"Творческая самореализация учащегося и учителя "


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Творческая самореализация учащегося и учителя "
Автор: Томилова Елена Павловна

Творческая самореализацияучащегося и учителя."Скажи мне, и я забуду.Покажи мне, и я смогу запомнить.Позволь мне это сделать самому,и это станет моим навсегда".(древняя мудрость)Сегодня обществу нужны образованные, нравственные люди. Предприимчивые, способные к сотрудничеству люди. Которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования делает акцент на формирование общей культуры ученика, мировоззренческих, развивающих и воспитательных задачах общего образования, задачах социализации. Поэтому школа должна обеспечить учащегося универсальными навыками. Самореализация — высшее желание человека реализовать свои таланты и способности. Проблема самореализации личности относится сегодня к числу ключевых проблем педагогики. Усиление внимания к данной проблеме сопряжено с пониманием ее определяющей роли в развитии личности, предъявлением более высоких требований к таким качествам человека, как самостоятельность, инициативность, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Учебная деятельность играет значительную роль в жизни школьника и служит важной сферой его самовыражения. Школа является местом, где ребенок проводит большую часть времени. На современном этапе обучения школа должна не только формировать у учащихся определенный набор знаний. Необходимо пробуждать и постоянно поддерживать стремление их к самообразованию, реализации творческих способностей. По мнению психологов и учителей, внутренней причиной разочарований, неудач в учебе, зачастую служит отсутствие возможности для самореализации школьников, что приводит к формированию комплекса неудачника, замедляет дальнейшее развитие личности. Особенно остро перед современной школой встает проблема отсутствия у многих учащихся внутренней мотивации к учению. Регламентация учебного времени и жесткие требования учебных программ ведут к снижению активности, самостоятельности и творчества учащихся, следовательно, и возможности самореализации. Основной целью образовательного процесса становится усвоение и воспроизведение знаний. Изучение современной практики обучения позволило выявить ряд противоречий между:-требованиями к современному образованию, где в центре внимания находится личность ребенка, и направленностью процесса обучения на освоение школьниками определенной суммы знаний;-потребностью школьников в самостоятельной творческой деятельности и преобладанием репродуктивных методов обучения. Решение данных противоречий можно найти в использовании таких видов учебной и внеучебной деятельности, которые способствуют самореализации школьника. Среди них особое место занимает творческая деятельность.Человек рождается, чтобы выполнить свою миссию, и задача учителя – помочь ему осознать, с какой миссией он пришел на Землю. Миссия человека на Земле – не только воспроизводство культурных традиций, это ещё и создание нового, т.е. творчества. И только в творчестве возможно развитие личности. И нам, учителям, стоит всегда это помнить. Творчество любят все дети. Если организовать обучение так, чтобы всякий раз они открывали что-то новое, неизвестное для них, возрастет их заинтересованность к обучению, эффективнее будут достигаться образовательные цели. Творческая работа – это и процесс, и продукт деятельности, это и личное качество, и среда, создающая условия для самореализации. Творческие работы я провожу во всех классах практически по всем учебным темам и во внеурочной деятельности. Мое педагогическое кредо: «Знать – уметь – творить – хотеть самосовершенствоваться и самореализовываться». Стараюсь, чтобы это стало девизом и для моих учеников. Использование ИКТ в творческой деятельности учащихся расширяет возможности педагога, помогает ему увидеть в ребенке самое лучшее; ученику дает импульс к самосовершенствованию, раскрытию способностей, самореализации. Деятельность с использованием ИКТ входит в жизненное пространство личности, компьютер является инструментом интеллектуальной деятельности, средством самореализации учащихся, позволяет создать условия, при которых каждый ученик может реализовывать себя в каком-либо виде деятельности. Диалог в компьютерной среде позволяет ученику осознать свои возможности, умения и навыки. Автономность поведения в работе с компьютером актуализирует личность к свободе выбора решения. Современные ИКТ позволяют создать ситуации, направляющие ученика к концентрации творческих усилий, креативности в деятельности, независимости в суждениях и ответственности за свои действия и поступки. Для самореализации учащихся могут использоваться нестандартные уроки, а также разные формы творческой работы на уроке и во внеурочной деятельности: метод проектов, игры, творческие самостоятельные и домашние работы, проблемные ситуации, конкурсы, исследовательская деятельность и др.Метод проектов – это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых продуктов. «Метод проектов предполагает обучение через «Ум, руки, сердце», то есть включение ребёнка в эмоциональную, умственную и практическую деятельности». В традиционной методике информацию предлагает учитель, а в проектной – знания добывает сам ученик. В процессе проектной деятельности у школьников развиваются следующие способности: коммуникативные, личностные, социальные, технологические, творческие и др. Проекты могут быть разными по продолжительности: от 10-15 минут до 1 года. Для работы с проектным методом подходят практически все программные продукты, изучаемые на уроках и на дополнительных занятиях. Учащиеся получают возможность самореализации и через исследовательскую деятельность, приобретают знания об особенностях работы с различными источниками, о структуре творческой, реферативной и исследовательской работы, умение анализировать различную информацию и создавать собственную работу, включая постановку целей и задач, их реализацию, редактирование, рецензирование и защиту.