« Детский дизайн – деятельность в развитии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста »


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: « Детский дизайн – деятельность в развитии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста »
Автор: Cафаргалиева Салия Фанисовна

На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который дает широкий простор детскому творчеству, развитие которого в свою очередь является согласно Федеральным Государственным Требованиям центральной задачей образовательной области «Художественное творчество». Современному педагогу (воспитателю, музыкальному руководителю, старшему воспитателю) необходимо овладеть культурой дизайна, знать, а главное уметь показать детям, как можно грамотно и красиво обустроить среду обитания. Детская дизайн - деятельность сравнительно нова и мало изучена, но она обладает, несомненно, большим развивающим потенциалом для всех сфер личности. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Еще недавно идея  дизайнерского образования дошкольников вызывала в официальных педагогических сферах категорическое отрицание. Тем не менее, жизнь не стоит на месте, и, как известно, именно она диктует свои требования. Одним из таких требований времени, которое сегодня невозможно игнорировать, является включение элементарных дизайнерских знаний и умений в образовательный процесс детского сада. Актуальность проблемы определяется и тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка. Таковой деятельностью и является, на мой взгляд, детская дизайн-деятельность. Одной из проблем внедрения детского дизайна в образовательный процесс ДОУ является полное отсутствие научной литературы по данному вопросу. И хотя многие педагоги считают необходимым введение обучения дизайн-деятельности в дошкольных учреждениях, методической литературы по детскому дизайну явно недостаточно. Изучением детского дизайна в нашей стране и внедрением его в практику работы дошкольных учреждений занимаются сегодня отдельные педагоги, такие как Г. Н. Пантелеев, Г. Ярыгина, О. Кузнецова, Г. Давыдова, Широкова С., представляющие свои мысли и наработки в отдельных небольших статьях некоторых периодических изданий: «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» и др., а также на различных сайтах Всемирной сети Интернет. Вплотную, на основе многолетних исследований, занимается проблемами детского дизайна кандидат педагогических наук Пантелеев Георгий Николаевич. Именно он является автором единственной на сегодняшний день книги, основанной на многолетних научных исследованиях «Детский дизайн». Почему меня заинтересовала эта тема? Во-первых, потому что наше дошкольное учреждение на протяжении ряда лет углубленно занимается вопросами художественного - эстетического развития детей средствами изобразительной деятельности. Коллектив ДОУ в течении последних лет уделяет большое внимание по развитию креативности детей методами и средствами дизайн деятельности в детском саду и одной из годовых задач, поставленных перед педагогическим коллективом, стала задача повышения профессиональной компетентности педагогов в развитии творческих способностей детей средствами детского дизайна. Во-вторых, это продиктовано моим личным интересом к проблеме: меня всегда привлекало моделирование, творческие дизайн проекты, тестопластика с элементами дизайна стремление выполнить интересную поделку, аранжировку, творческую работу самой и научить этому моих воспитанников. В-третьих, так как дизайн-деятельность тесно связана с изобразительным творчеством детей ,я начала вести кружок по тестопластике с элементами дизайна (лепка из соленого теста) это один из видов художественной деятельности которая, обладает большим развивающим потенциалом. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой, гармонически развитой личности. Дети начинают осваивать простейшие способы лепки (рельеф, скульптурный, лепки на форме), осваивают приёмы декорирования, могут получать радость от проделанной работы. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук. Занятия тестопластикой с элементами дизайна способствуют развитию речи детей. В-четвертых, в рамках систематически проводимых в ДОУ семинаров-практикумов и мастер- классов по темам: « Дизайн-моделирование в работе с детьми дошкольного возраста», «Типы и виды дизайн-деятельности в детском саду», «Тестопластика в работе с детьми» «Декупаж. Что это такое?», «Искусство батика», «Знакомимся с квиллингом», «Айрис-фолдинг» – техника радужного складывания», «Пластилинография» багаж моих теоретических знаний и практических умений значительно пополнился современными нетрадиционными техниками художественного дизайна. В качестве методического обеспечения в своей работе широко использую книгу Г. Н. Пантелеева «Детский дизайн», в которой представлены тематические циклы художественно-творческих занятий с детьми, что особенно ценно для нас, педагогов-практиков, а также даны ценные советы и рекомендации по организации детского дизайна в детском саду и дома. При планировании работы с детьми по художественному дизайну мною активно используются следующие пособия и журналы: книга «Детский дизайн. Пластилинография», А. В. Козлиной «Уроки ручного труда», журналы «Я – дизайнер», «Мистер Самоделкин», «Подарки своими руками» , Изольда Кискальт «Солёное тесто: увлекательное моделирование», и др. Так же стараюсь активно использовать Интернет-ресурсы, регулярно заходя на сайт Международного образовательного проекта «МАААМ. ru», «Город Мастеров» и др. Следует отметить, что работа, проводимая мною по формированию творческих способностей детей средствами детского дизайна, строится в трех направлениях: с детьми, родителями и педагогами. Более подробно остановлюсь на своей работе с детьми. Основная цель, которую я поставила перед собой - создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала дошкольника средствами декоративно – пространственного дизайна Для успешной работы с детьми в группе созданы благоприятные условия для развития интереса детей и самореализации их и в различных видах творческой деятельности. Имеются, так называемые «Полочки красоты», на которых представлены произведения декоративно-прикладного искусства России и Башкортостана. В центре изобразительного творчества сосредоточен весь необходимый материал для организации детского дизайна: различные виды бумаги и картона, природный материал (семечки, косточки, солома и т. д., различный бросовый материал ; для лепки -веточки, соломка, колоски, пшеницы и овса, ракушки, деревянные бусинки, а также нитки, кружево, кусочки мешковины и многое другое. Примечательно, что совместную дизайн-деятельность в своей группе я провожу в форме «творческой мастерской», работа в которой, по решению Педагогического совета проводится в нашем детском саду, еженедельно, не менее одного раза в неделю. Организую, занятия по кружку в форме «творческой мастерской», я подробно изучила рекомендации доктора психологических наук, Коротковой Н. А., которая разработала психолого-педагогические условия организации образовательной деятельности в этой форме. Отрадно, что в рамках сотворчества с детьми, организации партнерской деятельности поменялось и положение детей: дети могут сами решать, участвовать им в общей работе или нет. При организации дизайн-деятельности в форме творческой мастерской практикую свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы, перемещение по мере необходимости, отдавая себе отчет в том, что непременным условием организации занятий по детскому дизайну должна быть атмосфера творчества. Учитывая, что дети могут работать в разном темпе, не требую, чтобы дети закончили работу именно сегодня, договариваясь, что можно отложить ее на завтра, но обязательно довести начатое дело до конца. Так, например, над коллективной работой «Лето» мы трудились в течение недели. На начальном этапе рассматривали картины известных художников-пейзажистов И. И. Шишкина, И. И. Левитана, беседовали о выразительных средствах, используемых художниками для передачи состояния природы, наблюдали на прогулках и экскурсиях за красотой окружающей природы, устраивали «минутки красоты», используя «визирную рамку» (прямоугольник, вырезанный в листе бумаги, рассматривали красоту окружающих объектов. Далее приступили к непосредственному изготовлению работы: заполнению контуров рисунка шариками из соленого теста из разного цвета. Так появились замечательные, на мой взгляд, работы «Лето», «Снегирь на ветке рябины», «Сказочный замок», «Подснежники», «Цветок для мамы». В этой же технике, используя жгутики из соленого теста, воспитанники моей группы выполняли самостоятельно работы: «Кораблик», «Цветик-семицветик», «Золотая рыбка», «Озорной дельфин» и др. Понимая, что визитной карточкой группы и показателем эффективности работы педагога, является наличие в интерьере группы детских работ, все работы украшают интерьер нашей группы «Ягодки». Считаю, что одним из существенных условий творческой активности является мотивация задания. Ребенок должен понимать зачем, для чего или кого он выполняет работу. Другим не менее важным условием считаю бережное отношение к процессу и результату детской деятельности. В организацию работы по детскому дизайну активно включились и родители моих воспитанников. Именно они помогли нам собрать разнообразный материал для детского творчества и оснастить им творческую мастерскую. В рамках взаимодействия с семьей мною организуется работа по педагогическому просвещению родителей и формированию у них дизайнерских знаний и умений. Заметно возросла активность родителей нашей группы в различных конкурсах:  конкурсе готовности участков к летнему оздоровительному периоду «Лето, красное будь со мной!», конкурсе поделок из пластиковых бутылок «Волшебная бутылочка», «Дорога в космос». Примечательно, что в конкурсах именно родители и воспитанники моей группы заняли по итогам голосования всех участников образовательного процесса почетные первое и второе места. Если спланировать систему с педагогами, детьми и родителями посредством включения их в дизайн – деятельность, то можно добиться развития креативных способностей детей и творческой самореализации педагогов. Мною были проведены консультации, мастер – классы, как для педагогов так и для родителей на тему «Дизайн-деятельности», составлен перспективный план по дизайн-деятельности для старших возрастных групп, разработаны творческие проекты, творческие занятия, методические рекомендации. Таким образом, искусство дизайна активно входит в нашу жизнь. Именно детский дизайн является перспективным направлением художественно-эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста.