«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДОУ»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДОУ»
Автор: Валиуллина Гульнара Римовна

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДОУ Воспитатель старшей группы (5 - 6 лет) Валиуллина Гульнара Римовна
Без игры нет и не может быть
полноценного умственного
развития. Игра – это огромное
светлое окно,через которое в
духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений,
понятий. Игра – это искра, зажигающая
огонек пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский.
В наше время, в веккомпьютеровматематикав той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий, не толькоматематикам. Особая рольматематики– в умственном воспитании, вразвитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обученияматематикиявляются не только знания, но и определенный стиль мышления. Вматематикезаложены огромные возможности дляразвития мышления детейв процессе их обучения с самого раннеговозраста.
Математикапо праву занимает очень большое место в системедошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка,развивает гибкость мышления, учит логике.
Одной из основных задачдошкольного образования – математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научитьдошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще иразвитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения ихконструировать предметами, знаками и словами.
Цель работы: воспитание ребёнка-дошкольника – творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнемразвитияпознавательных процессов, умеющего самостоятельно искать знания.
Работая по этой теме, я определила для себя следующие задачи:
Обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО.
Вовлечь родителей в педагогический процесс по формированию элементарных математических представлений у детей через игровую деятельность
Формировать у коллег опыт педагогического сотрудничества
Я работаю по программеОт рождения до школыпод редакцией Н.Е. Вераксы. Использую в свое работе методические разработки занятий Л. С. Метлиной. Веду работу по дополнительному образованию кружок Умники и умницы. Реализуем годовой проект Математический знайка по игровым технологиям В. Воскобовича, палочки Кьюнезера, блоки Дьенеша. Разработала игры поразвитию элементарных математических представлений, оформила картотеку дидактических игр. Использую в работе книгу В.Волиной Праздник числа, где широко представлены стихи, загадки, считалки, пословицы и поговоркиматематического содержания, арифметические задачи.
Особую роль в своей работе отвожу нестандартным дидактическим средствам. Ведь для ребятдошкольного возрастаигра имеет исключительное значение. Игра длядошкольников – способпознания окружающего мира. Руководяигрой, организуя жизньдетейв игре я стараюсь воздействовать на все стороныразвития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и поведение в целом.
Дидактические игры иигровыеупражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринужденный характер.
Черезигры со счетными палочками я закрепляю представлениядетейо геометрических формах. Предлагаю различные головоломки.Например: составить два равных треугольника из пяти палочек; составить два равных квадрата из семи палочек. Далее характер задач усложняется. Такие заданияспособствуют развитию у детей мышления, внимания, сообразительности, усидчивости. Дети строят и преобразуют простые и сложные фигуры по условиям.
Использую загадкиматематического содержания. Они оказывают неоценимую помощь вразвитиисамостоятельного мышления, умений доказывать правильность суждений, владения умственными операциями(анализ, синтез, сравнение, обобщение). Отгадывая загадкиматематическогосодержания – дети радуются правильным ответам. Ведь отгадывание загадок – это мыслительный процесс, решая который дети совершают мыслительные операции.
Предлагаю детям поиграть в игры – головоломки. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу или замыслу (Колумбово яйцо, В.Воскобовича Соты, Крестики). В результате удетей развивается память, внимание, усидчивость, логическое мышление.
ИграСосчитай не ошибись!помогла детям в усвоении порядка следования чисел натурального ряда, в упражнении в прямом и обратном счете.
ИгрыЧто изменилось?,Исправь ошибкуспособствовали закреплению у детейумения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой.
ИгрыЛабиринт,Отгадай, кто где стоит,способствовали формированию у детейпространственных представлений. Дети оперируют такими понятиями каксправа,слева,вверху,внизу,в центре.
Дети начали играть в шашки. Эта играразвивает у детей логическое мышление, смекалку и сообразительность, умение планироватьочередной ход. Учудетей обдумывать свой ход, соблюдать правила игры.
Детям интересно играть вматематические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли.
Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые мы разучиваем и играем. Ведь эти игры помогают детям успешно овладеть основамиматематики. Таким образом, вигровойформе прививая детям знания из областиматематики, научила выполнять различные действия,развивала память, мышление, творческиеспособности.
Литература
ПрограммеОт рождения до школыпод редакцией Н.Е. Вераксы.
Метлина Л.С. Математика в детском саду: Учеб .пос. – М., 1974г.
Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада. – СПб: Детство-Пресс, 2010г.
Волина В. Праздник числа – Москва, 1999г.
Воскобович В.В., Харько Т.Г. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет Сказочные лабиринты, С-Петрбург, 2003.
Т.Г.Харько Методика познавательно-творческого развития дошкольников Сказки Фиолетового леса, ДЕТСТВО-ПРЕСС, С-Петербург, 2013.
Муниципальное образование городской округ город Лангепас Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №8 Рябинка
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста
через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДОУ
Воспитатель старшей группы (5 - 6 лет)
Валиуллина Гульнара Римовна
2017 – 2018г.