Использование современных методов для запоминания словарных слов младшими школьниками как условие повышения качества знаний по русскому языку


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование современных методов для запоминания словарных слов младшими школьниками как условие повышения качества знаний по русскому языку
Автор: Богатова Ирина Владимировна

Богатова И.В.,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №5 им. Г.Н.Зайцева,
г.Нижний Тагил
Использование современных методов для запоминания словарных слов
младшими школьниками как условие повышения качества знаний
по русскому языку
За последние десятилетия четко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального образования. В Федеральном компоненте нового государственного стандарта начального школьного образования подчеркивается необходимость развития личностных качеств и способностей обучающихся, которое должно опираться на приобретённый ими опыт практической деятельности. В данном контексте особенную актуальность приобретает повышение языковой грамотности младших школьников.
Многолетний опыт работы показал, что, не смотря на кропотливую работу по запоминанию словарных слов, учащиеся продолжают делать ошибки. В связи с этим возникла необходимость в поиске новых методов и приемов работы над словарными словами. Слово - основная, значимая единица языка. Чем богаче словарный запас школьника, тем шире у него возможности выбора и более точного, оригинального и выразительного оформления мысли. Поэтому объем словаря, его разнообразие, готовность и подвижность рассматриваются в методике преподавания русского языка как важное условие успешного развития речи.
Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. В связи с этим, одной из важнейших задач развития речи в начальной школе является упорядочивание словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников. Одним из таких является работа над словами из словаря. Данная тема, как правило, вызывает затруднения, так как память нередко подводит младших школьников, и они еще недостаточно владеют методами запоминания.
Как и во всякой учебной работе, так и в объяснении значения слов руководствуюсь общей дидактической задачей повышения степени самостоятельности и познавательной активности самих учащихся.
В традиционной методике апробированы и широко используются следующие приемы работы над словарными словами:
а) словообразовательный анализ данного слова;
б) сопоставление слова с другими словами с целью выяснения различий, для разграничения значений паронимов;
в) опора на контекст в толковании слова;
г) использование толкового словаря;
д) замена синонимом;
е) подбор антонима;
ж) замена словосочетанием;
з) использование загадок, пословиц, поговорок.
Чаще всего работа над трудными для запоминания словами ведется по такому плану:
- учитель предлагает рассмотреть картину с изображением предмета или отгадать загадку, отгадкой которой является трудное слово, дети записывают слово;
- учащиеся ставят ударение, определяют количество слогов, звуков;
- на школьной доске помещается карточка с написанным словом, ученики его читают орфографически;
- ученикам предлагается подобрать однокоренные слова к данному слову;
- учитель просит составить предложение с этим словом.
В своей практической деятельности мною применяются при обучении письму непроверяемых слов следующие методы и приемы, описанные М. Р. Львовым в работе Правописание в начальной школе:
а) метод языкового анализа - приемы звуко-буквенного анализа, фонетического разбора, орфографического комментирования, устного проговаривания;
б) зрительное запоминание вместе с кинестетическим (речедвигательным, рукодвигательным): приемы зрительного диктанта, списывания с различными заданиями, проверки слов по словарю, использование плакатов и таблиц, выделение орфограмм цветным мелом, подчеркивание их в тетради, повторного письма слов;
в) сопоставление и противопоставление тематических групп заучиваемых слов (например: сопоставление названий домашних животных: корова, лошадь, собака, петух), однокоренных слов (рабочий, работа, работать), форм слова (стакан - стаканы), сравнение по значению (машина, машинка, машинист);
г) сопоставление зрительного и слухового образа слов: различные виды слуховых диктантов;
д) составление предложений с трудными словами, включение их в сочинения и изложения;
е) занимательные формы работы: лото, игры, кроссворды, ребусы, составление стихов, загадки, викторины, конкурсы;
ж) прием составления фраз, небольших рассказов (например: Собака Соня. Жила-была собака. Она очень любила спать. Ее прозвали Соня. Костя в костюме, а Павел в пальто).
Из современных методов наиболее интересными, на мой взгляд, являются упражнения для запоминания словарных слов, такие как:
1) Упражнение собери слово.
- На квадратах написаны буквы, поставлены точки. Собрать в порядке увеличения количества точек.
- Даны прямо угольники с буквами. Расставить их в порядке увеличения высоты. Даны буквы с точками. Найти два слова.
Данные упражнения заставляют детей мыслить, мобилизовать интуицию, волю, сообразительность, наблюдательность, развивают четкую обоснованную речь.
2) Упражнения, связывающие искомое слово с изучаемым лингвистическим материалом.
- Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке.
- Предлагаются слова: выд вить., охр нять, б_лезнь, кр ситель, зн чение, умн_жать, аб жур, сл_мался, л скает. Из первых букв слов, в корне которых пишется А, составьте новое слово из словаря (вокзал).
- Расшифровать схемы и составить слово из словаря.
3. Упражнения, развивающие одновременно и внимание.
Даны геометрические фигуры с буквами. Запомнить в какой фигуре, какая буква за 50-60 секунд. Затем буквы убираются, фигуры ставятся в нужном порядке. Вспомнить, какие буквы были, назвать их по порядку, узнать новое словарное слово.
4. Упражнения, требующие одновременно и знаний по изобразительному искусству.
Даны квадраты разного цвета, под ними буквы. Расположить цвета так, как они располагаются в радуге. Узнаешь новое словарное слово.
Вышеназванные методы помогают учителю добиться желаемого эффекта в запоминании учащимися словарных слов.
Но наиболее результативным в работе над словарными словами является использование метода ярких ассоциаций.
Суть метода заключается в следующем: трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать слово. Приведем несколько примеров.
1. Записать словарное слово и поставить ударение. Например: берёза.
Выделить (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании: бе-рё-за.
Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова.
Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом: (рисунок и пересечение слов через сомнительную орфограмму).
б
береза
л
а
я
Прочесть словарное слово и четко произнести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.
В ходе работы учащиеся знакомятся с требованиями к ассоциативному образу, который в дальнейшем обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.
Ассоциативная связь может быть по:
- цвету - действию
- форме - материалу
- количеству - месту расположения
- звучанию - вкусу
- назначению - и т. д.
Обращаем внимание учащихся на то, что ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове. Например:
Береза - белая (по цвету)
Береза - кудрявая (нужен гребень, чтобы причесать - по форме как буква Е)
Результат: бЕреза - бЕлая, грЕбень.
Данный метод ценен тем, что при изучении словарного слова у учеников возникал индивидуальный ассоциативный образ. В результате, в процессе творческой деятельности, каждый ученик создал свою авторскую книжку словарных слов со своими ассоциативными образами.
Для повышения эффективности и заинтересованности учащихся в работе по запоминанию словарных слов, мною проводилось обучение правописанию трудных слов с помощью эмоционально окрашенных зрительных образов: дети рисуют в тетрадях или словарях цветными карандашами или фломастерами. При таком овладении правописанием активно работает и образная, и эмоциональная память.
Немаловажное значение в запоминании словарного слова имеет активизация трех каналов воздействия: зрительного, аудиального и кинестетического. В данном случае, мною использовались следующие упражнения:
1) Дети движением тела, рук, ног, головы, показывают нужную букву в слове. Иногда использовали проволоку, веревку, пластилиновые жгуты для показа буквы, которую надо запомнить.
В слове мы не ошибемся, Чтоб ошибок нам не делать,
Если делом мы займемся, Поработает пусть тело,
Слепим буквы мы, согнем, Руки, ноги изогнем,
Все ошибки отпугнем. Правильно писать начнем.
2) Карточки со словарными словами.
Детям предлагается карточка с изображением рака. Учитель спрашивает: Кто изображен на рисунке? Дети отвечают. Затем открывается вторая половина карточки. Потом открывается все слово. Например: дев(очки), (конь)ки, (пена)л, (сорок)а, (хор)ошо, во(круг), кап(уста), кар(тина), (ком)ната, (ква)ртира, (метр)о, (рак)ета, (рис)унок, (сто)лица, (ужи)н, у(лица), (кол)лекция, (ком)байн, (порт)рет, у(рожа)й, ябл(око), во(семь), (газ)ета.
Таким образом, использование современных методов для запоминания словарных слов в работе с учащимися, создание ситуации успеха для всех и для каждого в классе, обучение в соответствии с особенностями восприятия приводит к росту качества знаний по русскому языку.
Использованная литература:
Матюгин, И. Ю. Как запоминать слова. – Д.: Сталкер, 2007. – 448 с.
Матюгин, И. Ю. Как развивать хорошую память. – Д.: Сталкер, 2013.
Шульгина, В. П. Методическая копилка для учителя начальных классов. – Р-на-Д.: Феникс, 2012.