«Практикум активного слушания для обучающихся 4 класса


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Практикум активного слушания для обучающихся 4 класса
Автор: Киселёва Людмила Константиновна

Киселёва Людмила Константиновна, педагог-психолог ФГБОУ СОШ № 1699 Управления Делами Президента РФ«Практикум активного слушания для обучающихся 4 класса»«Активно слушать – значит «возвращать» человеку в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства»Ю.Б. Гиппенрейтер«Активное слушание – это метод, позволяющий найти человеку свои собственные решения своих собственных проблем»Томас ГордонЗадачи:- развивать умения активного слушания – задавать уточняющие вопросы, выражать поддержку и понимание говорящему.Работа по теме1. Беседа-опрос № 1«Слышать и слушать»- Одинаковы ли по смыслу слова «слушать» и «слышать»?Мы часто говорим: «Да, я тебя слышу», - и не задумываемся о том, что существует большая разница между понятиями «слышать» и «слушать». В мире непрерывного потока информации эти два понятия абсолютно различны.«Я слышу»:В течение дня мы пропускаем через себя множество потоков информации, и в большинстве случаев мы просто не обращаем на них никакого внимания.Это происходит, когда мы находимся дома (шум телевизора, шум с кухни). Внешние шумы окружают нас повсеместно: на улице, по пути на учёбу, работу. Мы не перестаём соприкасаться с внешней средой даже во время сна.Все получаемые нами звуки служат фоном к повседневной жизни. Мы слышим звуковые волны, но не осознаём их, пропуская мимо.Поэтому ключевой момент в определении термина «слышать» - неосознанность этого действия. Любая мудрость начинается с умения слушать. «Я слушаю» – я слышу, понимаю, запоминаю, осваиваю полученную информацию, осознаю её и использую услышанное.Чем больше вы слушаете людей, тем больше они слушают вас. Как показывает практика, умение слушать – не врождённый навык, а приобретённый. Если мы научимся слушать, мы узнаем намного больше и перестанете неверно толковать полученную информацию. Для того, чтобы слушать, надо прикладывать определённые усилия.Когда слушаешь, важно слышать, как говорят, и видеть, что выражает лицо говорящего. Это помогает точнее понять смысл сказанного.Скорость речи говорящего – 125 – 150 слов в минуту.Слушающий думает со скоростью 500 слов в минуту.2. Задание «Объясните пословицы и высказывания о Слушании»:«Два уха и один язык нам даны для того, чтобы больше слушать и меньше говорить».«Красно поле пшеном, а речь – слушанием».«Умей вовремя сказать, умей вовремя промолчать».«Как важно быть не выслушанным, а услышанным».«Обед узнаю по кушанью, а ум – по слушанью».«Наш Наум себе на уме: слушать – слушает, а знай щи хлебает».«В Париже все хотят быть актёрами. Участь зрителей никого не устраивает». (Жан Кокто)3. Упражнение «Активное слушание»Дети разбиваются на пары. В течение нескольких минут один ученик рассказывает другому какую-то историю (например, как прошёл выходной день). Второй слушает и задаёт вопросы. Затем ребята меняются ролями.По окончании - проводится обсуждение:- Кто из рассказчиков может сказать, что у него был внимательный слушатель?- Что именно тебя поддержало?- Кто слушал активно? В чем это проявлялось?- Сформулируйте и запишите – как вы понимаете выражение «активно слушать» (при активном слушании собеседник задаёт уточняющие и дополняющие вопросы).4. Игра «Испорченный телефон»- Дети встают или садятся в ряд. Ведущий достаёт одну из карточек и шёпотом произносит фразу на ухо первому игроку. Тот повторяет услышанное шёпотом соседу, и так - до конца цепочки.Подсказывать и переспрашивать – нельзя!Последний участник громко произносит то, что услышал. Ведущий озвучивает начальную фразу.Фразы для игры:- Ловят утки хорошие шутки.- Летел пони верхом на драконе.- Баран съел барабан.- Енот-зведочёт любит почёт.- Чай чайка не пьёт, только компот.- Ест пингвин мандарин среди льдин.- Кроты на грядке играют в прятки.- Енот поёт, хоть не знает нот.- Тюлень – не олень, ему двигаться лень.- Изящно французы едят арбузы.- У сов нет усов.- Гусь-пилот и реактивный самолёт.- Любят вороны с сыром макароны. - Улитка-скороход отправилась в поход.- Соня спать устала, но не перестала.- Медведи гризли морковку грызли.- Страус Эму пишет поэму.- Пляшут мошки под звуки гармошки.- Лиса в Париже купила лыжи.5. Минутка самодиагностики. Анкета «Умею ли я слушать?»