Сборник материалов по итогам проведения методической недели «Здоровьесберегающие технологии в режимных моментах»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сборник материалов по итогам проведения методической недели «Здоровьесберегающие технологии в режимных моментах»
Автор: Проблемно-творческая группа по здоровьесбережению

Сборник материалов по итогам проведения методической недели «Здоровьесберегающие технологии в режимных моментах» - Ноябрьск: департамент образования Администрации города Ноябрьск МКУ «Детский дом «Семья», 2017г.Сборник составили:Л.А. ГорбачН.В. ТолкачеваПодготовила:Н.В. Сусляева В сборнике представлены материалы выступлений педагогов, открытые мероприятия с воспитанниками и педагогами детского дома, проведенные в рамках методической недели «Здоровьесберегающие технологии в режимных моментах»Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. В.А.СухомлинскийПояснительная запискаЗдоровье человека - важная тема для разговора во все времена. Писатель Михаил Шолохов говорил, что оно «всему голова», выдающийся русский деятель Виссарион Белинский утверждал, что без него «невозможно и счастье», а народная мудрость гласит, что его «ни за какие деньги не купишь».В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к детям предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких – либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно - психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Результаты научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Здоровые дети – в здоровой семье.Здоровые семьи – в здоровой стране.Здоровые страны – планета здорова.Здоровье – какое прекрасное слово!Так пусть на здоровой планете,Растут здоровые дети!Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.Надеемся, наш сборник поможет вам в этом.Методическая неделяДень первый.Здоровьесберегающие технологии в режимных моментах.Толкачёва Н.В., воспитательАктуальность темы здоровьесберегающие технологии в режимных моментах обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья детей, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье воспитанников.Здоровьесберегающее образование регламентируется и обеспечивается следующими нормативными документами:
  • Конвенция о правах ребёнка.
  • Конституция Российской Федерации.
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2020г.
  • Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».
  • Закон РФ «Об образовании, ст. 51 «Охрана здоровья обучающихся воспитанников».
  • Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г.№1155 «Об утверждении ФГОС ДО» п.1.6, п.2.6.
  • Актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в образовательных учреждениях, создание оптимальных условий для индивидуального развития каждого ребенка. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития и получила в настоящее время общее название «здоровьесберегающие» технологии. Здоровьесберегающие технологии – технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса.Цель здоровьесберегающих технологий: Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей ребёнку самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей и валеологическому просвещению родителей.Результативность внедрения здоровьесберегающих технологий выражается в:1.Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья детей.2.Сформированность навыков здорового образа жизни. Достигнуть этих результатов помогает здоровьесберегающая среда.
  • Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.
  • Выделяют следующие группы здоровьесберегающих технологий:1. Медико- профилактические технологии: обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры, в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
  • Мониторинг здоровья.
  • Организация профилактических мероприятий.
  • Рациональное питания.
  • Рациональный режим дня.
  • Здоровьесберегающая среда.
  • Контроль и помощь в обеспечении требований СаНПиН.
  • Все эти технологии успешно применяются в нашем учреждении.2. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
  • Стретчинг.
  • Ритмопластика.
  • Динамические паузы.
  • Подвижные и спортивные игры.
  • Релаксация.
  • Технологии эстетической направленности.
  • Гимнастика пальчиковая
  • гимнастика для глаз
  • Гимнастика дыхательная
  • Гимнастика бодрящая,
  • Гимнастика корригирующая
  • Гимнастика ортопедическая.
  • Стретчингэто комплекс упражнений на развитие гибкости всего тела растягивание мышц в сочетании с правильным дыханием и расслаблением. Упражнения выполняются в медленном, а значит, безопасном ритме. Обязательное условие перед началом упражнений, необходимо разогреть мышцы. Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг повышает общую двигательную активность. Упражнения стретчинга направлены на формирование правильной осанки. Кроме этого развивается эластичность мышц, воспитывается выносливость и старательность. Все мы знаем такие упражнения, как «Лодочка», «Лягушка», «Берёзка». (не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин., в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку).
  • Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
  • Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в семье (группе) - малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для детей всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.
  • Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей (после физических или умственных нагрузок), педагог определяет интенсивность технологии, в зависимости от возраста детей. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
  • Гимнастика пальчиковая – рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (во время самоподготовки).
  • Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
  • Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы (обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры).
  • Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
  • Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы: зарядка, массаж, подвижные игры. В работе используется индивидуальный подход, при котором осуществляется профилактика плоскостопия, сколиоза, простудных заболеваний, нарушений зрения). Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
  • Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
  • 3. Технологии обучения здоровому образу жизни:
  • Утренняя гимнастика.
  • Закаливание (культурно- гигиенические навыки).
  • Физкультурные занятия.
  • Физкультурные досуги.
  • Точечный массаж.
  • Прогулки, походы.
  • Проблемно-игровые.
  • Спортивные развлечения, праздники.
  • Гимнастика пробуждения.
  • День здоровья.
  • Занятия из серии «Здоровье», Физическая культура».
  • Беседы по валеологии.
  • Соревнования.
  • Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или тренажёрном зале. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.
  • Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерпия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
  • Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
  • Занятия из серии «Здоровье» -1 раз в неделю по 30 мин. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.
  • Точечный самомассаж- проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).
  • Закаливание- важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Это может быть сухое обтирание, сон с открытой форточкой, контрастное умывание, ходьба босиком и т.д.)
  • Беседы по валеологии («Здоровье нации», «Воспитываем культуру общения» и так далее)
  • 4. Коррекционные технологии, технологии терапевтического воздействия:
  • Релаксация.
  • Тренинг.
  • Музыкотерапия.
  • Свето и цветотерапия.
  • Звукотерапия.
  • Фитотерапия. Арт-терапия (создание и анализ творческих произведений)
  • Сказкотерапия.
  • Логоритмика.
  • Ритмопластика.
  • Игротерапия.
  • Рисорография.
  • Кинезотерапия.
  • Криотерапия.
  • Релаксация (это достижение полного расслабления организма, благодаря которому достигается повышение работоспособности и снижение психического и физического напряжения, что имеет благотворное влияние на психику ребёнка, разумеется такие упражнения должен проводить педагог- психолог)
  • Тренинги (это форма активного обучения навыкам поведения и развития личности. В тренинге участнику предлагается проделать те или иные упражнения, ориентированные на развитие или демонстрацию психологических качеств или навыков).
  • Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
  • Сказкотерапия 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
  • Логоритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.
  • Ритмопластика — это оздоровительная гимнастика, основанная на комплексах разнообразных гимнастических упражнений, которые выполняются под определенную ритмическую музыку и чаще всего оформленная танцевальными движениями. Такая гимнастика раскрепощает в психологическом плане, развивает выносливость, формирует осанку, улучшает координацию движений.
  • Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
  • Фитотерапия. Комнатные растения – неотъемлемая часть интерьера всех дошкольных учреждений. Однако помимо украшения помещений, эти растения могут играть большую роль в оздоровлении детей и взрослых. Комнатные растения в помещении нужны как детям, так и взрослым, поскольку они оказывают благотворное влияние на самочувствие и состояние здоровья. Известно, что воздушная среда в городских помещениях далека от идеальной. Помимо пыли, в воздухе часто содержатся небезопасные химические соединения. Их выделяют строительные материалы, мебель, ковровые покрытия. Кроме того, в комнатах обычно присутствуют разнообразные микроорганизмы, попадание которых на слизистую верхних дыхательных путей может вызвать ОРЗ и аллергические заболевания. Даже самые современные технические средства очистки воздуха не всегда обеспечивают здоровую воздушную среду. В то же время, летучие выделения многих растений обладают фитонцидными свойствами, то есть способностью подавлять жизнедеятельность опасных микроорганизмов (среди них – сансевьера, плющ обыкновенный, виды бегонии, колеус, розмарин, пилея, алоэ…).
  • Арт-терапия - это не обучение творчеству, это лечение искусством, спонтанное выражение эмоций через творчество. Арт-терапия способна помочь:
  • отреагировать непрожитые эмоции, докопаться до истинных чувств и мыслей;
  • диагностировать психологические проблемы;
  • в адекватной форме выпустить агрессию и прочие негативные проявления;
  • облегчить процесс коммуникации, установления отношений с другими людьми;
  • повысить самооценку;
  • научиться контролировать собственное внутреннее состояние;
  • справиться со страхами, тревожностью, многими психосоматическими проявлениями;
  • приобрести новые, более конструктивные модели поведения в той или иной ситуации;
  • получить удовольствие от самовыражения.
  • Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют выявить и развить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга, активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует коррекции проблем в различных областях психики. Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и накапливающийся эффект для повышения умственной работоспособности, и оптимизации интеллектуальных процессов.
  • Криотерапия – одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов, первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным их расширением, что значительно усиливает ток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких движений при изодеятельности и, как следствие, улучшает процесс развития речи.
  • Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках» или подставках от шоколадных конфет.5. Технологии валеологического просвещения Способствуют формированию у детей валеологической культуры, включающей валеологические   знания, глубокий интерес к оздоровлению собственного организма, развитие навыков ведения здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Технологии направлены на обеспечение валеологической образованности педагогов, воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование нужно рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех участников педагогического процесса.
  • беседы по валеологии, практические занятия («Я осваиваю гигиену и этикет», «Опасные предметы», «Враги здоровья»);
  • тематические выставки («Профилактика гриппа», «Всемирный День здоровья»);
  • ситуативные игры;
  • развитие и совершенствование КГН (осуществляется ежедневно в режимных моментах).
  • Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья. Это станет возможным, если будут созданы условия для корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации учреждения; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов и детей.Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Ведь только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех её свойств и качеств.Десять золотых правил здоровьесбережения:
  • Соблюдайте режим дня!
  • Обращайте больше внимания на питание!
  • Больше двигайтесь!
  • Спите в прохладной комнате!
  • Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
  • Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
  • Гоните прочь уныние и хандру!
  • Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
  • Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
  • Литература:
  • Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60с.
  • Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. –  48 с.