Исследовательская деятельность – это образовательная работа, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы. Таким образом, проектная и исследовательская деятельность - это путь самореализации учащегося. На каждом своем уроке пытаюсь обеспечить активность каждого ребенка через пробуждение его любознательности и мотивацию, подчеркивая важность изучаемого материала при решении практических задач, поддерживаю связь обучения с жизнью и практикой. Создание проблемной ситуации позволяет реализовать дифференцированный подход. Привычными для ребят стали проблемные задачи с заведомо допущенными ошибками. При закреплении изученного материала использую прием постановки и анализа проблемной ситуации. Эвристическое обучение отличается от проблемного. Цель проблемного обучения – усвоение учениками заданного предметного материала путем выдвижения учителем специальных познавательных задач-проблем. Методика проблемного обучения построена так, что ученики «наводятся» учителем на известное решение или направление решения задачи. Эвристический же подход к образованию позволяет расширить возможности проблемного обучения, поскольку ориентирует учителя и ученика на достижение неизвестного им заранее результата. Полученные учениками продукты деятельности (гипотеза, сочинение, поделка и т.п.) сопоставляются с культурно-историческими аналогами.Творческие самостоятельные и домашние задания предусматривают проявление творчества и фантазии учащихся. Учащиеся должны также проявить и применить приобретенные знания и умения в новой ситуации.В качестве домашнего задания предлагаю учащимся подготовить доклад на тему: используя дополнительную литературу, электронные энциклопедии, материалы Интернета;Надеюсь, вы слышали песню «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться». Игра является методом обучения, который направлен на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в конкретной ситуации, ее основной целью является углубление интереса к учебе и тем самым повышение эффективности обучения. Внешне кажущаяся беззаботной и легкой, на самом деле, игра требует у ребенка отдачи максимума своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Играть можно целый урок или использовать игровые фрагменты на уроках, нельзя забывать об эффективности использования данной технологии во внеурочное время.- игра «Ты мне, я тебе». Учитель начинает игру, задав одному из учеников вопрос по теме, ученик, ответив, задает вопрос следующему, тот, ответив, продолжает цепочку и т.д.- урок-игра: «Морской бой», «Как стать отличником», «Звездный час» и др.Вовлекаю учащихся в различные конкурсы, олимпиады, соревнования. Все это позволяет учащимся самореализоваться, проявить себя в том или ином виде деятельности.Одним из основополагающих принципов в «Программе 2100» является принцип личностного целеполагания ученика на уроке. Принцип личностного целеполагания предусматривает необходимость осознания целей творческой работы, как учеником, так и учителем. Именно творческий учитель помогает ученику сформулировать цель и достичь её.Ещё один из наиболее важных принципов - принцип рефлексии.Учащиеся в качестве рефлексии обсуждают полученный результат, анализируют, делают выводы, иными словами – приобретают опыт. На каждом своем уроке стараюсь создать атмосферу доброжелательности и комфорт свои силы. Очень хочу, чтобы дети воспринимали меня не как связующее звено для передачи знаний и безразличное воплощение требований программы, а как живого человека, обладающего чувствами, эмоциями и добрым отношением к ним. Учителя сегодня:- В большинстве своем - очень талантливые фанатики, чудаки, которые все-таки могут «наступить на горло» своей творческой песне и почти вовремя заполнить все необходимые журналы, проверить все тетради.-Это дети с неестественно большим чувством долга.-Люди, с ненормальным материнским инстинктом, который распределяется на нечеловеческое количество детей.-Хронически больные школой.-Знают, что лучшее средство от старости это - общение с детьми.Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача – создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала. Хочу обратить ваше внимание на три « всегда» и три « никогда» Всегда воспринимать психологическое состояние ученика и вовремя прийти ему на помощь; Всегда уважать мнение ученика, создавая тем самым условия для его самоутверждения и самореализации; Всегда вселять и поддерживать оптимистическое отношение к событиям; Никогда не быть равнодушными к состоянию, поступкам и высказываниям детей; Никогда не допускать ощущения превосходства учителя над школьником, одного ученика над другим; Никогда не оставлять ученика в состоянии безысходности и беспомощности.У каждого из нас есть правила жизненные и творческие. Хочу напомнить некоторые из них:- Если мне на уроке скучно, каково же детям?- Подводя итоги прожитого дня, сформулируй уроки, полученные тобой от детей.- Все есть яд, и все есть лекарство. Тем или другим их делает доза.- Трачу время на то, что достойно траты.- Все дети талантливы.- Плох не ребенок, плох его поступок.- В каждом ребенке чудо, ожидай его. Отличительными чертами современного педагога, педагога-мастера являются постоянное самосовершенствование.Труд учителя неимоверно тяжел, но столь же и интересен, он дает возможности безграничного творчества. Оказавшись в трудной ситуации, вспомним советы психологов: « Не можете изменить ситуацию, измените свое отношение к ней». Хочется чаще вспоминать замечательные слова Мюнхгаузена: « Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!».Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку. Учитель истории и обществознания МАОУ «Баженовская СОШ № 96» Е. П. Томилова