"Откуда берутся тени?"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Откуда берутся тени?"
Автор: Мустафина Гульназ Фаргатовна

СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ 3ГЛАВА I1.1 Теоретическая часть 51.2. История зарождения теневого театра 61.3. Направления в работе по организации проекта 8ГЛАВА IIПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 9ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16ПРИЛОЖЕНИЕ 17ВВЕДЕНИЕОднажды вечером у нас дома отключили свет. Мама зажгла свечу. Мы с сестрёнкой стали подносить руки к свече и, глядя на стену, «строили» разные фигуры. И тут, у меня возник вопрос: «Откуда берутся тени?». Этот вопрос и лёг в основу моего исследования.АКТУАЛЬНОСТЬСогласно ФГОС ДО, одна из целей дошкольного образования формулируются как создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Личностное развитие ребенка включает в себя развитие множеств качеств, в частности: развитие памяти, речи, воображения, эмоций, формирование настойчивости, терпения, творческого потенциала и активности. Для развития этих качеств у детей существенное значение приобретает поисковая деятельность и исследовательская активность. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Даже такое привычное явление, как тень вызывает заинтересованность у детей с раннего детства. Важно не только поддерживать этот интерес, но и формировать естественнонаучные представления путем самостоятельных и совместных исследований.Объект исследования: теньПредмет исследования: происхождение тени и ее использование в игровой деятельности. Цель исследования: развитие поисковой деятельности и исследовательской активности дошкольника через игру Задачи: - познакомить детей с таким явлением, как тень, показать её зависимость от источника света, установить сходство тени и объекта; - показать, как создать с помощью теней образы. - развивать мышление, творческое воображение и художественные навыки;-познакомить с художественной литературой о тени (стихи, сказки, рассказы); -познакомить с одним из видов театра – театром теней; - придумать различные игры с тенью; -развивать любознательность, внимание, наблюдательность; -формировать умение высказывать предположение (гипотезу) и проверять ее. Методы исследования:- Изучение литературы и интернет – ресурсов по теме;- Проведение опытов с тенью;- Собственные наблюдения ;- Беседы;- Чтение художественной литературы;- Анализ полученных результатов. Гипотеза: есть ли какая-либо польза от тени и можно ли придумать интересные игры с ней?Ожидаемые результаты:
  • Собрать много интересной информации о тени
  • В ходе реализации задач по воспитанию и развитию у ребенка театральной деятельности предполагается, что дети приобретут  необходимый минимум знаний по сказкам;
  • Желание читать новые сказки;
  • Научатся находить своё отражение и представления об окружающем мире, и отношение к той или иной проблемной ситуации;
  • Овладеют навыками теневого театра.
  • ГЛАВА I. 1.1.Теоретическая часть.Все мы знаем, что в солнечный день отчётливо видны тёмные пятна, которые «падают» от людей, деревьев, домов и других предметов. Что это за пятна и откуда они берутся? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала узнать, что такое свет. Ведь этих пятен мы не увидим в тёмной комнате или на улице в пасмурный день.«Свет – это видимые лучи, которые излучаются разными источниками, например, электрической лампочкой или свечой. Свет распространяется волнами. Эти волны идут через воздух прямолинейно, то есть по прямой линии, и проходят только сквозь прозрачные предметы. Встретив на пути непрозрачный предмет, они не могут сквозь него пройти и обойти его не могут. За этими предметами образуется тёмное пятно – это и есть тень, та часть пространства за непрозрачным предметом, куда не проникает свет».«Непрозрачные объекты образуют два вида тени. Если свет вообще не попадает в данную область, то образуется тёмная тень, называемая полной. Если какое-то количество света попадает в данную область, то образуется серая тень, называемая полутенью. Она образуется вокруг полной тени».Находясь в тёмной комнате, мы не увидим теней, а если включим электрическую лампу, то увидим, что у каждого предмета в комнате есть своя тень. В природе мы можем наблюдать, как предметы отбрасывают тени при освещении их солнцем. В течение дня и наша тень меняет свои размеры. Это связано с расположением солнца. Если присмотреться, то можно увидеть, что тени особенно длинны на закате и восходе. Короткой тень становится, когда солнце поднимается высоко над горизонтом.