"Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на занятиях английского языка посредством игровых технологий"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на занятиях английского языка посредством игровых технологий"
Автор: Костычева Мария Михайловна

Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на занятиях английского языка в учреждении дополнительного образования через игровые технологии«Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.» (Л. Толстой)1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к английскому языку. Он признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности. Включение иностранного языка в программу воспитания и обучения детей в учреждениях дополнительного образования позволяет полнее реализовать его воспитательный и развивающий потенциал, способствует формированию его общих и языковых способностей, более прочному усвоению иностранного языка при его дальнейшем изучении. В связи с модернизацией российского образования актуальным становится вопрос компетентностного подхода в обучении. Среди ключевых компетенций важную роль играет коммуникативная компетенция, т.е. способность и готовность осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо). Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения.Воспитывающие и развивающие резервы иностранного языка наиболее полно раскрываются в условиях активного обучения. В таких условиях целью обучения становится самостоятельное приобретение знаний, формирование творческого мышления обучающихся, воспитанник становится не объектом, а субъектом учебной деятельности, т. е ее активным инициатором, деятелем и контролером.Коммуникативное обучение ориентированное на личность строится таким образом, что непосредственная деятельность обучающихся, их опыт, мировоззрение, учебные и внеурочные интересы и склонности, их чувства учитываются при организации общения на занятии.2. Условия формирования ведущей идеи, условия возникновения, становление опыта.Опыт формировался при наличии следующих условий: - формирование у обучающихся способности к самостоятельному поиску нужных знаний, воспитание у них потребности к постоянному самообразованию и творчеству; - создание ситуации успеха обучаемого на основе доброжелательных деловых отношений; - уважение личности воспитанника, внимание к его внутреннему миру, переживаниям; - взаимопомощь и поддержка со стороны педагогического и ученического коллективов;- выступление на заседании МО по проблеме формирования коммуникативной компетенции обучающихся на занятиях английского языка через игровые технологии.Коммуникативное обучение на занятиях английского языка не противостоит учебной деятельности, а органически связано с ней. Такое обучение помогает создать атмосферу живого общения на занятиях, осуществлять общение в различных видах речевой деятельности в соответствии с решаемыми коммуникативными задачами, понимать, интерпретировать и порождать связные высказывания. При организации учебного процесса применяются различные формы занятий, однако предпочтение отдаётся игровым приёмам. Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития ребенка, облегчают учебный процесс, помогают усвоить увеличивающийся с каждым годом учебный материал. Игра, как форма организации занятия выполняет следующие задачи: тренирует учащихся в выборе нужного речевого клише; способствует многократному повторению языковых единиц; создает психологическую готовность к реальному речевому общению. Следовательно, игра выполняет обучающую, воспитательную, коммуникативную, релаксационную функцию и функцию самореализации.3. Теоретическая база опытаВ нашей стране вопросами коммуникативного обучения занимаются Пассов Е.И., Китайгородская Г.А., Кузовлев В.П., Мильруд Р.П. и другие.А.С.Макаренко считал, что игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Играя, ребёнок приближается к ступеньке воображения, фантазии, он что-то из себя немного изображает, он чем-то более высоким себя чувствует. Т.В.Крижановская в своём пособии строит задания по введению и закреплению лексики и простых грамматических структур на основе игровых ситуаций.По изречению Л.