочками:Анкета1. Как ты считаешь, ты добрая девочка? Почему?_________________________________________________________________________________________________________2. Что такое добрый человек?_________________________________________________________________________________________________________3. Что такое злой человек?______________________________________________________________________________________________________4. Тебя хвалят? Кто? За что?_________________________________________________________________________________________________________5. Бывает, что тебя ругают? Кто? Когда? Почему?______________________________________________________________________________________________________6. Кто тебе в группе больше всех нравиться?__________________________________________________________________________________________________________________________________________7. Меньше всех нравиться?_________________________________________________________________________________________________________8. Кого ты больше всего жалеешь?_________________________________________________________________________________________________________9. Если бы ты увидела, что девочка плачет, что ты сделала бы? Что почувствовала бы?_________________________________________________________________________________________________________10. Кто у вас в группе самый добрый?_________________________________________________________________________________________________________11. Кто у вас в группе самый злой?_________________________________12. Есть такой человек, на которого бы ты хотела быть похожей? А ты такая же? Чем не такая же?_________________________________________________________________________________________________________