Тень нельзя почувствовать на ощупь, потрогать рукой, значит тень – это не предмет, а явление. Благодаря этому явлению, мы можем наблюдать солнечное затмение. «Затмение – явление, обусловленное тем, одно небесное тело загораживает другое. При солнечном затмении Луна, проходя между Солнцем и Землёй, частично или полностью закрывает Солнце. При лунном затмении Земля, оказавшись между Луной и Солнцем, отбрасывает тень, в которую попадает Луна».1.2. История зарождения теневого театраВо все времена тень помогала людям. По тени, которая падала от предметов, находящихся на Солнце, люди могли определить время суток. Мореплаватели научились прокладывать курс по звёздам, луне и солнцу, наблюдая за тенью на поверхности Земли.Сегодня люди научились использовать тень и в творчестве. «Теа́тр тене́й» — это форма визуального искусства, которая зародилась в Азии более 1500 лет назад. Для театра теней использовали большой полупрозрачный экран и плоские цветные марионетки, управляемые на тонких палочках. Марионетки прислонялись к экрану сзади и становились видны. В середине 2000-х годов зародилось новое течение театра теней, в котором вместо марионеток выступали танцоры, используя свою гибкость и пластику. Сегодня театр теней приобрёл большую популярность, во многих странах мира начали зарождаться целые театры теней.Схема реализации проекта1.3. Направления в работе по организации проектаЭтапы педагогического проекта Постановка обучающей цели проекта и осмысление его продукта Планирование работы по подготовке воспитанника Прогнозирование процесса деятельности воспитанника и ожидаемых результатов Практическая работа по подготовке необходимых материалов Глава 2ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Распределение объема и содержание работы по всем направлениям проекта.Воспитатель: Подбор фотоматериалов и иллюстраций, работа в библиотеке и Интернете, составление конспектов организованно образовательной деятельности. Родители: сбор информации о тени, её свойствах. Создание опытов и экспериментов в домашних условиях, семейные исследования. Старший воспитатель: разработка проекта, координация деятельности всех участников проекта.Основной этапЦель: выяснить какие игры можно придумать с тенью, а так же узнать различные способы его применения в жизни человека. Интеграция проекта во всех образовательных областях:Образовательная область «Речевое развитие» 1. Чтение стихотворений Е. Загорученко «Тень» ,С.Михалкова «Моя тень», И.Шимко «Тень»,прослушивание рассказа Г.Остера «Тень все понимает»(«Котенок по имени Гав»)Цель: продолжать учить детей связно и последовательно выражать свои мысли; расширять словарь детей по данной теме.2.Прослушивание сказки Сказки разных народов мира «Осел и тень »Цельсоздание условий для развития интереса к фольклору разных стран. Развитие умения находить общее в сюжетах разных сказок, делать выводы.Умение выражать свои чувства и впечатления посредством художественной деятельности 3.Загадывание загадок , пословицы и поговорки о тени. Цель: развивать познавательную активность, логическое мышление, память. Умение разгадывать загадки, анализировать, рассуждать, высказывать свою точку зрения. 4.Подготовка фигурок для теневого театра «Теремок»Цель: познакомить с новым видом театра – теневым. Развивать артистизм, коммуникацию. Воспитание у детей гуманных чувств (сострадания, сопереживания) . Закрепление имеющихся у детей знаний о виде театра теней. Прививать интерес к театрализованной деятельности. Развивать внимание, память, воображение и умение самостоятельно решать проблемные ситуации. Формировать умение детей творчески перевоплощаться 5. Показ теневого театра «Теремок»Цель: формирование творческой личности посредством театральной деятельности. Образовательная область «Физическое развитие»Подвижные игра: «Тень-тень-потетень»Цель: приучать слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом. С помощью игровых моментов объединять детей общим действием и настроением, помочь свободно почувствовать себя в среде сверстников. С большим удовольствием участвует в подвижных играх, с желанием вступает в общение с другими детьми, быстро реагирует на сигналы, переключается с одного движения на другое.  