Развитие слухового внимания и восприятия звуков.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие слухового внимания и восприятия звуков.
Автор: Шматова Елена Михайловна

Развитие слухового внимания и восприятия звуков.
Мир звуков очень огромен и разнообразен! Разнообразен и прекрасен потому, что жить в нем очень интересно. Стоит на мгновение закрыть уши, как сразу замолкнут все звуки, и обеднеет для нас мир. Если ребёнок слышит, как осторожно скрипнула дверь, отличает приближающийся гул вертолета от гула самолета, – то у него всё в порядке с физиологическим слухом.
А если у ребенка в руках бубен или ложки, и если он не нарушит ритмического рисунка русской народной песни– у него восхитительный музыкальный слух .
Вот пятилетний дошкольник без ошибок раскладывает картинки в две стопки: в одну – с первым звуком [С] , в другую – со звуком [3] , – у ребенка сформированный фонематический слух. Это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.
Поэтому мы говорим о необходимости специальных звуковых упражнений для развития слухового внимания, что является необходимым условием для дальнейшего развития фонематического слуха и в конечном итоге для полноценного развития речи. Особенно это важно для развития детей с ОВЗ.
Предлагаю вашему вниманию подбор оборудования ( игрушки, предметы, музыкальные инструменты, аудиозапись и др.) по развитию слухового внимания у детей с нарушениями речи.
Колокольчики
Бубенцы
Бубен
Металлофон
Ксилофон
Барабан (металлический и деревянный)
Деревянные палочки, дощечки
Металлические палочки, пластины
Бумага
Пластмассовые баночки с разным наполнителем: семена растений, разная крупа, горох, пуговицы и т. д.
Пластмассовые ведёрки
Аудиозапись Звуки насекомых
Аудиозапись Голоса птиц, Голоса животных
Аудиозапись Звуки природы (шум дождя, ручья, моря, ветра, вьюги, капели и др.)
Аудиозапись Звуки города
Аудиозапись Звуки дома
Коррекционная работа по формированию фонематического слуха с детьми, страдающими нарушениями речи, строится в два этапа:
1) развитие слухового внимания;2) формирование фонематического слуха.
Для развития слухового внимания используют различение неречевых звуков: громкие – тихие, долгие (длинные) – короткие, высокие – низкие, приятные (добрые, ласковые}– неприятные (злые, грубые).
Примерные игры и упражнения и игры на развитие слухового внимания:
“Кто услышит больше звуков?”,
“Назови звуки групповой комнаты”,
“Назови звуки улицы”,
“Вспомни звуки леса, луга, болота”,
Звучание музыкальных инструментов.
Песенки насекомых.
Голоса животных, птиц.
Угадай деревянные и металлические предметы
Где позвонили? (определяем направление звука)
Угадай, чей голосок? (ребёнок угадывает голос своего друга)
Угадай, что звучало(скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, тиканье часов, шум воды, шелест страниц).
Эти и другие упражнения вы можете использовать на занятиях, а также в индивидуальной работе в коррекционных группах.