С Выготского: «Игра является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни». Играя и с восторгом замечая свои успехи, ребёнок развивается и стремится к следующим вершинам. Так, для детей дошкольного возраста я использую игры на понимание речи: «Саймон говорит», «Найди пару», «Собери коллекцию», игры на запоминание слов и конструкций: «Зоопарк», «Магазин», «Сад», игры с рифмовками, песенками и движениями. А с детьми младшего школьного возраста при закреплении лексики на темы «Цвет, размеры, формы», я применяю ролевую игру «Бюро находок», где обучающимся предлагается выступить в роли человека, потерявшего вещь и в роли работника бюро. В ходе совместного диалога у обучающихся формируются навыки речевого общения, закрепляются речевые клише на заданную тему. В старших же классах организую деловые игры, которые представляют собой практическое занятие. Примерами используемых деловых игр являются «Вы - Менеджер», «Журналист» и.т.д.4. Технология опыта.Обучать говорению, не обучая общению, не создавая на учебных занятиях условий речевого общения, нельзя. Каждый из обучающихся достигает своих целей с помощью таких средств, как говорение, аудирование, чтение, письмо и любая совместная деятельность.В процессе обучения иностранному языку также учитываю личностные качества учащихся: темперамент, способности, мировоззрение.Убеждена в том, что исходным моментом любой деятельности, а, следовательно, и речевой, является мотив, который побуждает к деятельности и направляет ее. Коммуникативная мотивация имеет большое значение в обучении иностранному языку. Коммуникативная мотивация связана, на мой взгляд, с удовлетворением, получаемым обучающимся от пользования языком как средством общения.Я считаю, что обеспечению коммуникативной мотивации способствуют такие факторы, как:1)доброжелательная обстановка на учебном занятии;2)положительный эмоциональный климат;3)доверительные отношения между педагогом и обучающимися.Важным фактором обеспечения коммуникативной мотивации является ролевая игра. Игра-это эффективный способ стимулировать к активности, творчеству и любопытству обучающихся любой  группы. Как показывает мой опыт, она развивает интерес к иноязычному общению, расширяет его предметное содержание, давая возможность выходить за рамки своего контекста деятельности, позволяет предвосхитить будущий личный опыт обучающихся путем проигрывания ролей людей разных профессий, характеров.На занятиях мы часто работаем с диалогами, полилогами. Я также стараюсь активно использовать коммуникативные ситуации на занятиях.5. Анализ результативности.Работа по реализации темы опыта дала определённые результаты в обучении воспитанников. Она способствовала развитию коммуникативной компетенции учащихся, сформировала положительную мотивацию воспитанников к обучению, позволила в значительной мере повысить творческую активность детей в учебно-познавательной деятельности. Обучающиеся проявляют интерес к изучению английского языка, поэтому возросло желание участвовать в различных олимпиадах, всероссийских конкурсах, проводимых в сети Интернет. 2014 год. Общероссийская викторина «Я люблю английский»:
  • Бекиров Наиль – диплом 1-ой степени;
  • Макеев Александр – диплом 1-ой степени;
  • Маскаева Александра – диплом 1-ой степени.
  • 2015 год. Международный конкурс по иностранным языкам «Я - лингвист»:
  • Калякулина Дарья – диплом 1-ой степени;
  • Кожаева Екатерина – диплом 1-ой степени;
  • Устимов Виктор - диплом 1-ой степени;
  • Полякова Анастасия - диплом 1-ой степени;
  • Башмаков Максим - диплом 2-ой степени;
  • Бикеева Юлия - диплом 2-ой степени.
  • Открытая лингвистическая олимпиада по английскому языку «Дельфин»:
  • Даврукова Валерия – диплом 2-ой степени;
  • Кожаева Екатерина – диплом 2-ой степени;
  • Башмаков Максим – диплом 3-ей степени;
  • Устимов Виктор – диплом 3-ей степени;
  • Мельников Артём – диплом 3-ей степени;
  • Яковлев Никита – диплом 2-ой степени.
  • 2016 год. Международный блицтурнир по английскому языку «Rainbow»:
  • Качаева Анна – диплом 1-ой степени;
  • Кожаева Екатерина – диплом 1-ой степени;
  • Калякулина Дарья – диплом 2-ой степени;
  • Чурбанова Арина – диплом 2-ой степени.
  • 2017 год. Международная олимпиада по английскому языку «English Skills»:
  • Лебедева Анна – диплом 1-ой степени;
  • Кураев Ярослав – диплом 1-ой степени;
  • Калякулина Дарья – диплом 1-ой степени;
  • Кожаева Екатерина - диплом 1-ой степени;
  • Михеев Андрей – диплом 1-ой степени;
  • Нездымай-Шапка Кира – диплом 1-ой степени;
  • Сабитов Ильдар - диплом 1-ой степени;
  • Усманова Анастасия - диплом 1-ой степени;
  • Устимов Виктор - диплом 1-ой степени;
  • Юмаева Зарина - диплом 1-ой степени;
  • Чурбанова Арина – диплом 1-ой степени.
  • Международная олимпиада проекта intolimp.org «Английский язык»:
  • Митрофанова Виктория – диплом 1-ой степени;
  • Шалыгин Артём – диплом 1-ой степени;
  • Кожаева Екатерина – диплом 1-ой степени;
  • Калякулина Дарья – диплом 1-ой степени;
  • Устимов Виктор – диплом 1-ой степени;
  • Чурбанова Арина – диплом 1-ой степени;
  • Бикбаев Андрей – диплом 2-ой степени;
  • Неретин Пётр – диплом 2-ой степени;
  • Козлов Егор – диплом 3-ей степени;
  • Князева Анна – диплом 3-ей степени;
  • Козырев Александр – диплом 3-ей степени.
  • 6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.Мне бы хотелось отметить следующие трудности при формировании коммуникативной компетенции обучающихся: • недостаточная степень оборудования учреждения дополнительного образования;отсутствие языковой среды, когда обучение иноязычной речевой деятельности осуществляется в искусственных условиях.Чтобы процесс овладения иностранным языком проходил более успешно, я стараюсь искать новые методические приемы, которые развивают познавательный интерес к учению и формируют устойчивую положительную мотивацию к изучению английского языка 7. Адресные рекомендации по использованию опыта. Созданный методический, дидактический материал, наглядные материалы, свидетельствующие об опыте организации и проведении занятий, нашли свое отражение в многочисленных публикациях и были тиражированы на профильных интернет-сайтах:Школьный портал Республики Мордовия Дистанционный образовательный портал «Продленка»:    Учительский сайт «Инфоурок»: 8. Наглядное приложение.1) Занятие для педагогов дополнительного образования я разместила на сайте: 2) КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ.Тема: «Путешествие в сказочный лес» (“A Travel to a fairy forest”)Цели занятия:1. Обучающие:- активизировать лексику по темам «Животные», «Счёт», «Глаголы действия», «Цвета» с помощью игровых форм.- уметь представлять животных, и называть какого они цвета, что они умеют делать, используя структуры What can you see? – I can see a hare. It is white. It can hop and run.- ввести лексические единицы: большой, маленький;- совершенствовать фонетические навыки и навыки аудирования;- закрепить умения детей свободно осуществлять диалогическое общение на элементарном уровне со взрослыми и сверстниками в пределах ситуации общения; умение активно включать освоенную лексику и речевые структуры в устную речь.2. Развивающие.- создавать условия для развития коммуникативных умений и познавательной активности воспитанников;- развивать креативные способности, внимание, память, мышление.3. Воспитательные.- воспитывать интерес к иностранному языку и стране изучаемого языка;- воспитывать культуру общения друг с другом;- воспитывать умение работать в коллективе.Форма проведения: обобщение и систематизация знаний.Форма работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная.Оборудование: картинки с изображением животных, картинки-раскраски с изображениями животных, цветные карандаши, презентация к занятию «Путешествие в сказочный лес», маски: заяц, медведь, волк, лиса, тигр, белка, ёжик, волшебный цветок с разноцветными лепестками, волшебная палочка.Ход занятия
  • Организационный момент.