Образовательная область «Познавательное развитие»1.Беседы: «Что такое тень», «Откуда берутся тени», «Как играть с тенью?»,Цель: расширение представлений ребенка о тени и его свойствах.  Развивать способность размышлять, выявлять причинно - следственные связи, делать выводы. Расширять знания детей о тени, выяснить полезность тени для детей. 2. Рассматривание энциклопедии. Цель: развивать познавательный интерес, произвольное внимание. Способность активно воспринимать и усваивать информацию, обращаться к взрослым с вопросами познавательного характера.  3. Наблюдение за тенью на прогулках и дома. Цель: Развивать познавательный интерес к неживой природе, развивать любознательность, наблюдательность. Умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, находить причинно - следственные связи, делать выводы. 4. Просмотр мультфильма Лунтик «Тень» .Цель: Развивать любознательность ,наблюдательность. Через героев мультфильма понять, что такое дружба, семья ,старшие. 4.Серия опытов и экспериментов.Цель:  развивать интерес всех детей к игровому экспериментированию, развивающим и познавательным играм; развивать познавательную активность детей; помогать осваивать средства и способы познания; обогащать опыт исследовательской деятельности и представления об окружающемОпыт 1: «На что похожа тень? ». Вывод: тень ребенка (силуэт человека) Тень от разных предметов (ведро, лопата, поезд с вагончиками, формулируем вывод, включая в речь слова: одинаковая, такой же формы, столько же предметов. Опыт 2«Секрет перемещения тени». Вывод: солнце переместилось и тень от предмета тоже переместилась. Опыт 3: «Всегда ли можно увидеть тень? »Проводим исследование от прозрачных и непрозрачных материалов? И формулируем вывод, что от прозрачных материалов тень не четкая, светлая, так как часть солнечных лучей проникла сквозь ткань; а от непрозрачных материалов тень четкая, темная, так как сквозь этот материал солнечные лучи не проходят. Опыт 4: С яблоком Выводы по всем опытам:Тень – это темное пятно, появляется при наличии света и предмета; очертания предмета и тени схожи; предмет движется и движется тень (перемещается источник света – перемещается и тень) ; чем прозрачнее предмет, тем светлее тень. ЗаключениеВ результате проведённого мною эксперимента, моя гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась лишь частично, но, несмотря на это, проведённым исследованием я доволен.Тень, как я и думал,  действительно появляется только при наличии света, но, в процессе эксперимента я узнал для себя много нового. Например, что цвет, размер и форма тени могут изменяться. Чем дальше источник света от предмета, тем меньше будет её размер, тем темнее и чётче она будет. Чем ближе предмет к источнику света, тем больше, размытее будет тень. Изменения тени зависят и от размера, формы предмета и от того, где расположен источник света. Оказалось, теней от предмета может «падать» несколько, это опять же зависит от того, сколько источников света освещает его.В процессе исследования я открыл много нового о явлении, с которым встречался ежедневно, но никогда не задумывался о его возникновении. Теперь я точно знаю, откуда берутся тени!Список используемой литературы
  • Дохерти П. Вселенная. Наглядный словарь / Пол Дохерти / Пер. с англ. Ю.Данилова. - М.: Издательство «Слово '', 1999. - 64 с.
  • Кошманская И. П. Театр в детском саду / И.П.Кошманская. - Ростов-на-Дону: Издательство '' Феникс '', 2004. - 320 c.
  • Кузнецов В. И. Свет / В.И. Кузнецов. - М.: Педагогика, 1977. - 128 с.
  • Роджерс К. Свет. Звук. Электричество / К.Роджерс, Ф.Кларк, А.Смит, К.Хендерсон / Пер. с англ. Н.А.Калмазовой, А. В. Мухина, Е. А. Дорониной. - М.: ООО '' Издательство РОСМЭН - ПРЕСС '', 2002. - 63 с.
  • Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 
  • Шишкин лес Научное сообщество «Совинформ» [Электроннй ресурс]. –
