"Звуко-буквенный анализ, как важная составляющая при обучении грамоте дошкольников с ОВЗ"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Звуко-буквенный анализ, как важная составляющая при обучении грамоте дошкольников с ОВЗ"
Автор: Устиненко А.В, Малушко М.Г.

По утверждению М. Монтессори, А. Н. Корнева, Р. С. Немова, обучение чтению необходимо начинать в 5 – 7 лет, так как в этом возрасте развито в определенной степени самосознание, сформированы речевые, двигательные навыки, элементарные навыки в художественных видах деятельности, а также появляется интерес к буквам и желание научиться читать.
Русское письмо – звуко-буквенное. Оно точно передает звуковой состав языка и требует особого механизма чтения: процесс перекодировки в нем обеспечивается звуко-буквенным анализом слов. С началом обучения грамоте дошкольник приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из отдельных слов, слова – из слогов, слоги – из звуков. Звуки при письме обозначаются буквами. В своей работе я использую различные игры, способствующие формированию звукового анализа (Разноцветные домики, Составь слово, Подбери слово к схеме). Особое место на занятиях занимает игра Паровозик.
Цель игры: закрепление звуко-буквенного анализа и навыков чтения, развитие графо-моторных навыков.
Оборудование: напечатанные слова и схемы к ним.
Ход игры.
Слова спешат на поезд. У каждого слова – свой вагончик. Гласные уже успели занять свои места. Необходимо теперь разместить согласные. Вначале, слова располагаются над своими вагонами и их следует разместить по порядку, исключая гласный. Затем, задание усложняется. Слова и вагончики не совпадают, и детям нужно определить, где чьё место. По мере освоения материала, мест в вагончиках становится больше, и заполнить их сложнее. Дети читают слово, находят соответствующий вагончик, характеризуя звуки. Затем, печатают недостающие буквы, соблюдая размер клетки.
Слова и длину вагонов легко изменить в соответствии с целями занятия или индивидуальными особенностями детей. Работа на листах с Паровозиками приближает дошкольников к урокам грамоты в школе.
ВОЛ КУБ СЫН РАК
РОТ БАК БЫК ЛУЧ
ЗУБ ПАР КОТ СЫЧ
КОЛ КАР БЫЛ ЧУБ
ЛОМ ЛАК МЫЛ ДУЛ
БУР ПАР КОЛ МЫЛ
СОР СУП СЫР МАК
РОТ РАК СЫР ШУМ
ШУТ ШАР КОМ ДЫМ
ДОМ ЖАР БЫК ЖУК
ЧАН ЧУДО
САД ВАЗА
ЧАС ЧАСЫ
ЧУБ ЧУБЫ
СЫЧ ДАЧА
ЛИС ЛИПА
ЛЮК КОЛЯ
О
У
Ы
А
О
А
Ы
У
У
А
О
Ы
О
А
Ы
У
О
А
Ы
У
У
А
О
Ы
О
У
Ы
А
А
О
У
Ы
А
О
У
Ы
А
О
У
Ы
Ч
Н
А
С
У
Б
Ч
С
И
С
Л
Л