  • Приветствие.Педагог: Hello, boys and girls! Nice to meet you again!Дети: Hello Mariya Michailovna!Педагог: Ребята, на нашем занятии сегодня присутствуют гости и чтобы вы не отвлекались:Друг на друга оглянулись,Все друг другу улыбнулись,На гостей все посмотрелиДружно поприветствовали:Good day, good dayGood day to you!Good day, good dayWe are glad to see you!And sit down. И сели.2.Сообщение темы и целей занятия.Педагог: Ребята, а вы были когда-нибудь в лесу? (Да!) А давайте пойдём сегодня гулять в волшебный сказочный лес. Звери там не прячутся, а выходят к людям и играют с ними. В волшебном лесу вы увидите и назовёте животных на английском языке, расскажите, что они умеют делать, какого цвета их шубки.Вы согласны отправиться в такой сказочный лес? (Да!) но, чтобы попасть в волшебный лес, надо произнести волшебные слова. Close your eyes (закройте глаза) and repeat after me (повторяйте за мной): 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. -Open your eyes! (откройте глаза).Педагог: И вот мы с Вами в сказочном лесу –a fairy forest. Как он прекрасен [w-w-w] – wonderful. В нём слышны звуки животных [m-m-m] – animals, птиц [b-b-b] – birds, какая-то неизвестная птица всё время повторяет [A-A-A]. Сквозь ветви деревьев падают лучи солнца [s-s-s] – sun и освещают полянки. На траве играют солнечные зайчики [ei-ei-ei] – play. Как тут весело [f-f-f] – fun.3. Основная часть.Педагог: You can see many animals in the fairy forest. Look here.- Ребята, посмотрите, в нашем сказочном лесу живут разные животные. Давайте расскажем о них, но cначала давайте вспомним названия цветов на английском языке.Педагог читает стихотворение:Я по городу люблю бегать в джинсах цвета- blue У меня сомнений нет красный, рыжий – это redА зелёный мандарин носит шкурку цвета green Облизнувшись, кошка съела желток жёлтый- yellowЧернокожий человек по-английски будет black По утрам не забывай чистить зубы цветом whiteСерый волк - гроза зверей, носит шкуру цветом grey А медведь - смешон, забавен, носит шкуру цветом brownУверен, ты запомнишь, оранжевый цвет orange.Сейчас расскажите о животных, какого цвета шубку он носит, что умеет делать. Свой рассказ начните со слов: это зайчик, он белого цвета, он умеет прыгать и бегать.It is a hare. It is white. It can jump and run.It is a bear. It is brown. It can go and sleep.It is a fox. It is red. It can run and hunt.It is a hedgehog. It is black. It can run.etc. Very good. Well done.Педагог: Ребята, в сказочном лесу происходят разные чудеса и превращения. Давайте поиграем. Let's playWho are you?”Поиграем в игру «Кто ты?».(Один из детей надевает маску животного, остальные дети спрашивают: «Кто ты?»).- Who are you?- I am a bear.- Who are you?- I am a hare.- Who are you?- I am a squirrel.- Who are?- I am a hedgehog.- Who are?- I am a wolf.- Who are you?- I am a tiger.4. Педагог: наши друзья- животные предлагают вам попрыгать и повеселиться на лесной полянке.Физкультминутка.5. Педагог: Ребята, в сказочном лесу случилась беда: в наш лес прокралась «злая волшебница» и посмотрите, что она натворила.Look here. A game “ Big- little”.На экране 2 животных: ёжик- большой, медведь- маленький.Педагог: A hedgehog is big. A bear is little. Is it true? Ёж- большой, медведь- маленький. Разве так бывает? ( Нет). Давайте скажем правильно.Дети: ёжик- маленький, а медведь- большой.Педагог: теперь скажите по-английски.Дети: A hedgehog is little. A bear is big.Педагог: тигр- маленький, заяц- большой.A tiger is little. A hare is big. Is it true? (No.) Say it correct.Children: A tiger is big. A hare is little.Teacher: Well done! Very good!6. Педагог: Но «злая волшебница» придумала новую загадку.Посмотрите на экран. Look here.Найдите и раскрасьте тех животных, которые живут в нашем сказочном лесу. Зашумованные картинки.Teacher: Lets speak about animals.Ребята, каких животных вы узнали на картинке?Дети: A bear, a hare, a fox, a tiger, a hedgehog, etc.Teacher: Well done! Very good!Педагог: Молодцы, ребята, вы отлично справились со всеми заданиями «злой волшебницы». А нам пора возвращаться домой.7. Рефлексия.Педагог: Ребята, вам понравилось в сказочном лесу? (Да!) А каких животных вы там встретили? ( Дети называют на английском языке: a tiger, a fox, a squirrel, a hare, a bear, etc.) Какие игры и задания вам понравились? Какое задание для вас было более интересным, а какое более трудным? Педагог: Ребята, вы сегодня такие молодцы! Вы мне тоже очень понравились. Thank you very much! See you again. Good bye!