  • ПРИЛОЖЕНИЕПриложение № 1 Конспект ООД на тему: «Откуда берется тень? »Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Откуда берется тень? »Задачи: - обеспечить условия для выражения детьми своего мнения, мыслей и чувств- Обеспечить условия для самостоятельного выбора материалов- создать условия для побуждения детей к речевой активности- создать условия для ознакомления детей с процессом возникновения тени и ее свойствами Оборудование: телевизор, экран, проектор, отрывок мультфильма «котенок по имени «Гав» 1 серия (котенок «Гав» и тень, два круга (один с отверстием по середине) ; различные предметны (из дерева, пластмассы и др., кусочки прозрачного пластика, силуэты животных. Два зайчика (из картона и прозрачного пластика, два зайчика (розовый картон и розовый пластик) Ход ООДВводная часть (организационный и мотивационный момент) В группе размещен телевизор для просмотра отрывка мультфильмаВоспитатель предлагает детям посмотреть мультфильм «Котенок по имени «Гав»Беседа по содержанию отрывка мультфильма про котенка и тень:Как зовут котенка? Что он увидел, выйдя на улицу? Во что играл котенок «Гав» с тенью? На кого она была похожа? А у вас есть тень? Как вы думаете, что нужно, чтобы тень появилась? А можно увидеть тень в комнате? Как вы думаете, что для этого нужно? (Ответы и предположения детей) Воспитатель: Интересно, если мы включим яркий свет, тень появится? Проверим? Основная частьЭкран, проектор, два круга из картона (в одном отверстие посередине) Опыт №1: Как образуется теньГде у нас в группе найти яркий свет? Воспитатель и дети подходят к экрану, на который направлен луч от проектора. Воспитатель показывает детям два одинаковых круга (только в одном отверстие по середине) Подносит к свету круг без отверстия, смотрят на теньЗатем подносит круг с отверстием, смотрят на тень. Есть тень? На что она похожа? Воспитатель подносит к свету ода круга одновременно. Ребята, а как узнать где теперь чья тень? (дети делают вывод) Опыт №2: Почему тени разныеЭкран, проектор, силуэты животных из картона, зайчики одинаковые (из картона и прозрачного пластика, из красного картона и красного пластика) -Интересно… А все предметы имеют тень? Как узнать? Проверим? Посмотрите на экран. Сейчас тем будет… (заяц) Ребята, а зайчик ли это или его тень? А теперь угадайте, кого я показываю (игра «Чья тень») Воспитатель показывает двух зайцев (прозрачного и картонного) - Сколько теней зайцев вы видите на экране? Какого она цвета? Тени одинаковые? Чем отличаются? Как вы думаете, почему? А вот почему (показывает зайцев) У одного из зайцев тени почти нет, потому что он (прозрачный) Воспитатель показывает двух красных зайцевА у этих зайцев, какая тень будет? Проверим? Какого цвета тени? Как вы думаете, почему? (дети делают выводы) Опыт№3: У всех ли предметов есть тень? Включенный проектор, белый экран. На столе лежат различные предметы (игрушки, ложки, кубики, пластиковые тарелки и т. П., кусочки прозрачного пластика, лоскутки ткани и др. А теперь сами проверьте, у всех ли предметов есть тень и какая она. Воспитатель проводит индивидуальные беседы с детьмиЗаключительная частьТеатр тенейПроектор с белым фоном. Бабочки и стрекозы из цветного пластика на палочкахВоспитатель: Я хочу поиграть в теневой театр. Кто со мной? Дети повторяют за воспитателем теневые фигуры руками Текст сказки:На солнечную полянку прискакал зайчик. И позвал своих друзей. На полянке стало много зайчиков. Зайки весело шевелили ушами. Из-за куста показалась собака и громко залаяла: «Тяф-тяф». Зайчики испугались и убежали. На полянку прилетели веселые гуси. Они ели траву и махали крыльями. Гуси наелись и полетели дальше, а по полянке закружились разноцветные бабочки и стрекозы (раздать бабочки и стрекозы из цветного пластика на палочках) Воспитатель раздает детям бабочки и стрекозы из цветного пластикаДети играют с тенями от бабочек и стрекозПриложение № 2СКАЗКИ И РАССКАЗЫ РАЗНЫХ НАРОДОВЧеловек и его тень (Дагестанская сказка)Жили-были два брата—умный Ярахмед и глупый Карахмед. Однажды, когда Ярахмед пахал за горой своё поле, мать послала Карахмеда отнести ему обед.Взял Карахмед горшок с хинкалом, идёт вдоль садов по дороге, нашёл золотую булавку. Миновал сады, стал подыматься в гору — смотрит, — а за ним его тень. «Кто это такой? — подумал Карахмед. — Не хочет ли этот человек украсть мою булавку?»Он бросил булавку в суп с хинкалом и свернул по тропинке вправо. Только свернул, а тень тоже справа. Ещё раз свернул, — слева. «Не задобрить ли его хинкалом?»— подумал Карахмед.Он бросил на дорогу одну галушку, завернул за скалу, и тень исчезла. «Ага, — подумал Карахмед,—наелся!» Но только он вышел из-за скалы, тень снова тут как тут.Так Карахмед побросал на дорогу весь хинкал, который нёс брату, а потом свернул в лес. Тень исчезла.В лесу Карахмед нашёл мёд, собрал его в свой пустой горшок и пошёл в гору. Только выходит из леса, а навстречу медведь. «Гыр-р, гыр-р, — рычит, — куда ты тащишь мой мёд?»