ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ для ребенка с ОВЗ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ для ребенка с ОВЗ
Автор: Демина Елена Анатольевна


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
ФИО ребенка
на 2017 – 2018 учебный год
г. Москва
2017
Пояснительная записка:
Ф.И.О.:
Дата рождения:
Возраст:
Группа: подготовительная группа
общеразвивающей направленности
Дата поступления в ДОУ:
Период сопровождение:
Семья: полная
Мама:
Папа:
Группа здоровья, перенесенные заболевания:
По результатам ПМПК выявлены следующие особенности: Общее недоразвитие речи (III уровень). Знания, умения и навыки сформированы в пределах возрастной нормы. Уровень психического развития в пределах возрастной нормы. Знания, умения и навыки сформированы недостаточно. Уровень психического развития ниже возрастной нормы.
ПМПК рекомендовал: Воспитание и обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Срок пребывания 2 года. Психолого-педагогическое сопровождение в условиях ДОУ. Занятия с учителем-логопедом.
Воспитатели:
Ф.И.О. воспитатели групп:
Ф.И.О. Специалисты:
Учитель-логопед:
Педагог-психолог:
Инструктор по физической культуре:
Музыкальной руководитель:
Краткая характеристика: Общее недоразвитие речи III уровень. Обращенную речь понимает. Разборчивость речи несколько снижена. Нарушения звукопроизношения, слоговой структуры слова. Грамматический срой сформирован недостаточно. Присутствуют аграмматизмы. Ошибки в словоизменении, словообразовании. Словарный запас достаточный. Связная речь в стадии формирования, требует дальнейшего развития. Испытывает трудности при составлении описательных рассказов, рассказов по серии сюжетных картин. Допускаются нарушения связности и плавности рассказа. Фонематические функции сформированы недостаточно.
Цель: создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной основной
образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.
Задачи:
Развитие всех компонентов речевой системы;
Развитие и формирование познавательных процессов;
Развитие эмоционально-волевой сферы;
Развитие координации движений и мелкой моторики рук.
Содержание индивидуального образовательного маршрута
Образовательный компонент:
- Форма обучения очная, групповая.
- Работа в общем режиме.
- Индивидуальный подход во время образовательного процесса.
- Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий.
- Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.
Индивидуальный учебный план:
Усиление образовательных областей: Речевое развитие, Познавательное развитие и Социально-коммуникативное развитие.
Усиление образовательных областей: Речевое развитие, Познавательное развитие и Социально-коммуникативное развитие.
Образовательная область Социально – коммуникативное развитие усилена в:
- присвоении норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- формировании умения распознавать эмоции окружающих людей, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- становлении самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Образовательная область Речевое развитие усилена в:
- формировании и развитии лексико-грамматического строя речи
- формировании звукобуквенного анализа и синтеза слов
- формировании правильного звукопроизношения
Образовательная область Познавательное развитие усилена в:
- формировании временных и пространственных представлений
- развитие представлений о предметах и объектах окружающей действительности
- развитии навыков обобщения, анализа и синтеза, установление причинно-следственных связей
Во второй половине дня индивидуальные занятия по выполнению заданий специалистов.
Базовая образовательная область
Образовательная нагрузка в неделю
Образовательная область Физическое развитие
Физическая культура
помещение
на улице
2 / 45 мин.
1 / 22,5 мин.
Образовательная область Познавательное развитие
Формирование элементарных математических представлений
1 / 22,5 мин. (воспитатель)
2 / 22,5 мин. (воспитатель)
Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора
Образовательная область "Речевое развитие"
Развитие речи (подгрупповые логопедические занятия)
2 / 45 мин. (учитель - логопед)
Развитие речи
1/ 22,5 мин. (воспитатель)
Чтение художественной литературы
Ежедневно
Образовательная область Художественно-эстетическое развитие
Рисование
1 / 22,5 мин.
Лепка
0,5 / 11,5 мин
Аппликация
0, 5 / 11,5 мин.
Музыка
2 / 45 мин.
Социально – коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье.
Итого:
13 / 292.5мин.
Индивидуальные занятия
Педагог - психолог
2/20 мин.
Учитель - логопед
3/20 мин.
Воспитатель
2/ 20 мин.
Музыкальный руководитель
Инструктор по физ. культуре
Коррекционный компонент:
Психолого – педагогическое сопровождение
(индивидуальный учебный план)

п/п
Специалист сопровождения
Основные направления
Режим и формы работы
Показатели динамики развития
Формы оценки результатов работы
Формы работы с родителями
1.
Педагог -психолог
-Развитие познавательной деятельности и интереса к окружающему миру, через игры, упражнения и мероприятия.
-Развитие социально значимых умений.