См. Приложение 16. Игра «Пойми собеседника»Сейчас каждый из вас получит карточку (педагог раздает карточки с текстом). Обратите внимание: на каждой карточке текст разделен на три части: первая часть посвящена общему описанию ситуации, и она зачитывается до начала разговора. Здесь подчеркнута роль, которую будет играть участник – обладатель карточки. Вторая часть текста содержит то, что вы будете открыто говорить своему собеседнику, а в третьей части текста изложена истинная причина поведения участника в ситуации, которую он не готов сразу открыто высказать. Задача второго участника, принимающего на себя другую роль, указанную в карточке, – понять истинную позицию собеседника. При этом он должен использовать уточнение, пересказ, дальнейшее развитие мыслей собеседника, сообщение о своем состоянии и состоянии собеседника. Вам не нужно решать проблему собеседника, необходимо только понять, в чем дело.После завершения упражнения можно предложить его участникам обменяться соображениями по поводу использования в беседе приемов активного слушания.Примеры карточек:1. Сотрудник приходит к начальнику отдела и говорит, что хочет уволиться.2. Говорит, что нашел работу ближе к дому и сможет больше времени уделять воспитанию детей.3. На самом деле считает, что его работа не оценивается по заслугам, обижен на начальника и решил уволиться именно поэтому. 1. Дочь уговаривает маму поехать в санаторий на новогодние праздники. 2. Мама отказывается, говоря, что если она уедет, дочери будет сложно самой справиться с хозяйством.3. На самом деле, мама хочет сэкономить деньги на летний отпуск. 7. Беседа – опрос № 2 «Золотые правила Активного слушания»Активное слушание – техника, позволяющая точнее понимать собеседника при помощи особых приёмов участия в беседе, подразумевает активное выражение собственных переживаний и соображений. - это способ ведения беседы в личных или деловых отношениях, когда слушающий активно демонстрирует, что он слышит и понимает, в первую очередь – чувства говорящего.- Назовите профессии людей, где приоритетным считается - умение активно слушать (предприниматель, психолог, психотерапевт, менеджер по подбору персонала).- Назовите приёмы активного слушания? Поддержка – внимание обращено к партнёру по общению: слова «Да», «Угу», кивание головой.Пауза – своевременно выдержанное молчание; помогает собеседнику собраться с мыслями и выговориться до концаУточнение – это обращение к говорящему за разъяснениями: «Пожалуйста, объясните это», «Расскажите об этом подробнее», «В этом ли состоит проблема?»Перефразирование – это повторение своими словами содержания высказывания партнёра по общению, содержание включает в себя как факты ситуации, так и чувства человека: «Я услышал это так…», «Вы хотите сказать, что…», «Насколько я понял…».Развитие мысли – используется для подхвата или развития мысли собеседника, который ненадолго замолк. Другими словами, вы продолжаете тему беседы.Пересказ – это попытка рассказать своими словами то, что было сказано собеседником.Результаты применения активного слушания:- собеседник начинает относиться к Вам с бОльшим доверием;- создаётся отношение теплоты;- партнёр по общению рассказывает Вам гораздо больше, чем стал бы рассказывать в обычной ситуации;- Вы получаете возможность понять собеседника и его чувства;- собеседник также начинает в ответ Вас слушать и слышать;- облегчается решение многим проблем;- если партнёр по общению чем-то взволнован или рассержен, то активное слушание помогает безболезненно «выпустить пар».4 золотых правила активного слушания:Почему «слушать» - это сложно: Как стать активным слушателем:Подведение итоговУпражнение «Что самое главное в общении?»Дети делятся на 2 группыВ 1-ой группе каждый из учеников размышляет и отвечает на вопрос « Что самое главное в общении» одной или несколькими фразами.Участники 2-ой группы уточняют «Правильно ли я понял?» и кратко повторяет, что сказал первый участник 1-ой команды. После подтверждения – высказывается 2-ой игрок 1-ой команды, и так до конца.Просмотр мультфильма «Большой Ух», обсуждение.Приложение 1Анкета «Умею ли я слушать?»Инструкция. Постарайтесь, не особенно задумываясь, искренне ответить на них «да» или «нет».Обработка и интерпретация результатов. Подсчитайте количество ответов «нет».10-12 баллов. Вы умеете достаточно хорошо слушать собеседника. Не руководствуясь предубеждениями по отношению к нему, стараетесь выделить в его словах главное. Ваши собственные эмоции не мешают вам слушать даже то, что вам не очень нравится. Поэтому многие любят общаться с вами.8-10 баллов. Нередко вы проявляете умение слушать партнера. Даже если вы чем-то недовольны, все равно стараетесь дослушать партнера до конца. Если же партнер вам надоел, пытаетесь тактично прервать общение с ним. Иногда вы все же позволяете себе перебить собеседника для того, чтобы вставить свое «веское слово».Менее 8 баллов. К сожалению, вы еще не научились слушать своих партнеров по общению. Вы перебиваете их, не даете высказаться до конца. Если вам не нравится то, что человек говорит, перестаете слушать его.