«Наречие», 4 класс


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Наречие», 4 класс
Автор: Атаманцева Зинаида Владимировна

Открытый урок русского языка в 4 классе «Наречие» в рамках предметной недели учителей начальных классов Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных действий.Задачи: 1. Предметные: организовать деятельность учащихся по выявлению и усвоению способа определения наречия как части речи.2. Метапредметные:Познавательные: создать содержательные и организационные условия для развития умения анализа, сравнения, классификации морфологических и грамматических признаков наречия, выделения главного;содействовать развитию умения наблюдать исследовать наречия как часть речи;формировать умения структурировать информацию.Регулятивные: обеспечить формирование умения ставить цели, планировать свою учебную деятельность; содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию.Коммуникативные: содействовать развитию умения общаться, создать условия для реализации диалогической и монологической речи.Личностные: помочь осознать социальную практическую и личностную значимость учебного материала, помочь осознать ценность совместной деятельности.Предполагаемый результат: овладение способом определения наречий среди других частей речи на основе их морфологических и грамматических признаков; сформировать предпосылки к овладению учебной деятельностью, навыками сотрудничества.Оборудование, наглядность: мультимедийное оборудование, учебник, карточки, презентация. Ход урока.1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок. - Пусть сегодняшний урок принесёт вам, ребята, радость общения друг с другом. Удачи! Руки - на месте,Ноги - на месте,Локти - у края,Спина - прямая!    2.Минута чистописания.а) Дд  Ддд  Дддд  (слайд)-Установите закономерность, по которому записаны буквы.- Какое следующее написание?-Дайте характеристику звукам, обозначенным буквой Д. (Буква Д обозначает согласные звуки, эти звуки звонкие, парные, твёрдый, мягкий )б) Прочитайте слово, дайте характеристику (слайд)Думать глагол, неопр. ф., отвечает на вопрос что делать? (устно).-  Что такое глагол? (………..)- Подберите синонимы к глаголу думать, запишите.- Что такое синонимы? (слова близкие по значению и разные по написанию)в) Проверка: думать, размышлять, мыслить. (слайд)- Сегодня на уроке нам предстоит думать, размышлять, делать выводы.3. Словарная работа.а) – Назовите одним словом, запишите слова, отметьте в них орфограммы.- Название нашей страны (Россия).- Сиять ярким, искристым светом (сверкать).- Противоположное слово, к слову белый (чёрный).- Линия между небом и землёй (горизонт).- Синоним к слову дети (ребята).День, который был раньше, чем сегодня (вчера).б) Парная работа.- Обменялись тетрадями, проверили.в) – Проверим ещё раз. Внимание на экран (слайд). Создание проблемной ситуации.Россия, сверкать, чёрный, горизонт, ребята, вчера.- Укажите над каждым словом часть речи. (вслух)- Какое слово вызвало затруднение? (вчера)- Попробуйте предположить, к какой части речи относится это слово? Мы иногда встречались с такими словами и даже называли эту часть речи. Кто помнит? (Наречие)- Какова тема сегодняшнего урока:«Наречие» (слайд).- Какие учебные цели поставим перед собой?Наша цель - исследовать наречие – У наречий много секретов, с которыми вы познакомитесь позже. Но некоторые секреты мы разгадаем сегодня.- Сформулируйте вопросы на которые мы будем искать ответы.1. На какие вопросы отвечает?2. Что обозначает?3. С какой частью речи связано?4. Как изменяется?5. Каким членом предложения является?6. Какую роль играет в речи?- Вот по такому плану мы будем работать на уроке.4. Изучение нового материала. Поиск решения.     -Почитайте и сравните предложения:       1. Зазеленеют деревья.                                   1. Скоро зазеленеют деревья.       2. Забегают по кочкам муравьи.                    2. Хлопотливо забегают по кочкам муравьи.       3. Прилетят к нам пернатые гости.               3. Издалека прилетят к нам пернатые гости.       4. Зовёт их родная земля.                               4. Сюда зовёт их родная земля.     -Чем отличаются предложения?-Что делают эти слова? (Правильно, они уточняют, дополняют, делают предложение понятнее красивее.)- Писатель М. Горький сказал о наречиях так:«Русский язык необыкновенно богат наречиями,которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».Запишите в тетрадях словосочетания с данными словами. (один ученик выполняет   работу на доске).Зазеленеют (когда?) скоро, (время.)Забегают (как?) хлопотливо, (признак.)Прилетят (откуда?) издалека, (место.)Зовёт (куда?) сюда, (место.)- Что обозначают эти слова?- На какие вопросы отвечает? Сделайте вывод.- Давайте прочитаем вопросы на которые отвечают наречия. Слайд 7.Где? Куда? Когда? Откуда?Почему? Зачем? и Как?Каким образом?- Какую часть речи поясняет наречие в записанных словосочетаниях?Главное слово – какая ч. р.?-ГлаголМолодцы, наречие, действительно, поясняет глагол, именно поэтому наречие раньше называли приглаголом. (т.е. стоящим при глаголе)А раз оно стоит при глаголе, то чьи признаки оно будет обозначать?Признаки глагола, признаки действия.- Разберите предложения по членам предложения и укажите части речи.Горная тропинка шла вверх. Скоро ребята вышли на лесную поляну.-Каким членом предложения являются наречия? С какой частью речи связаны наречия в предложении?5. Поиск решения. Самостоятельная работа в группах. (на карточках)-Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам.Проверка исследовательской работы.-Какое исследование провели?Какай вывод сделали?Наречие не изменяется по числам!Наречие не изменяется по родам!                Наречие неизменяемая часть речи        Наречие не изменяется по временам!        Наречие не изменяется по лицам!Наречие не изменяется по падежам!     - Так что же такое наречие?6. Закрепление.Расширение словарного запаса детей. Закрепление.Устная коллективная (как время)Работа в группах.   -А сейчас мы будем работать в группах. Возьмите синие карточки. -Мы с вами говорим, что наречия делают речь более точной, выразительной. Попробуем заменить фразеологические сочетания наречиями. Задание это достаточно сложное: нужно вначале понять смысл устойчивого словосочетания, а потом подобрать подходящее наречие.       1- группа.       Черепашьим шагом (медленно),       Кот наплакал (мало),       Как по маслу (хорошо),       Рукой подать (близко).       2- группа.       Конца-края не видно (далеко),       Шутки в сторону (всерьёз),       Между делом (попутно),       Курам на смех (нелепо).       3- группа.       Кошки скребут на душе (тревожно),       Чуть свет (рано),       Яблоку негде упасть (тесно),       В одно мгновение (быстро).       4- группа.       Шаг за шагом (постепенно),       Как попало (плохо),       В поте лица (усердно),       Исчезнуть в два счёта (мгновенно).       -Проверяем,  что у вас получилось. Возьмите карточки оценивания за правильные ответы. 7. Д/з. Прочитайте предложение.Определите, какой частью речи являются искусственные слова в предложении на языке племени Крокс.Сяпала Калуша чвера по напушке.    Чвера — какая часть речи? Перестаньте буквы так, чтобы искусственное слово стало настоящим наречием. (Вчера)8. Итог урока. Выставление оценок.