-Развитие коммуникативных навыков.
- Развивать общие интеллектуальные умения ребенка: приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации, исключения, абстрагирования.
-Работать над развитием произвольный функций контроля и планирования своих действий.
- Работать над развитием эмоционально-волевой сферы, с применением сазкотерапии и юнгианской песочной террапии
- Работать над развитием ориентировки в пространстве, относительно своего тела, формировать представление о взаимодействии внешних объектов и тела.
- Развивать мелкую моторику рук ребенка.
Индивидуальные занятия: понедельник, четверг
11.00 – 11.15ч.
Незначительная положительная динамика. Продолжать развивать: временные и пространственные представления; восприятие; память; внимание; речь; мышление (не доступны задания: выделение лишнего предмета и обобщение), моторику.
Примечание: низкий темп деятельности, повысился уровень заинтересованности. Ходит на занятия с удовольствием.
Обследование уровня психических познавательных процессов
Консультации, тренинги, практикумы, беседы, посещение занятий,
анкетирование, изготовление
памяток, рекомендаций, стендов.
Оформление страницы на сайте ДОУ.
2
Учитель - логопед
Развитие слухового внимания
- расширить рамки слухового восприятия;
- развивать слуховые функции, направленность слухового внимания, памяти;
- сформировать основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи;
- развивать способность дифференцировать неречевые и речевые звуки.
Развитие моторной координации, мелкой моторики рук
- развивать манипулятивную деятельность и мелкую моторику рук, тактильную память;
- развитие тактильных ощущений.
Развитие артикуляционной моторики, формирование правильного звукопроизношения
- активизация мимических мышц;
- формировать умение пользоваться неречевыми средствами общения;
- развивать мышечный аппарат, участвующий в жестовых и пантомимических движениях;
- формирование артикуляционных укладов и движений;
- выработка произвольности, точности и дифференцированности мимической позы и артикуляционного уклада; движения;
- формирование артикуляционных укладов отсутствующих и искажаемых звуков [л], [л’] с помощью кинестетических ощущений;
- автоматизация вызванного звука.
Развитие функций голоса и дыхания
- улучшение качества речевого выдоха: сила, напор, экономный длительный выдох;
- активизировать целенаправленный ротовой выдох;
- дифференциация ротового и речевого выдоха.
Развитие чувства ритма, темпа речи
- формировать ритмико-интонационную сторону речи, ассоциативные связи на основе скоординированной работы анализаторов (речеслухового, речедвигательного, тактильного).
Развитие лексико-грамматических средств языка и связной речи
- уточнение и расширение словарного запаса по лексическим темам:
Наше тело, Предметы туалета, Овощи, Фрукты, Сад. Огород, Осень, Одежда, Обувь, Посуда, Дикие животные, Зима; уточнить и закрепить обобщающие понятия;
- учить различать и выделять признаки предметов по их назначению (какой? какая? какое? какие?);
- учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; согласование существительных с прилагательными;
- учить различать пространственное отношение предметов, выраженных предлогами: в, на, под;
- формирование навыка построения двух-трехсловных предложений.
Связная речь:
- учить составлять рассказ описание по наглядному плану.
- закреплять умение составлять рассказ – описание используя мнемотаблицы. Закреплять умение пересказывать небольшие тексты.
Формирование фонематических представлений
- развивать внимание к звуковой стороне речи и слуховую память;
- научить слышать отдельные звуки в составе слова.
Индивидуальные занятия: понедельник, среда, пятница
11.30 – 12.00ч.
Незначительная положительная динамика в фонематическом восприятии. Определяет твердость и мягкость согласных звуков. Положительная динамика в звукопроизношении. Поставили звук [л-р] идет отработка в речи. Ритм речи растянутый. Темп очень медленный. Очень слабая мелкая моторика.
Обследование уровня речевого развития
Консультации, тренинги, практикумы, беседы, посещение занятий,
анкетирование, изготовление
памяток, рекомендаций, стендов.
Оформление страницы на сайте ДОУ.
Инструктор по физ. воспитанию
Развитие основных движений
- формировать правильную осанку;
- развивать умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног;
- учить ползать, подлезать, перелезать через предметы.
- работаеть над развитием мелкой моторики детей, формировать у них
правильное дыхание, развить умения напрягать или расслаблять мышечный аппарат, развивать у дошкольников координацию движений.
Развитие физических качеств
- развивать активность, быстроту, выносливость, ловкость;
- развивать пространственную ориентировку.
Обследование уровня физического развития
Консультации, тренинги, практикумы, беседы, посещение занятий,
анкетирование, изготовление
памяток, рекомендаций, стендов.
Оформление страницы на сайте ДОУ.
