"Групповой метод обучения для достижения образовательных результатов в соответствии с ФГОС"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Групповой метод обучения для достижения образовательных результатов в соответствии с ФГОС"
Автор: Колесникова Наталья Александровна

"Групповой метод обучения для достижения образовательных результатов в соответствии с ФГОС"Колесникова Н.А.МОУ СШ №72В современной общеобразовательной практике чаще всего используются две общие организационные формы: фронтальная и индивидуальная. Дифференцированный подход в обучении при фронтальной форме организации учебного процесса фактически не осуществим. При индивидуальной работе применение дифференцированного подхода затруднено, т.к. наполняемость класса 27-32 человека ( в условиях городской школы), не позволяет осуществить это. Гораздо реже на практике применяются групповая и парная формы обучения. Опыт работы в школе показывает, что именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся - отсюда растущий интерес педагогов к этому виду учебной деятельности. Однако, по мнению некоторых ученых не всякая работа, которая формально протекает в коллективе, по существу является коллективной. По своему характеру она может быть сугубо индивидуальной. Здесь следует различать такие понятия, как "деятельность в коллективе" и "коллективная деятельность". Сам факт присутствия в коллективе, возможность неформального контроля и сопоставления, невольной ориентации на других создает известную психологическую атмосферу, в той или иной степени влияющую на членов коллектива. И все-таки "факт присутствия" еще не есть коллективная деятельность. С последним высказыванием можно согласиться, т.к действительно коллективная деятельность детей на первых стадиях носит формальный характер. Только по внешним признакам можно коллективную деятельность назвать таковой. Групповая работа – это, прежде всего игра, игра в организацию, игра в обучение. Все ученики не доиграли в детстве. Игровые приемы помогают ученикам глубже понять учебную тему, выявить пробелы в своих знаниях. Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. Как и в любой игре, здесь существуют свои правила. Правила могут быть заранее выработаны и можно ими пользоваться в дальнейшем. Правила могут быть выработаны здесь и сейчас, т.е. только для работы над конкретной задачей. Можно правила пополнять. Правила вырабатываются совместно с учащимися. “Положение о групповой работе” утверждаются коллективно, а после утверждения этим правилам подчиняются все. Приведу примерное положение.
  • Групповая работа на уроке вводится во избежание бездумного списывания, которое приносит вред.
  • Каждый человек обладает индивидуальным типом мышления, соответственно у каждого лучше получаются различные этапы решения задачи, а также имеются разные подходы к решению.
  • Группа совместно обсуждает и решает, выдвигает идеи или опровергает их.
  • Каждый должен попробовать себя в роли Координатора, Скептика, Разработчика, Подателя идей.
  • Помните, что успех группы зависит от того, насколько каждый проявит свои достоинства.
  • Во время работы с уважением относитесь к товарищам: принимая или отвергая идею, делайте это вежливо. Помните, что каждый имеет право на ошибку.
  • Каждый член группы должен работать в « полную силу».
  • Поскольку в группе идет совместный поиск, то ошибочные ответы не пугают ребят, а заставляют искать новое решение. Растерянности при неверном решении не наблюдается. Ребята должны научиться понимать, что учение – это не усвоение готовых знаний и выводов, а процесс познания, который включает в себя и неверные решения. Преимущество групповой работы :
  • дает ученикам опыт разнообразного общения,
  • создает на занятиях атмосферу непринужденного сотрудничества.
  • без постоянного надзора со стороны учителя ученики высказываются свободнее.
  • Эффективность групповой работы может снижаться по нескольким причинам:
  • из-за недостаточной активности некоторых участников,
  • из-за ограниченного использования математической терминологии, помогающей собеседникам понимать друг друга.
  • Групповая работа требует от учащегося учитывать большее количество факторов. Он должен приспособиться к темпу работы других членов группы, должен правильно понимать их, ясно формулировать свои мысли и желания, соотносить их с задачами, выбранными группой. Все это способствует процессу саморегуляции. Развитие происходит тогда, когда человек обучает другого человека, т.к. при этом происходит интенсивный обмен информацией: чем больше я обучаю других, тем интенсивнее мое развитие.При групповой работе учение превращается из индивидуальной деятельности каждого учащегося в совместный труд. Ученик вынужден научиться договариваться, поступаясь своими личными интересами, конструктивно и быстро разрешать конфликты. Постепенно учащийся привыкает ощущать классное сообщество частью своего мира, он заинтересован в поддержании дружеских взаимоотношений. Особенно эффективна групповая работа при обсуждении проблемных заданий, т.к. только при совместном обсуждении можно найти решение проблемы.В результате наблюдений за работой в группах выработали несколько общих рекомендаций по организации групповой работы на занятиях.1. Задание должно быть сформулировано ясно и четкоЯсные формулировки задания - залог успешной работы. Перед началом работы следует объяснить ученикам, что именно от них требуется ,т.е. дается небольшая инструкция. Построить подсказки в рамках неродной ему подструктуры учителю сложно. Поэтому, зная особенности своих учеников, учитель может зачитать инструкции, а потом можно использовать разминки или подготовительные упражнения. Так, можно предложить ученикам взглянуть на предмет обсуждения с разных точек зрения(работа на проективную подструктуру мышления); записать на доске список ключевых слов и выражений к обсуждаемой теме ( работа на топологическую и порядковую подструктуры мышления), можно предложить ученикам составить такой список самостоятельно; зачитать несколько коротких отрывков по изучаемой теме, которые могут натолкнуть участников на интересные мысли(работа на алгебраическую подструктуру мышления). Таким образом, ученик пойдет своим путем к выполнению задания. Учитывая то, что каждый человек выбирает свою траекторию продвижения к цели, опираясь на свою доминантную подструктуру мышления , подбирать задачи или упражнения к уроку, необходимо наряду с обучающей целью одновременно задаться вопросом о том, каким образом каждый ученик будет конструировать свои рассуждения.2. Нужно распределить роли внутри группыНапример, при групповом обсуждении можно предложить распределить роли в группе: генератор идей( разработчик идей), конструктор, оформитель, расчетчик. (Смотри выше другой подход к распределению ролей в группе). Можно самому учителю определить роли каждому (что полагаем не совсем будет верным). Распределение ролей в группе учителем на первых этапах формирования групп нужно, т.к. ученики только учатся совместной работе над заданием. В дальнейшем, по мере освоения методики работы в группе, учитель делегирует право распределения ролей самим ученикам. Ученики могут предложить назначить ведущего, секретаря и докладчика (участники могут меняться ролями). Ведущий руководит обсуждением и следит за тем, чтобы все говорили только о данном вопросе. Секретарь записывает реплики участников, а потом на основе своих записей составляет тезисы (один или вместе с докладчиком). После окончания обсуждения докладчик "отчитывается" о работе группы. Все остальные активно участвуют в обсуждении. Таким образом, каждый член группы, вне зависимости от уровня владения вопросом, имеет свои обязанности, и каждый вносит вклад в общую работу.Возникает вопрос: Кого назначить ведущим, секретарем, докладчиком (если выбирает учитель)? Скорее всего здесь надо руководствоваться знанием подструктур мышления учащихся, а также другими характеристиками. 3. Поведение учителя во время групповой работыУчитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:
  • он может контролировать,
  • организовывать,
  • оценивать работу учеников,
  • участвовать в работе группы или
  • предлагать участникам разные варианты решений,
  • выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.
  • ЗаключениеМы постарались разобраться в том, каким образом эффективность групповой работы зависит от состава групп и от того, какую роль выбирает для себя преподаватель. Полагаем, что рассмотренное может заинтересовать не только учителей математики - ведь в любом классе есть "молчуны", которым трудно работать в группе. Однако если учитель сумеет правильно организовать групповую работу и обеспечит участников достаточным количеством заданий с обязательным обменом информацией -"молчуны" тоже заговорят. И хотя наше исследование носило ограниченный характер (мы наблюдали за работой 3-х классов на протяжении всего одного года), мы надеемся, что сделанные на его основе рекомендации помогут лучше организовать групповую работу в процессе обучения любому учебному предмету. Литература:
  • Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников – М.,1977
  • Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности. В кн: Избранные труды. М.,1995
  • Поливанова Н.И., Ривина И.В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности//Психологическая наука и образование, 1996
  • Танцоров С. Групповая работа в развивающем образовании. Педагогический центр “Эксперимент”, Рига, 1997.
  • Каплунович И.Я.,Казанина С.М. К мотивации через особенности мышления// Биология в школе, 2004,№ 6