Карахмед бросил горшок и — давай бог ноги! Тень за ним. Прибегает к брату, а тень тоже тут.— Что случилось? — спрашивает брат. — Где хинкал? Так, мол, и так, — отвечает Карахмед, — я нашёл золотую булавку, а вот этот человек хотел её у меня отнять.— Это не человек, а тень, — рассмеялся Ярахмед.А когда узнал, что случилось с хинкалом и мёдом, сказал:— Ты хуже любого глупца, Карахмед, — можно выбросить горшок с пищей, но кто ж выбрасывает золото? Надо было сунуть булавку в карман.— Хорошо, я в следующий раз так и сделаю.На другой день мать снова послала Карахмеда к брату. По дороге Карахмед нашёл кинжал. Заметив тень; он быстро сунул кинжал в карман и порезал ногу. Прибегает к брату, — весь в крови, а кинжала нет.— Эх, ты, — говорит Ярахмед, — надо было повесить кинжал на ремень.— Хорошо, я в следующий раз так и сделаю.На следующий день Карахмед нашел красивого породистого щенка, затянул его ремнем и, испугавшись тени, побежал к брату. Ярахмед выбросил задохшегося щенка и сказал:— Надо было кинуть щенку кусочек хлеба, — он бы и сам пошел за тобой.— Хорошо, я в следующий раз так и сделаю.На другой день Карахмед нашёл на дороге топор и бросил ему кусочек хлеба. Из-за скалы показалась тень. Карахмед стал уходить от неё, бросил хлеб, пришёл к брату и ждёт, когда топор появится на дороге.Ярахмед рассердился. Он оставил Карахмеда сторожить быков, а сам отправился подобрать хоть топор.Так как глупый брат шёл, не разбирая дороги, умному пришлось идти по крошкам хлеба, которые тот оставлял по пути. Ярахмед так всматривался в эти крошки, что оступился со скалы и сломал ногу.— Вот видишь, — обрадовался Карахмед, — я же тебе говорил, что это человек, а не тень. Зачем тебе нужен был его топор?Как ни стонал от боли умный брат, глупый ни за что не хотел отнести его днем в аул, — боялся тени. Только ночью Карахмед попал, наконец, к лекарю.А Карахмед дождался утра, вышел из аула, увидел тень и стал засыпать её камнями.Говорят, он набросал уже целую гору, а всё никак не может отделаться от своей тени.Собака и тень (Л.Н.Толстой)Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт, – она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло. И осталась собака ни с чем.Приложение №3СТИХИ ПРО ТЕНЬЗа мною всюду в ясный деньИдет моя подруга тень.Я ей машу: - Привет, приветИ машет мне она в ответ.А в хмурый день хожу одна,Ну где же прячется она? (И. Даль)Я бегу - и тень бежит,Я сижу - и тень сидит.Хоть лицом к ней, хоть спиной, -Неотвязно тень со мной...Может быть, дурачится?Нет! От солнца прячется! (В. Кириленко)Зажигались окошки -Окончился день,Полосатая кошкаСмотрела на тень:-Всё живешь понарошкуИ лежишь на дорожке?Стань хоть чуточку кошкой -Полоски надень!Но ответила тень:- Лень... (О. Улыбышева)За тенью я своей бегу,Догнать ее я не могу.Я не могу ее догнатьИ с ней ложусь в свою кровать. (А. Зимин)Приложение № 4 ЗАГАДКИВидать глазами, да не взять руками.твет: Тень)Гоню, гоню — не выгоню,Несу, несу — не вынесу,Стемнеет — сама уйдет.твет: Тень)Ей бродить ничуть не леньРядом с вами каждый день.Стоит солнышку зайти.Как ее вам не найти. (Ответ: Тень)Лежит на земле: ни закрасить, ни соскоблить, ни завалить.твет: Тень)Мету, мету — не вымету,Несу, несу — не вынесу,Стемнеет — сама уйдет.твет: Тень)Поутру — в сажень, в полдень — с ладонь, а к вечеру — через поле хватает.твет: Тень)Сколько по ней не иди —будет бежать впереди.твет: Тень)Ты упала мне под ноги, растянулась по дороге.И нельзя тебя поднять, и нельзя тебя прогнать.На меня ты так похожа, будто я шагаю лежа.(Ответ :Тень)У тебя есть, у меня есть,У дуба — в поле, у рыбы — в море.твет: Тень)Ходит без ног,Рукава без рук,Уста без речи. (ответ ень)ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ-Заговорили о человеке - а его тень уж тут. -Увидев свою тень - топор схватил, увидев свой хвост - клыки показал. -Если утром посадил дерево, не думай, что в полдень оно даст тень-Жара прошла - забыта и тень-И с сытой лошади тень тоща. -Каков стан, такова и тень-Плохой друг, как тень: когда солнце - он рядом, когда хмуро - исчезает. -Когда ты идешь, не думай, что где-то оставил свою тень-Предмет и тень сочувствуют друг другу. -Судьба и тень следуют за нами повсюду. -Богатство - как тень облака (т.е. его легко лишиться.) -У больших деревьев плодов меньше, да зато тень больше. Приложение №5ТРАФАРЕТЫ К СКАЗКАМ