Музыкальный руководитель
Развитие ритма и ритмического слуха
- вызвать интерес к разному виду музыкальной деятельности;
- формировать культуру слушания музыка;
- формировать певческие и музыкально-ритмические умения и навыки.
- воспитывать чувство ритма;
- вырабатывать точность и четкость движений;
- нормализация мышечного тонуса;
- координировать речь с движениями и музыкой.
Консультации, тренинги, практикумы, беседы, посещение занятий,
анкетирование, изготовление
памяток, рекомендаций, стендов.
Оформление страницы на сайте ДОУ.
Логопедическое сопровождение
Коррекционно-образовательные технологии, программы:
- Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР под редакцией Н.В.Нищевой.
- Адаптированная основная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
- Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции общего недоразвития речи у детей старшей логопедической группы.
- Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР под редакцией Н.В.Нищевой
- Нетрадиционные приемы работы по развитию артикуляционной моторики В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко
Инновационные технологии, методы и средства:
ИКТ, элементы ТРИЗ, метод моделирования, социо-игровые методы и приемы, проблемный метод обучения
Сказкотерапия, пескотерапия, театрально-игровая деятельность, приемы мнемотехники
Здоровьесберегающие технологии:
- динамические паузы,
- разминку для пальцев,
- упражнения для глаз,
- дыхательная гимнастика,
- релаксационные паузы,
- психогимнастика,
- музыкотерапию,
- пальцевый массаж.
Формы контроля и учета достижений ребенка:
Комплексное обследование в начале учебного года, промежуточная диагностика, комплексное обследование в конце учебного года.
Воспитательный компонент:
Консультации для родителей:
Социально – личностное развитие через сюжетно – ролевые игры (Дочки- матери, Магазин, Больница, Парикмахерская, Автобус, Библиотека,Строители), театрализованные игры (драматизация сказок, потешек), дидактические игры(Сложи узор, Логические пары, Все о времени, Собери картинку, Хорошо-плохо, Что сначала, что потом, Четвертый лишний, Логический поезд).
Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками через
совместные игры: Выбери партнера, Комплименты, Садовники и цветы, Доброе животное, Волны. Добрые эльфы и др.
Развивать толерантность у детей группы через взаимопомощь, беседы с детьми.
Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему через различные речевые средства.
Заключительный раздел
Ожидание родителей: формирование готовности к обучению к школе.
1. Ребенок знает и называет, выделяет в окружающих предметах основные геометрические фигуры и формы. Умеет группировать предметы по одному из сенсорных признаков.
2. Ориентируется на собственном теле, правильно показывает и называет парнопротивоположные части своего тела. Ориентируется относительно собственного тела, называет направления окружающего пространства (слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади).
3. Умеет группировать предметы по их признакам (форма, цвет, величина, материал, назначение), устанавливает связи между назначением предмета и его строением или материалом, из которого он сделан.
4. Пользуется осязанием, как средством познания окружающего мира.
5. Ребенок называет свою фамилию и имя, возраст, домашний адрес.
6. Ребенок самостоятельно, с помощью взрослого или детей снимать мышечное и эмоциональное напряжение эффективными способами.
7. Ребенок умеет вслушиваться в речь, что свидетельствует о расширении функции слухового восприятия, развитию основы звуковых ориентировок, слуховых дифференциаций. Умеет слышать отдельные звуки в составе слов, дифференцировать сходные по звучанию звуки.
8. Ребенок владеет активным словарем и правильным произношением слов.
9. Более высокий уровень мелкой моторики, технический навыков и умений.
10. Владеет певческими, музыкально-ритмическими умениями и навыками.
11. Проявляет активность в разных видах деятельности.
Ожидаемый результат: ребенок адаптирован к социуму, освоение ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ.
Работа с родителями:
1. Вовлечь родителей в образовательный процесс, установить с ними сотрудничество.
2. Ежедневно проводить консультации о результатах коррекционной работы на занятиях и в режимных моментах.
3. Оказывать семье информационную поддержку в виде литературы и интернет ресурсов.
4. Выработать единые требования к воспитанию и развитию ребенка.
5. Активное участие в мероприятиях группы и ДОУ.
6. Консультации: Воспитание и обучение ребенка с ТНР (ОНР) в домашних условиях, Как и что читать детям с ОНР.
7. Беседа: Игра – лучший помощник в занятиях с детьми дома.
8. Выставка дидактических игр и упражнений развивающих мелкую моторику; игры на развитие слухового внимания.
9. Мастер-класс Работа с контуром как одно из средств расширения сферы зрительного опыта детей с нарушениями зрения.
Заключение и рекомендации:
Сформировать рекомендации специалистов ДОУ для родителей и воспитателей с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребёнка.