Алгоритм разработки индивидуальных планов сопровождения дошкольников с речевыми нарушениями


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Алгоритм разработки индивидуальных планов сопровождения дошкольников с речевыми нарушениями
Автор: Пузикова Виктория Викторовна учитель-логопед

Алгоритм разработки индивидуальных планов сопровождения дошкольников с речевыми нарушениями
На современном этапе развития дефектологической науки и практики существует ряд серьёзных проблем. Одна из которых - связь диагностики и коррекции нарушенного развития.
Коррекционное воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приёмами работы. От того, насколько грамотно будет организован каждый этап работы, зависит успех последующих коррекционных мероприятий.
На сегодняшний день составление индивидуальных планов коррекции является необходимым условием успешного преодоления нарушений в развитии. Такой план будет адресован конкретному ребёнку с учётом всех особенностей его психофизиологического развития; коррекционная работа по индивидуальному плану будет эффективней.
Проанализировав существующие подходы к диагностике и коррекции нарушенного развития, мы разработали алгоритм составления индивидуальных коррекционных программ для дошкольников с нарушениями речи. Данный алгоритм представляет собой план действий коррекционного процесса и может быть использован при построении индивидуальных программ коррекции для детей с различными речевыми нарушениями. Согласно алгоритму, при построении индивидуальной программы коррекции следует придерживаться следующего плана действий:
1. Отбор наиболее подходящих методов и приёмов диагностики;
2. Получение информации о психофизиологическом развитии ребёнка:
изучение медицинской документации, проведение обследования (наблюдение, эксперимент, беседы со специалистами, заполнения протоколов обследования, составление логопедических и психолого-педагогических характеристик;
3. Анализ полученных данных: определение категории нарушенного развития; выявление структуры дефекта;
4. Определение прогноза развития ребёнка, состава участников коррекционной работы, основных направлений коррекционной работы, форм, методов и приёмов коррекции;
5. Составление плана индивидуальной коррекционной работы.
Рассмотрим подробнее каждый этап.
1. Первым и очень важным этапом в системе коррекционных мероприятий является диагностика. Именно диагностика нарушений развития позволяет выявить детей с недостатками развития в популяции, определить оптимальный педагогический маршрут, соответствующей психофизическим особенностям ребёнка. Каждый из этапов диагностики (скрининг-диагностика, дифференциальная диагностика, углубленное психолого-педагогическое изучение) имеет свои специфические задачи. Задачей углубленного изучения является выявление индивидуальных особенностей ребёнка, т. е. тех характеристик познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности, личности, которые свойственны только данному ребёнку и должны приниматься во внимание при организации коррекционно-развивающей работы с ним. На основании результатов такой диагностики разрабатываются индивидуальные программы коррекции.
2. При подборе диагностического комплекса необходимо учитывать: задачи этапа диагностики, возрастные и индивидуальные особенности детей с нарушениями развития, принципы современной диагностики, информативность методов диагностики.
Для решения задач построения индивидуальных коррекционных программ более приемлемыми оказываются методы диагностики, основанные на качественно-количественной оценке результатов исследования, т. е. методы эксперимента и наблюдения. Эксперимент даёт возможность изучить психические процессы и личность ребёнка в специально организованных условиях, обеспечивающих максимальное проявление имеющихся нарушений. Наблюдение даёт информацию о состоянии эмоционально-волевой сферы ребёнка, особенностях его поведения, деятельности, об уровне общей и двигательной активности и др.
Диагностику нарушенного развития на современном этапе необходимо проводить с опорой на ряд принципов, основным из которых является принцип комплексности. Диагностика, проведённая в контексте междисциплинарного знания, даёт возможность увидеть целостную картину нарушений развития ребёнка и прогноза его возможностей в плане дальнейшего воспитания и обучения, тем самым, обеспечивая выход на индивидуальную коррекционную программу.
При отборе методик для диагностического обследования детей дошкольного возраста необходимо учитывать психологические возрастные новообразования: уровень развития перцептивных действий, наглядно-образного мышления, ведущей деятельности – игровой, а также типичных видов деятельности – конструирования и рисования, уровень развития речи.
Психолого-педагогическое обследование детей с различными нарушениями развития (с нарушениями слуха, зрения, речи, эмоционально-волевой сферы, функций опорно-двигательного аппарата, со сложными нарушениями развития) сопровождается целым рядом трудностей, связанных со специфическими особенностями их психофизиологического развития.
3. Следующим шагом является анализ полученных данных. Проанализировав содержание подходов к изучению нарушенного развития, мы считаем, что при составлении индивидуальной коррекционной программы для ребёнка с проблемами в развитии достаточно двух подходов: патопсихологического и нейропсихологического. С помощью качественной оценки результатов исследования мы имеем возможность построить индивидуальный подход к взаимодействию с ребёнком. Вычерчивание индивидуального профиля состояния высших психических функций позволяет оценить структуру имеющихся нарушений и осуществить выход на индивидуальную программу коррекции. На данном этапе работы необходимо:
- ориентировочно определить категорию нарушенного развития;
- определить структуру дефекта;
- определить состав участников коррекционной работы;
- определить формы, методы и приёмы коррекции.
4. При разработке индивидуальной коррекционной программы необходимо учитывать весь объём полученной информации; опираться на методические и методологические закономерности построения коррекционного процесса.
5. Комплексный подход к преодолению речевого нарушения предполагает активное участие в нём родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки, умения, полученные детьми во время занятий слогопедоми воспитателями, закрепить в процессе повседневной жизни, используя для этого прогулки, экскурсии, уход за животными, растениями, помощь взрослымдома. В дошкольных учреждениях сложилась определённая система работы педагогического коллектива с родителями, которая включает в себя:
- посещение семьи надому;
- индивидуальные и групповые беседы;
- родительские собрания;
- конференции;
- семинары; тренинги;
- консультации;
- информационные выставки;
- открытые занятия;
- родительские уголки.
Данная теоретическая разработка была апробирована на практике при составлении индивидуальных коррекционных программ для детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития. Необходимость составления индивидуальных программ была обусловлена рядом причин:
- разновозрастной состав группы (от 3, 5 до 5 лет) ;
- различный характер и тяжесть задержки психического развития;
- наличие у детей сопутствующих недостатков развития разного характера и степени тяжести;
- разнообразные нарушения речевого развития.
Составленные программы адресованы конкретным детям, построены с учётом особенностей их физического, психического и речевого развития, что даёт возможность предположить большую эффективность коррекционного процесса, проводимого по таким программам.
Алгоритм составления индивидуальных программ коррекции является универсальной схемой, с помощью которой можно разработать программу для ребёнка дошкольного возраста с любым речевым нарушением.