«Барьеры общения»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Барьеры общения»
Автор: Киселёва Людмила Константиновна

Киселёва Людмила Константиновна, педагог-психолог ФГБОУ СОШ № 1699 Управления Делами Президента РФКонспект занятия для обучающихся 3 класса на тему:«Барьеры общения»Цель: содействовать развитию рефлексивной позиции в сфере общения; помочь обучающимся осознать качества, необходимые для эффективного общения; развивать экспрессивные навыки, навыки доброжелательного и эффективного взаимодействия и сотрудничества.Работа по теме занятияБеседа-опрос 1Общение – это взаимодействие людей друг с другом. Общаясь, люди передают друг другу знания и опыт, обмениваются мнениями, делятся чувствами, открывают для себя внутренний мир и интересы других людей и при этом лучше узнают самих себя. Общение позволяет сравнивать себя с другими.Очень важно, как именно мы общаемся, какие слова говорим своим родным и близким, друзьям и знакомым.Наши слова и наша реакция на слова других людей определяет положительные и отрицательные стороны нашей системы взаимоотношений.Наше общение с другими людьми должно быть понятно и приятно им.Общение – это всегда больше, чем просто разговор. Оно включает элементы дружбы и взаимовыручки, элементы улыбки (когда человек хмурится – у него работают 72 мышцы, а когда улыбается – только 14).Уникальность манеры общения – зависит от характера, воспитания, темперамента, мировоззрения человека, от его окружения.Задание «Расшифруйте пословицы и поговорки об общении»:- Лошадь узнают по езде, а человека в общении.- Острое словечко колет сердечко.- Молчание – золото.- Язык до Киева доведет.- Если боишься – не говори, а если сказал – не бойся.- Ласковым словом и лёд растопишь.- Не торопись говорить, торопись слушать.- Слово ранит и слово лечит.- Недоброе слово больней огня жжёт.- Доброе слово человеку – что дождь в засуху.- Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.- Каков разум, таковы и речи.- Говорит красиво, да слушать тоскливо.- Долго думал, да хорошо сказал.- Язык – один, уха – два, раз скажи, два раза послушай.Дополнительные вопросы:- Всегда ли ваше общение с другим человеком успешно и вызывает положительные эмоции?- Нужно ли учиться общению? Для чего?- Бывает, что общение не всегда нас радует и довольно часто нам доставляет неприятности. Задумывались ли вы – почему так бывает?- Объясните высказывание: «Люди становятся одиноки, если вместо мостов они строят стену».Игра «Вежливо - невежливо»Правила: Если вежливо так поступать – хлопаем в ладоши, если невежливо – топаем ногами.- Поздороваться при встрече…- Толкнуть, но не извиниться…- Перебивать во время разговора…- Уметь соблюдать тишину…- Уметь выслушать друга…Беседа-опрос 2 «Барьер» общения – это психологическое препятствие на пути к правильной передачи информации между партнерами по общению. Барьеры общения мешают людям понять друг друга, вызывают в них злость, протест и раздражение, служат причиной многих конфликтов или им способствуют.Барьеры общения – это наша защита, это отражение наших внутренних проблем, поэтому для комфортного общения нужно не только знать, как преодолеть барьер, но и понять причину его появления, чтобы ситуация не повторялась.Мы часто невольно судим каждого человека по себе, ждем от человека такого поступка, какой совершили бы на его месте.Пример: Миша с восторгом рассказывает Саше о последнем футбольном матче. Саша же футболом не увлекается и не может понять многих спортивных терминов. Смысловые барьеры (одно и то же слово имеет разное значение для людей)Эмоциональные барьеры (разница чувств и вызванных ими состояний)Моральные (различное представление о правилах и нормах поведения)Также к барьерам общения можно отнести такие свойства личности, как:- застенчивость- скрытность- неприязнь- любовь- авторитет- непонимание- обвинение- поучение, наставление, предостережение- приказы- успокаивание, утешение- допрос- игнорирование, осмеивание, пристыживание. Когда человек начинает избегать контакта с неприятным собеседником, он ставит барьер «равнодушия» и «невнимания».Дополнительные вопросы: - Какие невидимые барьеры или стены появляются во время ссор между людьми?*люди не понимают друг друга*люди не владеют своими эмоциями*люди не считаются с правами других* люди пытаются во всем быть главными* одни не умеют слышать других*одни хотят умышленно обидеть другихУпражнение «Постройтесь по…»Цель: преодолеть барьеры в общении между участниками.Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут своё место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось.Можно также построиться в шеренгу:- по росту- по цвету волос (от самых светлых до самых темных)- по размеру ноги- по цвету глаз (от самых светлых до самых темных)Заключительное задание «Правила доброжелательного общения»Выполнение индивидуального задания (раздаточный лист «Правила доброжелательного общения», Приложение 1).- Подумайте про те стороны своего общения с другими людьми, которые нравятся вам; выделите те стороны, которые вызывают неудовольствие или неудовлетворённость в общении с окружающими. Составьте собственные правила доброжелательного общения, соблюдение которых сделает общение удобным и продуктивным.Подведение итогов- Что такое Барьеры общения? Назовите их отрицательные и положительные стороны.- Зачем нужны Правила доброжелательного общения?- Назовите 2 важных для себя правила доброжелательного общения? - Просмотр короткометражного мультфильма «La luna» (Pixar, 2011) или просмотр мультфильма «Просто так» (Союзмультфильм, 1976).Приложение 1Правила доброжелательного общения