  • Управление эмоциональным состоянием педагогаЦой О.А.воспитательIкв. категорииПрофессия педагога требует определенных сил, энергии, самоотдачи. Если эмоциональное напряжение человек испытывает длительное время, то нервы изнашиваются, нарастает раздражительность или апатия. Все это ведет к стрессу. В подобном состоянии трудно сохранять самообладание и не переносить это на свою работу, на детей. Поэтому одним из важных личностных качеств педагога должна быть стрессоустойчивость. Стрессоустойчивость — это определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих.Советы по профилактики стрессов:1. Определение долгосрочных и краткосрочных целей. Можно сделать табличку и распределить свои дела по важности-срочности. В периоды напряжения успокаивать себя: «Да, это важно, но ведь не срочно. Я все успею. Или «Это срочно, но не особо важно». Будет лучше, если некоторые письма останутся нераспечатанными, а телефонные звонки — без ответа. Тогда будут силы заняться важными и срочными делами.2. Использование тайм-аутов. Для обеспечения психического и физического благополучия очень важен отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо «убежать» от жизненных проблем и развлечься, нужно найти деятельность, которая была бы увлекательной и приятной.3. Овладение навыками саморегуляции (релаксация, положительная внутренняя речь, представление высокого здания переживаний, где на сотом этаже самые сильные переживания. Спросить себя «На каком этаже моя проблема»?)4. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Сотрудничество, обмен профессиональной информацией дает ощущение более широкого мира (курсы повышения квалификации, профессиональные объединения, конференции и встречи).5. Избегание ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции, но слишком большое стремление к «победе» создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным.6. Эмоциональное общение. Люди, которые анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими менее подвержены эмоциональному выгоранию. Если педагог делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти разумное решение возникшей у него проблемы. 7. Поддержание хорошей физической формы (движение, диета, сон, отсутствие вредных привычек).8. Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние, любите свои слабости (приобретайте любимые книги и вещи, слушайте любимую музыку).9. Если вас одолевают мрачные мысли, у вас постоянно прокручивается, как заезженная пластинка обида, т. е. все ваше внимание направлено в себя, то полезно выполнить упражнение «Что вокруг меня». Идя домой охарактеризуйте погоду, рассмотрите витрины магазинов, поищите в прохожих самого красивого мужчину или самую модную женщину. Обращайте внимание на мельчайшие детали. Ваше задание заметить, как можно больше элементов и признаков окружающего мира.10. Работа педагога заставляет приглядываться в состояния детей и родителей (какое настроение, самочувствие, степень активности на занятиях и т. д.). Иногда педагог забывает про себя - а какое состояние и настроение у него самого? Поэтому здесь поможет другое упражнение - «Почувствуй себя».11. Не позволяйте расхищать свою жизнь. Бесцеремонные люди крадут часы вашей жизни и создают вам стрессы, заставляя делать то, что вам не нужно и не нравится.12. Что в душе, то и в теле. На грусть тело реагирует сгорбленными плечами, опущенной головой, тяжелым дыханием. На радость — улыбкой, приподнятым подбородком, ровным и уверенным дыханием. Но этот закон верен и в обратную сторону: что в теле, то и в душе. Задав определенные проявления «тела» можно вызвать положительные эмоции. 13. Если чувствуете, что не можете справиться — подумайте какие травки попить или обратитесь к врачу за назначением лечения.14. В момент сильного эмоционального всплеска представьте, что вас снимает скрытая камера или рядом стоит значимый человек — ваш ребенок или мама.15. Бывает у человека есть ощущение колеи, ссоры всегда проходят как бы одинаково, «все одно и то же». В этом случае полезно изменить ракурс общения — встаньте, если как правило при ссоре сидите, или уйдите, или засмейтесь.Практическая часть.1.Педагогам предлагается выбрать мандалу, которая в данный момент нравится больше всего и раскрасить ее.Мандала - это сложный геометрический узор, символизирующий гармонию вселенной, объединение внешнего космоса и внутреннего мира. Рассматривая, раскрашивая, или рисуя мандалу, человек обретает внутреннюю гармонию, успокаивается, находит примирение с миром и с самим собой, открывает в себе неизведанные глубины. Также мандала завораживает тем, что хоть и похожа на обычную раскраску, но открывает большие возможности для творчества - цветовая гамма, которую вы выберете будет практически уникальна и даже раскрашивая эту же мандалу в следующий раз вы вряд ли получите идентичный рисунок.Мандалы для раскрашивания:   2.Удовлетворенность человека своей жизнью, деятельностью придает силы справляться с мелкими неприятностями. Чтобы понять причины дискомфорта педагогам предлагается воспользоваться тестом самооценки личности.Тест. Экспресс диагностика уровня самооценки личности.Инструкция. Отвечая на вопросы, указывайте, насколько часты для вас перечисленные ниже состояния: очень часто, часто, иногда, редко, никогда.1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.2. Я чувствую свою ответственность по работе.3. Я беспокоюсь о своем будущем.4. Многие меня ненавидят.5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.7. Я боюсь выглядеть глупцом.8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.10. Я допускаю ошибки в своей жизни.11. Как жаль, что я не умею говорить, как следует с людьми.12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими.14. Я слишком скромен.15. Моя жизнь бесполезна.16. Многие неправильного мнения обо мне.17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.18. Люди ждут от меня очень многого.19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.20. Я часто смущаюсь.21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.22. Я не чувствую себя в безопасности.23. Я часто волнуюсь и понапрасну.24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.25. Я чувствую себя скованным.26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.27. Я уверен, что люди все в жизни принимают легче, чем я.28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.30. Как жаль, что я не так общителен.31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.32. Я думаю о том, чего ждет от меня общественность.  Ключ к тесту, обработка и интерпретация результатов. Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям по следующей шкале: Очень часто - 4 балла Часто - 3 балла Иногда - 2 балла Редко - 1 балл Никогда - 0 баллов. А теперь подсчитайте, каков общий суммарный балл по всем 32 суждениям.Уровни самооценки: Сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях. Сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки, при котором человек,  лишь время от времени старается подладиться под мнения других. Сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считаться с чужими мнениями и считает себя хуже других.Небольшие советы, которые помогут вам начать повышать свою самооценку:
  • Обратите внимание на свое окружение. Если среди вас есть человек, который всячески пытается вас принизить, то найдите способ нейтрализовать его.
  • Перестаньте сравнивать себя с другими людьми. Да, на Земле есть люди, которые знают и умеют больше чем вы. Но это не значит, что вы хуже кого-то. К примеру, я хороший повар, но совершенно не смыслю в музыке. А вы любите музыку, живете музыкой, хорошо поете, но спалите даже простую яичницу. Но это не значит, что мы с вами плохи. Мы оба хороши, но каждый в своей стезе.
  • Перестаньте себя критиковать. Особенно вслух при других людях. Во-первых, вы принижаете самого себя, а во-вторых, ваше окружение будет думать, что раз вы себя не уважаете, значит, мы тоже имеем право вас не уважать. И они будут относиться к вам соответствующим образом. Поэтому отучитесь себя оскорблять.
  • Начните принимать комплименты в свой адрес. Когда человеку с заниженной самооценкой говорят комплимент, он в голове прокручивает такие мысли: «Ага, прям красивая! Скажешь тоже. Да ничего я не красивая! Вон на Катьку посмотри, вот она красивая! А я так…». Так вот нужно запретить себе так думать! Когда вам будут говорить комплимент или похвалу, спокойно с улыбкой на лице скажите слова благодарности и подумайте: «А я и правда хорошо выгляжу! Ура!». Сначала будет трудновато получаться, но это нужно перебороть.
  • Ставьте себе маленькие цели и добивайтесь их. Возьмите и запланируйте на завтра утреннюю зарядку, всего 1 раз. Когда сделаете ее, получите свой небольшой приз, который вы заранее себе придумаете.
  • Общайтесь с позитивными людьми. Вообще наше окружение очень сильно на нас влияет – если человека будут окружать пессимисты и нытики, то и он таким же станет. А если его, наоборот, будут окружать веселые и энергичные люди, то и он станет веселее и активнее.
  • Повысить самооценку поможет смена имиджа. Новый гардероб, прическа, цвет волос – все это меняет человека. Как человек чувствует себя внешне, так он выглядит и внутри. И наоборот.
  • Еще человеку помогут физические упражнения. Это, знаете, так же как и с одеждой. Наше тело это отражение нашего внутреннего состояния. Самооценка человека очень важна в его жизни. Ведь в зависимости от ее уровня мы принимаем определенные решения. И если самооценка будет адекватной, то и жизнь человека будет лучше – в плане общения, карьеры и семейной жизни.
  • Литература:
  • Релаксация. «Звуковая гимнастика»Толкачёва Н.В., воспитательЦель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.Установка: Исходное положение сидя, с выпрямленной спиной. Вы расслаблены и спокойны.Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.Пропеваем следующие звуки в течение 30 сек.:А — воздействует благотворно на весь организм;Е — воздействует на щитовидную железу;И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;О — воздействует на сердце, легкие;У — воздействует на органы, расположенные в области живота;Я — воздействует на работу всего организма;М — воздействует на работу всего организма;X — помогает очищению организма;ХА — помогает повысить настроение.Снятию стресса помогают как смех, так и слёзы. Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться». Лечебная сила смеха известна всем: смех улучшает кровообращение, пищеварение, смех помогает мозгу выделить эндорфины – природные вещества, снимающие боль. Помните, тот, кто смеётся, живёт долго! Большинство людей признаются, что после слез, они чувствуют себя лучше. Учёные считают, что слёзы очищают организм от вредных продуктов стресса. Не бойтесь плакать!Литература:
  • День второйТоварищеская встреча по волейболу между педагогами и воспитанниками детского дома в МБУ ЦГиПВДиМ "Кадет" День третийСпортивный праздник "Мы со спортом дружим"Тузиков А.В., инструктор по физ. воспитанию высшая кв. категорияФорма: Совместное мероприятие воспитанников «Детского дома «Семья» с педагогами. Цель:- популяризация здорового образа жизни.Задачи:- приобщение к здоровому образу жизни;- развивать силу и тренировать, ловкость, находчивость, быстроту и точность движений, внимание;- воспитывать чувство дружбы, сплоченности, коллективизма, желание укреплять свое здоровье.Оборудование:Мячи 6 штук, обручи – 4 штуки, ложки и мячи настольного тенниса 4 штуки, скакалки – 4 штуки, баскетбольные мячи – 4 штуки, конус -15 штук, кегли 6 штук.ХОД МЕРОПРИЯТИЯПостроение (инструктор по ФК)Ведущий: Здравствуйте ребята, уважаемые педагоги и сотрудники! Сегодня традиционное спортивное мероприятие в рамках методической недели по здоровьесбережению «Мы со спортом дружим»!Слово для приветствия предоставляется директору детского дома В.С. Белоцерковец.Ведущий: Нам смелым, и сильным, и ловкимСо спортом всегда по путиРебят не страшат тренировки-Пусть сердце стучится в груди.Нам смелым, и сильным, и ловким Быть надо всегда впереди.Здоровье, сила, ловкость-Вот спорта пламенный заветПокажем нашу дружбу, смелостьэстафетным стартам шлем привет! Инструктор по ФК: Сегодня мы проводим совместное мероприятие между воспитанниками и работниками детского дома. Для проведения эстафеты нам необходимо выбрать двух капитанов команд, которые подберут себе команду девиз и название. Ведущий. А теперь я представляю вам судейскую коллегию:
  • Гл. судья соревнований - Белоцерковец В.С.
  • Судья соревнований - Тузиков А.В.
  • Секретарь соревнований - Исакова О.И.
  • Ведущий. Сейчас ребята, вы продемонстрируете свои способности в эстафетных играх.
  • Эстафеты.
  • «Лягушка»
  • (Прыжки с места двумя ногами последовательно). Первый участник прыгает двумя ногами вперед и стоит на месте. Второй участник встаёт рядом с первым и прыгает дальше с места и т.д. Победитель определяется по суммарной дальности прыжков.
  • «Эстафетный бег с теннисным мячом»
  • Участники передают, ложку с мячом последовательно друг, другу пробежав дистанцию. Побеждает команда, пришедшая первая к финишу.
  • «Бег с переносом двух мячей руками»
  • Участник бежит, обегая эстафетные кегли. Побеждает команда, пришедшая первая к финишу.
  • «Передача мячей над головами» Участники игры строятся в колонны по одному. Расстояние между игроками 1 м. Первым номерам раздаются мячи. По сигналу руководителя первый игрок передает мяч через голову назад. Игрок, получивший мяч, передает его дальше. Последний игрок бежит с мячом в начало колонны и подает его через голову назад.
