"Использоание сказкотерапии для успешной адаптации детей раннего возраста"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Использоание сказкотерапии для успешной адаптации детей раннего возраста"
Автор: Веккер Наталья Михайловна

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ ГОРОД НОРИЛЬСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 95 СНЕЖИНКА
663340, Россия, Красноярский край, город Норильск, район Кайеркан, улица. Строительная, дом 1 Е
( (3919) 39 -09-75 e-mail: mdou 95@ norcom.ru
Проект
Использование сказкотерапии для успешной адаптации
детей раннего возраста
В первой младшей группе А Колобок
Подготовили воспитатели:
Веккер Н.М
Норильск, 2018
Актуальность проекта:
Процесс перехода из семьи в детское дошкольное учреждение очень сложен и для детей. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно другим условиям, отличным от тех, к которым он привык в семье.
Здоровый малыш может посещать детский сад, у него появляется интерес к общению с людьми, его словарный запас и приобретенные к этому времени навыки самостоятельности позволяют быть ему достаточно независимым. Тем не менее, многим детям тяжело остаться на целый день в обществе чужих людей.
Адаптивные возможности ребёнка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие ребенка и благополучное существование в детском саду и в семье.
Для успешной адаптации ребенка, необходимо сформировать у него положительную установку надетский сад. Для устранения трудностей при адаптации на помощь нам приходитсказка.
Дети раннего возраста очень эмоциональны, и впечатлительны. Им свойственно быстро заряжаться как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности ложатся в основу построения цикла занятий для детей раннего возраста в период адаптации с использованием метода сказкотерапии.
Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это ещё и терапия средой, особойсказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, в ней проявляется чувство защищённости и аромат тайны.
Вид проекта: практико-ориентированный, открытый.
Участники проекта: воспитанники первой младшей группы, родители воспитанников, воспитатели, специалисты.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Сроки реализации: июнь, июль, август.
Цель проекта: создание психологического комфорта в период адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи проекта:
Для детей:
Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
Знакомство детей фольклором по сказкам, с русскими народными сказками Репка, Колобок, Теремок;
Формирование игровой деятельности детей, основ коммуникативных навыков через взаимодействие с персонажами театров, участие в совместных играх, изображение характерных особенностей поведения персонажей. Поощрение стремления детей создавать игровую обстановку, развитие умений выполнять игровые действия, связанные в простом, близком их жизненному опыту сюжете
Развитие общения со взрослыми и сверстниками; эмоциональной отзывчивости, внимания, любознательности, желания участвовать в инсценировке.
Для педагогов:
Повышение профессионального уровня педагогов, работающих с детьми раннего возраста, активное участие в театрализации и игровом взаимодействии с детьми по сказкам.
Пополнение предметно-развивающей среды, обеспечивающую не только совместную театрализовано - игровую деятельность, но и являющую основой самостоятельного творчества каждого ребенка.
Для родителей:
Получение знаний о влиянии сказок на развитие ребенка через папки-передвижки, информацию на сайте.
Обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Привлечь родителей к активному участию в проекте (подготовке к праздникам, изготовление декораций, пошив детских костюмов)
Ожидаемый результат:
успешное прохождение адаптационного периода к детскому саду посредством использования современных методик по сказкотерапии;
повышение профессиональной компетентности педагогов групп раннего возраста;
пополнение сказкотеки для успешной адаптации к ДОУ
формирование у родителей представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка;
родители будут вовлечены в единое пространство семья – детский сад.
Этапы проекта:
I этап - подготовительный
Выявление проблемы; формирование цели, задач; подбор методической литературы; разработка материала по проекту.
II этап – практический (Основной)
Практическая деятельность.
III этап – обобщающий (Заключительный)
Итоги работы: презентация проекта
Реализация проекта

п/п
Направление работы
Сроки
выполнения
Участники
I этап - подготовительный
Выявление проблемы; формирование цели, задач;
подбор методической литературы; разработка материала по проекту.
1
Анкетирование родителей
В первый раз в детский сад
Наблюдение за детьми
Июнь
Воспитатели
Родители
Дети
2
Подготовка игр и упражнений, наглядного материала
Изготовление сказкотеки для тревожных, агрессивных детей.
