Роль природы в познавательном развитии ребенка.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль природы в познавательном развитии ребенка.
Автор: Любчич Наталья Александровна

С самых первых дней малыша окружает природа. Но маленькие дети воспринимают окружающий мир поверхностно. Природа дарит маленьким первооткрывателей самый первый и неповторим опыт исследователя, она дает ему первые знания и представления о наиболее простых, на первый взгляд, связях и явлениях. Именно общение маленьких детей с природой позволяет насытить его жизнь новыми незабываемыми ощущениями и эмоциями. Не всегда ребенку с первой попытки удается перепрыгнуть через лужу или ручеек, так как малышу не хватает знаний и опыта. Дети с самого рождения не знает, что вода мокрая, а молодые листочки тополя липкие. И здесь очень важна помощь взрослого, только человек имеющий опыт общения с природой может помочь маленькому человечку увидеть и услышать природу, открыть пред ним ее тайны и показать чудесные превращения. В тесном общении с матушкой природой ребенок познает ее первозданные законы, узнает о смене дня и ночи, о сезонных изменениях, что снег белый и холодный, а луна не всегда бывает круглой и многое другое. Маленькие дети усваивают эти знания и представления через непосредственное восприятие, через накопление собственных впечатлений, через получение нового чувственного опыта, но при непосредственном участии взрослого.Психологические исследования уже данного доказали, что маленькие дети с самого раннего детства перенимают эмоции и копируют поступки самых близких родных. Начиная со второго года жизни, малыши исследуют, изучают поведение в различных ситуациях мамы и бабушки, отца и дедушки, брата и сестры. Поэтому и отношение ко всему живому он перенимает у своих близких родственников. Когда ребенок не только видит и становиться непосредственным участникам жестокого обращения с беззащитными растениями и животными в городском парке, возле небольшой речушки и на лесной полянке, то, как следствие в нем зарождается жестокость и потребительское отношение к природе. И наоборот, когда малыш с молоком матери впитывает трепетное обращение ко всему живому, то и ребенок накапливает свой первый эмоциональный опыт общения с природой, учиться заботливому отношению к животным и растениям.Современные дети все чаще и чаще знакомятся с миром природу через интернет. Непосредственное знакомство даже с домашними животными заменяют им компьютерные игры такие как «Веселая ферма» или «Говорящий кот Том». В них дети ухаживают за виртуальными животными, и даже если случается неповторимое, компьютерный питомец погибает, по причине того, что его забыли покормить, на ребенка это не производит шокирующего впечатления, потому что можно легко завести нового. Такой опыт приводит к тому, что дети начинают относиться к природе потребительски, у них начинается формироваться неправильные представления о животных. Только человек способен не только видеть, создавать, но и беречь красоту, только человек способен испытывать радость от общения с братьями нашими меньшими, наслаждаться видом родных пейзажей, восходом солнца, красотой моря, гор. Эти истины ребенок усваивает в раннем возрасте не только через слово, но главным образом, через поступки взрослых. Они открывают ребенку духовные и человеческие ценности. Природа – это бесценный источник эмоциональных ощущений и мир неограниченных желаний познавать неизведанное. Дети неподдельно радуются первым листочкам, восхищаются полетом пестрой божьей коровки, насторожено рассматривает жука - оленя, радостно хлопает в ладоши и заливается звонким смехом, когда впервые попадет под грибной дождь. Малыш именно в природе начинает узнавать и сопоставлять свойства и признаки предметов и явлений, дети узнают, что снег не только белый, но еще и холодный, а ели его принести домой он превращается в воду. Первая встреча с природой – это мгновения полного счастья, первые прогулки в лес, экскурсия к озеру … Каждый из родителей наблюдал этого проявления радости. Взрослый открывает ребенку многие свойства вещей и явлений, а природа помогает ему в этом и закрепляет все знания практически. Задача взрослого помочь ребенку замечать необычное в обычном, уметь выражать свои эмоции словесно, научить ориентироваться в предметах живой и неживой природы по форме, цвету, запаху и т.п. Постепенно малыш начинает замечать многообразие оттенков зеленого цвета, в зависимости от освещенности кроны лучами солнца, от времени года и возраста растения. И как следствие природа заставляет ребенка наблюдать, размышлять и делать выводы. Малыши с легкостью Психологи отмечают: любая содержательная деятельность детей включает как более простые познавательные процессы – сенсорные, так и более сложные – мыслительные. Успешное овладение той или иной деятельностью в значительной мере зависит от совершенствования и развития этих процессов. Помня о том, что постоянные наблюдения в природе не должны носить излишне обучающий характер, родители могут использовать каждый удобный случай, чтобы обратить внимание ребенка на природное явление, побудить задуматься над ним. Родители должны помнить: знакомя ребенка с природой, нельзя ограничиваться только внешним восприятием предмета (посчитать количество листочков, определить форму цветка, отметить его цвет), забывая о развитии эстетического восприятия. Помощником образного, яркого, эстетического отражения явлений природы в слове является художественная литература. Дети любят рассказы В. Сутеева, Е. Чарушина и других авторов, пишущих для малышей. В любое время года необходимо находить материал в природе для сенсорного, умственного и эстетического развития малыша. Это поможет ребенку тонко чувствовать , понимать и принимать природу.