  • «Бег со скакалкой и мячом»
  • Участник команды бежит до середины дистанции со скакалкой (оставляет её там), а возвращение обратно с мячом, ведя его ногами. Побеждает команда, пришедшая первая к финишу.
  • «Передал - садись!»
  • Участники в каждой команде и строятся за общей линией старта в колонну по одному. Впереди каждой колонны лицом к ней на расстоянии 5 - 6 м становятся капитаны. Капитаны получают по волейбольному мячу. По сигналу каждый капитан передает мяч первому игроку своей колонны. Поймав мяч, этот игрок возвращает его капитану и приседает. Капитан бросает мяч второму, затем третьему и последующим игрокам. Каждый из них, вернув мяч капитану, приседает. Получив мяч от последнего игрока своей колонны, капитан поднимает его вверх, а все игроки его команды вскакивают. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание.
  • «Снайпер»
  • Каждому участнику нужно забросить баскетбольный мяч в корзину, он должен сделать две попытки в корзину, расположенную на расстоянии 5 метров). Побеждает та команда, в чьей корзине окажется больше мячей.
  • «Капкан»
  • Участники команды по очереди надевают сапог и преодолевают дистанцию. Побеждает та команда, которая быстрее справилась с заданием.
  • «Переход через болото»
  • Каждому участнику дается 2 обруча, которые он должен поочередно бросать себе под ноги. Наступая в один обруч, и не выходя из него, передвигать другой через болото. Побеждает та команда, которая быстрее справилась с заданием 2. Подведение итогов. Награждение победителей соревнований призами и подарками. Литература:
  • День четвёртыйИнтеллектуальная викторина «Я о спорте знаю все!»Монастырёва А.С., воспитательЦель: популяризация спорта.Задачи:- повторить и закрепить знания детей по данной теме;- расширить кругозор детей о видах спорта, о спортивном инвентаре; - развивать познавательный интерес у старших дошкольников; - прививать интерес к занятиям физкультурой и к спорту; - развивать логическое мышление, познавательные способности и память воспитанников.Оборудование: презентация, наглядный материал. Ход мероприятия: Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые педагоги! Сегодня мы с вами интересно проведем время на нашей интеллектуальной викторине «Я о спорте знаю всё!» Ребята, а что такое спорт? Ведущий: Спорт – это жизнь. Это легкость движенья. Спорт вызывает у всех уваженье. Спорт продвигает всех вверх и вперед.Бодрость, здоровье он всем придает.Все, кто активен и кто не ленится, Могут со спортом легко подружиться.Ребята, а вы знаете пословицы о спорте? (Ответы детей)Ведущий: Молодцы, вы знаете много пословиц о спорте и физкультуре. Я предлагаю вам вспомнить еще пословицы о спорте. Задание называется «Спортивные пословицы».
  • «Спортивные пословицы»
  • Задание: нужно составить пословицы о спорте и физкультуре. 1. Кто ловко бьет по мячу… 2. Кто любит спорт… 3. Отдай спорту время… 4. Кто спортом занимается… 5. Ловкий спортсмен… 6. Двигайся больше… (Тот здоров и бодр, проживешь дольше, выносливый воин, тому все по плечу, а взамен получи здоровье, тот силы набирается.)Ведущий: Чтоб здоровым быть сполна Физкультура всем нужна. Для начала по порядку – Утром сделаем зарядку! Бег полезен и игра, Занимайся детвора! Чтоб успешно развиваться, Нужно спортом заниматься. Нам полезно без сомненья Всё, что связано с движеньем. Ведущий: Ребята, на какие два вида делятся все виды спорта? (Виды спорта бывают зимние и летние). Ведущий: Назовите зимние и летние виды спорта, которые вы знаете. (Ответы детей) Я предлагаю вам проверить ваши знания по видам спорта.
  • Задание «Спортивный инвентарь»
  • Задание: угадайте загадки о спортивном инвентаре. 1. Воздух режет ловко-ловко, Палка справа, слева палка, Ну а между них веревка. Это длинная... (скакалка) 2. Он бывает баскетбольный, Волейбольный и футбольный. С ним играют во дворе, Интересно с ним в игре. Скачет, скачет, скачет, скачет! Ну конечно, это... (мячик) 3. Ранним утром вдоль дороги На траве блестит роса, По дороге едут ноги И бегут два колеса. У загадки есть ответ – Это мой ... (велосипед) 4. Я смотрю - у чемпиона Штанга весом в четверть тонны. Я хочу таким же стать, Чтоб сестренку защищать! Буду я теперь в квартире Поднимать большие... (гири) 5. Лишь в морозную погоду, Надевают их на ногу. Как на речке встал ледок, Дети мчатся на каток. Чтобы не было тоски, Надевают все … (коньки) 6. Проявляя пыл, сноровку Провожу я тренировку. Бью я мячик очень метко Потому что я... (ракетка) 7. Два берёзовых коняПо снегам несут меня.Кони эти рыжи,А зовут их… (лыжи)8. Эта птица – не синица, Не орёл и не баклан. Эта маленькая птица. Называется … (волан) 9. Я в хоккей играть люблю, Шайбу шуструю ловлю. Раз бросок, ещё бросок – Очень ловкий я игрок. На воротах я с подружкой, Крепкой новенькою... (клюшкой) Ведущий: Молодцы, ребята, хорошо знаете спортивный инвентарь.Чтоб здоровым оставаться,Зарядкой нужно заниматься. На зарядку становись! Здоровьем быстро зарядись! Физминутка «Маленький спортсмен» А теперь на месте шаг, Выше ноги! Стой раз, два! Плечи выше поднимаем, А потом их опускаем, Руки перед грудью ставим И рывки мы выполняем. Десять раз подпрыгнуть нужно, Скачем выше, скачем дружно! Мы колени поднимаем- Шаг на месте выполняем. От души мы потянулись, И на место все вернулись.
  • Задание «Чей спортивный инвентарь?
  • Ответы: 1-А, 2 – В, 3- Г, 4 –А, 5 – В, 6 – Г, 7 – Б, 8 – А, 9 –Г, 10 – Б. Ведущий: Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этим заданием. А сейчас я предлагаю вам задание потрудней.
  • Задание «Спортивный кроссворд»
  • Задание: разгадать спортивный кроссворд. По горизонтали: 7. Зимний вид спорта. 8. Командная игра с мячом. 10. Игра с мячом в воде. 11. На них катаются по лыжне. 12. Нужны фигуристам и хоккеистам. По вертикали: 1. Вид спорта, в котором используют ракетку. 2. Обувь для занятий спортом. 3. В этом виде спорта спортсменам нужны специальные перчатки, чтобы наносить друг другу удары. 4. Игра с мячом на поле. 5. Спортивный инвентарь хоккеиста. 6. Вид спорта, необходимый при самообороне. 9. Зимой дети катаются на коньках, а летом на ….
  • Дидактическая игра «Спортивный блиц-опрос»
  • Задание: ответить на вопросы о спорте.Ведущий: Для здоровья важен спорт, Чтоб болезням дать отпор. Нужно спортом заниматься, И здоровым оставаться!Ведущий: Будьте здоровы и занимайтесь спортом!Литература:
  • День пятыйНетрадиционное средство развития речи Су Джок терапия «Чудо пальчики»Ум ребенка находится на кончиках его пальцевВ. А. СухомлинскийЦель: обучение участников мастер - класса применению нетрадиционной методики в речевом развитии детей в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ, освоение и последующее активное применение здоровьесберегающей технологии в практической деятельности педагога-воспитателя.Задачи:- познакомить участников мастер-класса с использованием нетрадиционных технологий в речевом развитии детей, применяемых в работе с детьми;- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике нетрадиционных технологий.Оборудование: Су-Джок массажёры (шарики разных диаметров, колечки, коврик для массажа ног, компьютер, столы и стулья по количеству педагогов, информационные буклеты.-Здравствуйте, уважаемые коллеги!- Скажите громко и хором, друзья,Помочь откажетесь мне? (нет или да)Деток вы любите? Да или нет?Пришли вы на мастер-класс,Сил совсем нет,Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)Я вас понимаю….Как быть господа?Проблемы детей решать нужно нам? (Да)Дайте мне тогда ответПомочь откажетесь мне? (Нет)Последнее спрошу у вас я:Активными все будете? (нет или да)Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер класс.Ход мастер - класса:Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные технологии.И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с одной нетрадиционной технологией- Су Джок терапия. Что такое Су Джок?В переводе с корейского языка «Су» - кисть, «Джок» - стопа. Этот метод основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах.Эти лечебные системы созданы не человеком – он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.Су Джок это в первую очередь самомассаж, который не только полезен, но и очень интересен детям и положительно сказывается на самочувствии. Применение су-джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.За речь у человека отвечают две зоны, находящиеся в коре головного мозга: зона Вернике (восприятие речи) и зона Брока (произношение). Для стимуляции речевого развития необходимо воздействовать на точки соответствия головному мозгу.Воздействие на точки соответствия других органов благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поднимает настроение и этим достигается благотворный эффект от массажа при помощи специальных шариков.Технология интересна тем, что подобные упражнения можно проводить не только специально обученным людям, но и педагогам в детском саду и дома самим родителям. (Демонстрирую массажёр Су – Джок) Этот кругленький дружок называется Су-Джок.Этот шарик разноцветный покатаем мы в руках,Чтобы легче было думать, сила чтоб была в руках.Покатаем по ладошкам, он откроется вот так!Там, волшебное колечко.Ни большое, ни малое,В гости к пальчикам заходит, всем оно подходит.Попробуйте покатать его между ладонями – тут же ощутите, прилив тепла и лёгкое покалывание. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма, увеличивая работоспособность. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.Внутри таких шариков – «каштанов», как в коробочке, находится одно специальное кольцо, сделанное из металлической проволоки, им можно свободно проходить по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание. Колечко нельзя растягивать иначе оно потеряет массажные свойства, так же нельзя оставлять на пальце без движения, оно сдавливает.Техника массажа проста: кольцо надевается на палец руки и прокатывается либо по всему пальцу, либо по его части до появления ощущения тепла в массируемой области. Процедура кольцевого массажа не требует больших усилий, безболезненна и приятна.Эту работу можно проводить перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты для того чтобы снять напряжение и подготовить свои пальчики к работе.Задачи:- нормализовать мышечный тонус, развивать координацию движений и мелкой моторики;- активизировать области коры головного мозга, способствовать установлению межполушарных связей;- содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности;- использовать элементы Су-Джок терапии в различных видах деятельности;- совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память, внимание.Противопоказания:Высокая температура, гнойные заболевания, открытые раны, онкологические заболевания.Неоспоримыми достоинствами Су-Джок терапии являются:- высокая эффективность;- абсолютная безопасность;- универсальность.Приемы Су – Джок терапии:1. Массаж специальным шариком.2. Массаж эластичным кольцом.3. Массаж стоп.4. Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей.Все движения шариком сопровождаются в соответствии с текстом стихов или потешек.1. Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)Этот шарик непростой, - (любуемся шариком на левой ладошке)Он колючий, вот какой. - (накрываем правой ладонью)Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально)И ладошки согревать.Раз катаем, два катаем - (катаем шарик вертикально)Сильней на шарик нажимаем.Как колобок мы покатаем, - (катаем шарик в центре ладошки)Сильней на шарик нажимаем.(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)В руку правую возьмём,В кулачок его сожмём.(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)В руку левую возьмём,В кулачок его сожмём.