Июнь
Воспитатели
специалисты
4
Консультации для родителей Психологические особенности детей раннего возраста
Использование сказкотерапии в период адаптации
Июнь
Воспитатели
Родители
5
Комплексы утренней гимнастики по сказкам:
Колобок, Репка
Гимнастика после сна:
В гостях солнышка
Просыпающиеся котята
Культурно-гигиенические навыки: Научим мишку кушать ложкой
Пальчиковые игры
Мы лепили колобка, Ладушки, ладушки, Сорока
Показ сказок, потешек с разными видами театра:
Помочь детям запомнить последовательность действий героев сказки. Поощрять участие в рассказывании, развивать интонационную выразительность речи.
Игровые ситуации:
Накормим курочку, петушка, Бабушка, дедушка и внучка в гостях у ребят
Подвижные игры:
Вышла курочка хохлатка, Догони кошку, Зайка серенький сидит, Зайка серый умывается, Лохматый пес, Идет коза рогатая, Догони колобка, Солнечные зайчики
Июнь
Воспитатели
Дети
специалисты
II этап – практический (Основной)
Практическая деятельность.
6
Проведение занятий совместно со специалистами.
Комплексы утренней гимнастики по сказкам:
Колобок
Маша и медведь,
Гимнастика после сна:
Заинька-зайчишка
Пальчиковые игры
Дом мы строим для зверят,
Мы лепили колобка, Ладушки, ладушки, Сорока, Белка, Зайчата , На лужок
Показ сказок, потешек с разными видами театра:
Помочь детям запомнить последовательность действий героев сказки. Поощрять участие в рассказывании, развивать интонационную выразительность речи.
Рассказывание русских народных сказок с элементами драматизации:
Формировать умение детей раннего возраста эмоционально и активно воспринимать сказку, отвечать на вопросы по содержанию. Способствовать обогащению словаря детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Слушание аудиозаписи сказок, потешек, русских народных песенок:
Формировать умение детей слушать сказку, следить за развитием действия. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Игровые ситуации:
Курочка Ряба в гостях у зверят, Зверята на прогулке, Угостим зверят пирожками, Стоит в поле теремок.
Организация игровой деятельности по сказкам
Совместное рассказывание сказки по опорным словам с показом движений: Жили-были..., и была у них..., снесла…
Подвижные игры:
Вышла курочка хохлатка, Догони кошку, Зайка серенький сидит, Зайка серый умывается, Лохматый пес, Идет коза рогатая, Догони колобка, Солнечные зайчики, Вокруг себя обернись, в зайку превратись, Мишка косолапый, Птички и кот, Теремок, Найди колобка,
Хороводно-словестная игра Заинька.
Индивидуальная работа по ОВД:
Зайка прыг, зайка скок,
Мы по мостику пройдем, к мишке в гости попадем,
Научим зайку ходить по ступенькам, Добеги до лисички,
Ты в воротца проползи, к зайке в гости попади, Научим зверят ходить парами.
Культурно-гигиенические навыки: Научим зайку пользоваться носовым платком,
Научим внучку Маш мыть ручки. Индивидуальная работа по рисованию:
Колобок катится по дорожке, Разноцветные шарики для котят. Индивидуальная работа по лепке: Дорожка для колобка, Морковка для зайки, Колобок-колобок
Обыгрывание сказки с элементами драматизации
Формировать умение детей активно действовать с героями сказки, самостоятельно выбирать куклы для игры.
Изготовление поделок по сказке (лепка, рисование, аппликация)
Дидактические игры:
В гостях у сказки, Спрячь колобка от лисы, Стоит в поле Теремок, кто где живет, Расскажи какой Колобок
Игры-пазлы:
Собери сказку, Герой сказки, кубики со сказками.
Отгадывание загадок о героях сказки: формировать представление детей о загадках, умение отгадывать описательные загадки.
Организовать целенаправленную просветительскую и консультативную деятельность с родителями по вопросам успешной адаптации к условиям детского сада.
Консультации: Воспитание сказкой
Адаптируемся вместе
Организация режима дня и его значение для ребенка
Выработка общей стратегии воспитания и развития ребенка в семье и ДОУ
Способы игровой деятельности, значение игры для детей
Июнь
Июль
Август
Воспитатели
Дети
Специалисты
Родители
III этап – обобщающий (Заключительный)
итоги работы: презентация проекта.
7
Представление продукта деятельности:
оформление театрального уголка в группе, оформление разнообразных видов театра (настольный, пальчиковый, театр игрушки, маски, варежкой театр и др.) по сказкам Репка, Колобок, Теремок; пазлы с изображением героев сказок; подборка игр на тему Русские народные сказки; организация выставок совместного творчества по сказкам.
Итоговое мероприятие: показ сказки совместно с родителями.
Презентация для воспитателей.
Август
Воспитатели
Родители
7