Современные образовательные технологии, используемые на уроках профессионально-трудового обучения и социально-бытовой ориентировки для умственно-отсталых школьников.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современные образовательные технологии, используемые на уроках профессионально-трудового обучения и социально-бытовой ориентировки для умственно-отсталых школьников.
Автор: Кочукова Татьяна Александровна

В ФГОСе для у.о. устанавливаются требования к личностным и предметным результатам освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) двух вариантов АООП.Совокупность личностных и предметных результатов составляет содержание жизненных компетенций обучающихся.Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию. Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельности, овладением доступными видами деятельности, опытом социального взаимодействия. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области, характеризуют опыт специфической для предметной области деятельности по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни. Формирование трудовых умений, необходимых в разных жизненных сферах. Формирование умения адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Приобретение навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, воспитание чувства товарищества, сотрудничества и взаимопомощи.Реализация АООП в части трудового обучения осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку обучающегося к индивидуальной трудовой деятельности.Совершенствование трудовых умений по выбранному профилю труда осуществляется в процессе трудовой практики, определение ее содержания и организация осуществляется самостоятельно образовательной организацией с учетом региональных условий и потребности в рабочих кадрах, а также в соответствии с требованиями санитарных нормам и правил Для достижения данных результатов на уроках СБО и профессионально-трудового обучения мы используем следующие современные образовательные технологии:         1. Технологии коллективного взаимообучения, когда обучающиеся работают в команде, бригадным способом. Имеет несколько названий: «организованный диалог», «работа в парах сменного состава».При работе по этой технологии используют  три вида пар: статическую, динамическую и вариационную. Рассмотрим их.Статическая пара. В ней по желанию объединяются два ученика, меняющиеся ролями «учитель» и «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимной психологической совместимости.Динамическая пара. Выбирают четверых учащихся и предлагают им задание, имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды, т.е. с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и др., а значит, включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей.Вариационная пара. В ней каждый из четырех членом группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.Преимущества технологии коллективного взаимообучения:в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и. понимания;в процессе взаимного общения включается память, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;— каждый учащийся чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;— повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;— отпадает необходимость в сдерживании темпа занятий, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение практического и теоретического материала.         2. Технологии разноуровневого обучение – это индивидуальные карточки-задания по возможностям обучающихся. На уроках профессионально-трудового обучения это могут быть практические задания при выполнении которых обучающиеся будут успешны т детям с у.о. важно быть успешными. Но в тоже время мы на этом не акцентируем внимание, никогда не говорим: ты получаешь другое задание т.к . ты слабее. 3. Технология модульного обучения для обучающихся с у.о. модуль может быть заменён на план работы. На уроках штукатурно-малярного дела перед выполнением практического задания, обязательно обучающиеся совместно с учителем рассматривают технологическую карту. Подбирают инструменты, повторяют ТБ        4ехнология проблемного обучения. Учитель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном внимании и обсуждении учениками. Например, на уроках СБО задача приготовить драники и уже совместно с детьми, основываясь на их жизненном опыте, учитель расписывает ингредиенты данного блюда.        5. Технологии использования в обучении игровых методов: «Школа ремонта», «Радуга профессий», «В мире профессий» и др. внеклассные мероприятия. К которым дети готовятся заранее, репетиции сближают участников команды, возникает объединяющее стремление хорошо выступить. Это так называемая технология обучение в сотрудничестве.         6.Здоровьесберегающие технологии.  Учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии. Применение данных технологий способствует наилучшему усвоению предметных результатов т.е. обучающиеся успешно овладевают:1) умениями на уровне квалификационных требований к определенной профессии, применение сформированных умений для решения учебных и практических задач;2) знаниями правил поведения в ситуациях профессиональной деятельности и продуктивность межличностного взаимодействия в процессе реализации задания;3) знаниями технологической карты и умение следовать ей при выполнении заданий;4) знаниями правил техники безопасности и их применение в учебных и жизненных ситуациях.