(Выполняем движения в соответствии с текстом)Мы положим шар на столИ посмотрим на ладошки,И похлопаем немножко,Потрясём свои ладошки.Шарик я открыть хочу.Правой я рукой кручу.Шарик я открыть хочу.Левой я рукой кручу.(Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика).2. Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики, упражнение выполняется колечком - пружинкой сначала на правой руке, затем на левой, надевая на каждый пальчик руки)Раз, два, три, четыре, пять!Пружинку будем мы катать!Вот нашли большой мы пальчикОн попрыгает, как зайчик!Вверх-вниз, вверх-внизТы, пружиночка, катись!Указательный поймаемИ пружинку покатаем.Вверх-вниз, вверх-внизТы, пружиночка, катись!Где ты, наш середнячок,Ты ложись-ка на бочок!Вверх-вниз, вверх-внизТы, пружиночка, катись!Кольца любит безымянный.Покажись-ка, наш желанный!Вверх-вниз, вверх-вниз Ты, пружиночка, катись!Кольца любит безымянный.Покажись-ка, наш желанный!Вверх-вниз, вверх-внизТы, пружиночка, катись!Вот наш пальчик маленькийСамый он удаленький!Вверх-вниз, вверх-внизТы, пружиночка, катись!Мы пружиночки снимаемСвои пальчики считаем. 1, 2, 3, 4, 5! 1, 2, 3, 4, 5!А сейчас мы проверяемНа двух ручках посчитаем!1, 2, 3, 4, 5! Мы закончили играть.Пальчики свои встряхниИ немного отдохни!3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. (Если ваш ребенок испытывает трудности в произношение некоторых звуков или путает их, то ему можно предложить поочередно надевать массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука). Например, на звук Ш:Этот малыш-Илюша, (на большой палец)Этот малыш-Ванюша, (указательный)Этот малыш-Алеша, (средний)Этот малыш-Антоша, (безымянный)А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья (мизинец).Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.Ходит ежик без дорожек,Не бежит ни от кого.С головы до ножекВесь в иголках ежик.Как же взять его?4. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.Упражнение «Один-много». Педагог катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.Аналогично провожу упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Я знаю 5 предметов.» и т. д.5. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания.Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т. д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.6. Использование шариков при выполнении гимнастики.7. Использование шариков для звукового анализа словДля характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию педагога ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.8. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов.На столе коробка, по инструкции педагога ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.9. Использование шариков для слогового анализа словУпражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.10. Прокатывание шариком по написанной букве.11. Написание буквы и её элементов прокатыванием шарика по поверхности стола, на ладони.12. Но есть и другое применение массажным шарикам. Их используем не только для развития мелкой моторики, но и для развития цветовосприятия, при обучении счету и т. д.Можно использовать следующие игры: «Разложи шарики по цвету», «Найди все синие» (красные, желтые, зеленые, «Сделай разноцветные шарики» (сине-красный, зелено-желтый).13. Кроме того, Вы можете делать малышу массаж и одновременно рассказывать занимательную сказку о «колобке», о «рукавичке» и т. д.Вот таким нестандартным и интересным способом мы не только занимаем ребят, но и развиваем речь, так как движения пальцами и развитие речи тесно связаны. Это лишь некоторые примеры использования су – джок терапии. Творческий подход, использование альтернативных методов и приёмов способствуют более интересному разнообразному и эффективному проведению образовательной и совместной деятельности педагогов и детей.Так же предлагаю всем ознакомиться с картотекой игр Су Джок. (Приложение 1)Литература:
  • Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38.
  • Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры / О. А. Новиковская - М. АСТ, 2007 С. 94
  • Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак - Су Джок Академия, 2009 - С. 208
  • Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.
  • Пак Чже Ву. «Су Джок для всех», Москва, 2009г. – 136с.
  • Здоровьесберегающие технологии в режимных моментах, на примере самоподготовки, утренней гимнастики и прогулки.Цель: расширение и закрепление навыков в применении здоровьесберегающих технологий в образовательно-оздоровительном пространстве детского дома.Оборудование: листы бумаги, фломастеры, спортивный инвентарь.Ход мероприятия: все участники делятся на три группы. Каждой из них нужно показать один из режимных моментов, применяя всевозможные здоровьесберегающие технологии.Работа в группах проходит в течение 10 минут. Затем каждая презентует свою работу.Приложение 1Упражнения с шариком и с кольцами Су – Джок.1. Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/Я мячом круги катаю,Взад - вперед его гоняю.Им поглажу я ладошку.Будто я сметаю крошку,И сожму его немножко,Как сжимает лапу кошка,Каждым пальцем мяч прижму,И другой рукой начну.2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец/Раз – два – три – четыре – пять,    /разгибать пальцы по одному/Вышли пальцы погулять,Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.Этот пальчик для того, чтоб показывать его.Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. /звука Ш/На правой руке:Этот малыш-Илюша, (на большой палец)Этот малыш-Ванюша, (указательный)Этот малыш-Алеша,    (средний)Этот малыш-Антоша, (безымянный)А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)На левой руке:Эта малышка-Танюша, (на большой палец)Эта малышка-Ксюша,   (указательный)Эта малышка-Маша,   (средний)Эта малышка-Даша,   (безымянный)А меньшую зовут Наташа.   (мизинец)4. Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.Ходит ежик без дорожек,Не бежит ни от кого.С головы до ножекВесь в иголках ежик.Как же взять его?5. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и вниманияДети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.6. Использование шариков при выполнении гимнастикиИ.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.1 - руки развести в стороны;2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;3 - руки развести в стороны;4 - опустить руки.7. Использование шариков для звукового анализа словДля характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.8. Использование шариков для слогового анализа словУпражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.9. СКАЗКА «Ежик на прогулке»Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке).Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками)Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).10. Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог:  Гладь мои ладошки, ёж!Ты колючий, ну и что ж!Потом ребёнок гладит их ладошками со словами:Я хочу тебя погладить,Я хочу с тобой поладить.11. На поляне, на лужайке         /катать шарик между ладонями/Целый день скакали зайки.   /прыгать по ладошке шаром/И катались по траве,            /катать вперед – назад/От хвоста и к голове.Долго зайцы так скакали,     /прыгать по ладошке шаром/Но напрыгались, устали.      /положить шарик на ладошку/Мимо змеи проползали,       /вести по ладошке/«С добрым утром!» - им сказали.Стала гладить и ласкатьВсех зайчат зайчиха-мать.   /гладить шаром каждый палец/ 12. Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/А за нею – медвежонок.       /шагать тихо шариком по руке/А потом пришли детишки,   /шагать шариком по руке/Принесли в портфелях книжки.Стали книжки открывать      /нажимать шариком на каждый палец/И в тетрадочках писать. 13. «Черепаха» (у детей в руках Су Джок).Шла большая черепахаИ кусала всех от страха, (дети катают Су Джок между ладоней)Кусь, кусь, кусь, кусь,(Су Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку).Никого я не боюсь (дети катают Су Джок между ладоней).14. Пальчиковая игра «Ёжик»Ёжик, ёжик, хитрый ёж,на клубочек ты похож. (дети катают Су Джок между ладонями)На спине иголки (массажные движения большого пальца)очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца)Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)А колючки тоже (массажные движения мизинца)на ежа похожи (дети катают Су- Джок между ладонями).15. Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог:  Гладь мои ладошки, ёж!Ты колючий, ну и что ж!Потом ребёнок гладит их ладошками со словами:Я хочу тебя погладить,Я хочу с тобой поладить.16. На поляне, на лужайке         /катать шарик между ладонями/Целый день скакали зайки.   /прыгать по ладошке шаром/И катались по траве,            /катать вперед – назад/От хвоста и к голове.Долго зайцы так скакали,     /прыгать по ладошке шаром/Но напрыгались, устали.      /положить шарик на ладошку/Мимо змеи проползали,       /вести по ладошке/«С добрым утром!» - им сказали.Стала гладить и ласкатьВсех зайчат зайчиха-мать.   /гладить шаром каждый палец/17. Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/А за нею – медвежонок.  /шагать тихо шариком по руке/А потом пришли детишки,   /шагать шариком по руке/Принесли в портфелях книжки.Стали книжки открывать      /нажимать шариком на каждый палец/ Пальчиковая игра «Мячик»Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну.18. Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»- Мальчик-пальчик,Где ты был (надеваем кольцо  Су Джок на большой палец)- С этим братцем в лес ходил, (надеваем кольцо  Су Джок на указательный палец) -С этим братцем щи варил, (надеваем кольцо  Су Джок на средний палец)-С этим братцем кашу ел, (надеваем кольцо  Су Джок на безымянный палец)-С этим братцем песни пел (надеваем кольцо  Су Джок на указательный палец).19. Пальчиковая игра «Пальчики - мальчики»Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/ Вышли пальцы погулять, Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. Этот пальчик для того, чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.20.  Пальчиковая игра «Ёжик»Этот ежик хочет спать,Этот ежик — прыг в кровать,Этот ежик прикорнул.Этот уж давно уснул.Этот хоть еще не спит,Но тихонечко лежит.Тише, тише, не шумите,Ежиков не разбудите.21. Раз, два, три, четыре, пять, пальчики хотят играть.Мы колечко взяли и на пальчик одеваем.Раз-пальчик большой он красивый такой.Два - пальчик указательный очень обаятельный.Три - пальчик средний он совсем не вредный.Четыре - безымянный пальчик очень славный.Пять - мизинчик маленький счастливчик.22. Пальчиковая игра «Ёжик»Ежик, ежик колкий, где твои иголки, (дети катают Су- Джок между ладоней)Нужно бельчонку сшить распашонку,Починить штанишки шалуну-зайчишке,Фыркнул ежик, отойдите, не просите, не спешите,Если отдам иголки съедят меня волки. (дети катают Су- Джок между ладоней)23. Пальчиковая игра «Капуста»Мы капусту рубим, рубим, (ребром ладони стучим по шарику)Мы капусту солим, солим, (подушечками пальцев трогаем шарик)Мы капусту трем, трем (потираем ладошками о шарик)Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем шарик в кулачке)24. Пальчиковая игра «Игрушки»На большом диване в рядКуклы Катины сидят: (дети катают Су- Джок между ладоней)Два медведя, Буратино,И веселый Чиполлино,И котенок, и слоненок. (поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому пальчику, начиная с большого)Раз, два, три, четыре, пять.Помогаем нашей КатеМы игрушки сосчитать. (дети катают Су - Джок между ладоней)25.  Пальчиковая игра «Пальчики»Этот пальчик — в лес пошёл, (надеваем кольцо Су-Джок на мизинец)Этот пальчик — гриб нашёл, (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)Этот пальчик — занял место, (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)Этот пальчик — ляжет тесно, (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)Этот пальчик — много ел,Оттого и растолстел. (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)26. Пальчиковая игра «Семья»Этот пальчик — дедушка, (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)Этот пальчик — бабушка, (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)Этот пальчик — папенька, (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)Этот пальчик — маменька, (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)Этот пальчик — Ванечка (Танечка, Данечка и т. д.) (надеваем кольцо Су-Джок на мизинец) .27. Пальчиковая игра «Родные братья»Ивану большому — дрова рубить, (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)Ваське-указке — воду носить, (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)Мишке-среднему — печку топить, (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)Гришке-сиротке — кашу варить, (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)А крошке Тимошке — песенки петь,Песни петь и плясать,Родных братьев потешать. (надеваем кольцо Су-Джок на мизинец) .