"Взаимодействие логопеда и родителей, как одна из эффективных форм коррекционной работы в логопедической группе"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Взаимодействие логопеда и родителей, как одна из эффективных форм коррекционной работы в логопедической группе"
Автор: Ворсина Татьяна Васильевна

Взаимодействие логопеда и родителей, как одна из эффективных форм коррекционной работы в логопедической группе.
Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать.
Специалисты по дефектологии считают, что одной из причин устойчивой неуспеваемости детей в школе является отсутствие своевременной помощи ребенку в период дошкольного детства со стороны детского сада и семьи. Ведущие логопеды Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Г.А. Каше, Н.В. Нищева разработали программы для детей с нарушениями речи, где работе с родителями уделяется одно из центральных мест. Они утверждают, что участие родителей в коррекционно-образовательном процессе создает благоприятную среду для успешной работы педагога и детей.
В качестве основной идеи работы с родителями я взяла концепцию субъективного взаимодействия, разработанную А.А.Бодалевым.
Не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству, не проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию и обучению своего ребенка. Поэтому я начала работу по взаимодействию с теми, кто желал участвовать в коррекционно-воспитательном процессе, поддерживал меня.
Цель работы с родителями:разработать систему работы для логопеда и родителей по реализации коррекционно-воспитательных задач.
Для организации взаимодействия с семьей, для обеспечения полноценного развития ребенка я поставила перед собойследующие задачи:
определить влияние родителей на развитие ребенка и на этой основе скоординировать коррекционно-воспитательную работу логопеда и семьи;
познакомить родителей с объемом знаний для успешной подготовки детей к школе;
формировать у родителей мотивации к коррекционной работе с их детьми;
привлечь родителей к активному участию в коррекционно-воспитательной работе по исправлению речевых нарушений;
просвещать родителей в области педагогики, детской и основ логопедии.
Работу с родителями я разделила на два блока: педагогическое просвещение родителей и включение родителей в деятельность коррекционно-образовательный процесс.
Я стараюсь работать таким образом, чтобы родитель смог:
- Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;
- Достичь понимания того, что нельзя ребенка сравнивать с другими детьми;
- Узнать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;
- Быть эмоциональной поддержкой ребенку.
Взаимодействуя с родителями, я реализовывала идеи личностно-ориентированного подхода, которые строятся на основе:
Установления доверительных отношений с родителями;
Открытия перед ними неизвестных сторон и знаний о собственном ребенке;
Совместного вхождения педагога и родителей в проблемы общения с ребенком;
Организации совместного исследования и формирования личности ребенка дома и в детском саду;
Обеспечения общей готовности ребенка к школьному обучению.
Одной из основных и самых популярных и действенных форм совместной работы педагога и родителей является родительское собрание.
Групповые собрания родителей проводила 4 раза в год. В начале года сообщала о результатах логопедического обследования, об особенностях речевого развития каждого ребенка, об организации всесторонней помощи детям, о значении работы учителя-логопеда и всех специалистов, включенных в коррекционно-речевой процесс. Каждого из родителей нацеливала на систематическую, длительную работу с ребенком. Обращала внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения, предлагала практические советы, показывала приемы работы с детьми, подчеркивала успехи и трудности, объясняю, на что нужно обратить внимание.
Основываясь на отзывы родителей, могу отметить, что наиболее интересными и познавательными для них стали родительские собрания, проводимые в нетрадиционной форме: педагогический ринг Мальчишки и девчонки, а также их родители…; ток-шоу, Почему ребенку нужна игра? и т.д. Такая форма дает эффект обратной связи между педагогом и родителями и нацеливает их на дальнейшее сотрудничество, сплачивает коллектив родителей.
Одной из эффективных форм моего взаимодействия с семьей стала организация клуба для родителей Мамина школа. Данная работа интересна тем, что тематика заседаний клуба варьируется в зависимости от социального запроса родителей и проходит в форме мастер-класса с просмотром фрагментов занятий и распространением газеты для родителей Дошколенок по предлагаемой теме.
Опыт работы показал, что в процессе совместной работы учителя-логопеда и родителей очень важны консультации как подгрупповые, так и индивидуальные. На консультациях я отмечала успехи ребенка в преодолении дефекта и объясняю, какая помощь необходима со стороны родителей на данном этапе обучения. Показывала логопедические приемы (артикуляционная, дыхательная гимнастика и т.д.) максимально понятные для последующего домашнего воспроизведения.
Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация информационных стендов для родителей. Еженедельно я обновляла информационный стенд подборкой тематических материалов: Наши правила; Тренируем пальчики – развиваем речь; Игры для обучения грамоте и т.д.
В разработанных мной рекомендациях родителям в работе с детьми по лексическим темам предлагала речевой материал для домашнего закрепления. Информационный лист логопеда содержит интересную содержательную информацию: Массаж кистей рук; Игра со звуками и т.д.
Интересной и действенной формой пропаганды педагогических знаний среди родителей стал выпуск малотиражной газеты Домашний логопед, где в доступной форме родителям раскрывались основы коррекционно-воспитательной работы, направления, приемы по устранению речевых нарушений.
Рассматривая свою работу сквозь призму формирования мотивированного отношения родителей к коррекционным занятиям дошкольников с нарушениями речи мной был разработан учебно-методический комплекс Занимаемся вместе, включающий в себя две тетради для выполнения заданий учителя-логопеда дома. Пособие рассчитано на два возраста 5-6, 6-7 лет.
Цель учебно-методического комплекса – помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Новизна моего учебно-методического комплекса заключается в том, что в основу его разработки положен комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития: обучение анализу и синтезу звукового состава речи, подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения, развитие фонематического восприятия.
Не могу не отметить активное использование мной метода проектной деятельности. В ходе реализации детско-взрослых образовательных проектов дети оказывались в различных жизненных ситуациях, сталкиваясь с затруднениями, успешно их преодолевали. Были разработаны творческие проекты: Чудесное лукошко; Что у бабушки в избушке?; Веселый зоопарк.
В ходе проектной деятельностиразвились и детско-родительские отношения.Реальная жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием. Родители с большим желанием откликались на выполнение предложенной работы, творчески раскрылись в глазах своих детей.
Таким образом, мое взаимодействие с родителями активизировало участие родителей в коррекционной работе; у них появилась удовлетворенность работой, повысилась их педагогическая компетентность в вопросах речевого развития детей. В результате моего взаимодействия с родителями наблюдается положительная динамика речевого и общего развития детей, что подтверждают результаты повторной речевой диагностики в конце обучения.

Литература
Чиркова СВ. Родительские собрания в детском саду / Чиркова Светлана Владимировна. - Москва, Вако, 2008.
Давидович Л.Р. Ребенок плохо говорит. Почему? Что делать? / Давидович Лариса Романовна.- Москва, ГНОМ и Д, 2005.
Глебова С.В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия / Глебова Светлана Владимировна.- Воронеж, ЧП Лакоцетин С.С., 2007.
HYPER13PAGE HYPER15
2