Консультация для родителей "Заучивание стихов с дошкольниками с опорой на наглядно- демонстрационный материал"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для родителей "Заучивание стихов с дошкольниками с опорой на наглядно- демонстрационный материал"
Автор: Лебедева Галина Павловна

Консультация для родителей «Заучивание стихов с дошкольниками с опорой на наглядно- демонстрационный материал»Подготовила воспитатель Лебедева Г.П. Все родителей знают и понимают, что учить стихи с детьми дошкольного возраста необходимо. Заучивание стихотворений играют весомую роль в жизни ребенка. Ведь благодаря этому у малышей развивает память, расширяет кругозор, формируется уровень культуры, пополняется словарный запас. Все это не раз пригодится в школе. Детская память очень активно работает, поэтому запоминать малышам намного проще, чем взрослым. А тем более, если речь идет о рифмованных фразах. Приятный смысл стихов, четкий ритм и простые слова понравятся ребенку, он обязательно запомнит хотя бы пару строк, и таким образом будет развивать свою память и творческие способности. Но заучивание стихов иногда вызывает трудности. Дошкольнику важно не механическое запоминание, а понимание текста. Как помочь ребенку? Заучивая стихи со своим ребенком, используя опорные картинки, вы не только развиваете у него память, расширите кругозор, но надолго сохраните доброжелательные отношения друг с другом.Детская память очень активно работает, поэтому запоминать малышам намного проще, чем взрослым. А тем более, если речь идет о рифмованных фразах. Приятный смысл стихов, четкий ритм и простые слова понравятся ребенку, он обязательно запомнит хотя бы пару строк, и таким образом будет развивать свою память и творческие способности.У детей дошкольного возраста наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Для детей данной категории свойственна исключительная фотографичность. Память дошкольников с нарушениями речи устроена таким образом, что в ней крепче фиксируются зрительные образы. Следовательно, наглядный материал усваивается лучше вербального. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трехкратное повторение его в течение первых пяти дней. Чтобы дети не теряли интерес к стихотворению, попросите рассказать стихотворение тихо или громко, шепотом, меняя интонацию. Многократные повторения способствуют более прочному запоминанию . После нескольких повторов дети способны рассказать стихотворение без вспомогательных элементов. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворениеДля облегчения запоминания предлагаемого материала можно использовать дополнительные приемы, т.е. дошкольники должны учить стихи с опорой на наглядно иллюстративный материал. Методика заучивания стихов на основе картинно-графических схем основывается на установлении смысловой связи между словом или предложением и картинкой. Картинка помогает ребёнку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий. Т. е. содержание одной, двух или четырёх строк стихотворения обозначается определённой картинкой, наиболее ярко отражающей это описание. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для дошкольников с нарушениями речи. Как уже было отмечено, в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.Сначала следует подбирать опорные картинки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). Для детей младшего возраста необходимы цветные иллюстрации, т. к. у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса — рыжая, цыплята — желтые, мышка — серая, елочка — зеленая и другие образы. При этом картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении стихотворения детям представляются цветные предметные картинки. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам. Для детей более старшего возраста (средняя группа) рекомендуется использовать комбинированные изображения (предметы и символы одновременно). Вот как выглядит стихотворение, зашифрованное комбинированным способом.Вы сами можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится. Если вы не умеете рисовать, ничего страшного. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Ребенка устраивает схематичное изображение содержания, и на продуктивность запоминания это не повлияет. Можно, конечно, использовать и готовые картинки. Но довольно трудно подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию.Вы можете нарисовать картинки, а ребенок их с удовольствием их раскрасит, или рисовать их вместе. Очень ценным моментом в заучивании стихов по картинкам будет, если ребенок сам их нарисует. Не важно, это будет схематичное изображение, прорисованные картинки или просто ему понятные знака. Главное, что ребенок запомнит его еще быстрее. К иллюстрациям можно придумайте движения, – это поможет включить в процесс запоминания зрительный и двигательный каналы восприятия, что чрезвычайно важно.Заучивая стихи со своим ребенком, вы не только развиваете у него память, расширите кругозор, сформируете общий уровень культуры, но надолго сохраните доброжелательные отношения друг с другом.Литература:1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика работы с художественной литературой в детском саду // Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие. – М., 1998.2. Андросова В. Чтение произведений художественной литературы: Старшая группа // Дошкольное воспитание. – 1991. – №4.3. Бабунова Т.М. Основы дошкольной педагогики: Учебно-методическое пособие. – Магнитогорск, 2002.4. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детских садах. – М., 1960.5. Жуковская Р.И. Чтение стихотворений в детском саду. – М., 1981.6. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб., 2004.Бурачевская О. В., Бурачевская Н. И. Методика заучивания стихов на основе картинно-графических схем // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №1.