Проект по самообразования «Коррекционно-развивающее сопровождение воспитательного процесса по экологическому воспитаниюобучающихся с нарушением интеллекта».


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект по самообразования «Коррекционно-развивающее сопровождение воспитательного процесса по экологическому воспитаниюобучающихся с нарушением интеллекта».
Автор: Мусина Расиля Раисовна

Министерство образования Республики БашкортостанГосударственное бюджетное образовательное учреждение Зилаирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяПроект по самообразованиювоспитателя первой категорииМусиной Расили Раисовнына 2016-2019 учебный год.Данные педагогаДата рождения: 21.11.1986 г.р. Образование (когда и какое учебное заведение окончил): Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный университет», 2012 г.Специальность по диплому: учитель русского языка и литературыЗанимаемая должность: воспитатель Общий стаж трудовой деятельности: 11летПедагогический стаж: 11 летКвалификационная категория, дата присвоения: Курсы повышения квалификации:Работа начата 01.09.2016 г. Предполагается закончить 30.05.2019г. Моя деятельность по самообразованию:Цель: повысить свой профессиональный уровень. Средства самообразования:-чтение конкретных педагогических изданий - выборочный обзор в Интернете по теме-посещение педсоветов, семинаров, воспитательских занятий-изучение современных методик и применения по моей теме-прохождение курсов повышения квалификации-проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег-организация внеклассной деятельностиФорма методической работы:-взаимопосещение и анализ внеклассных занятий-открытые занятия и их анализ-педсоветы, семинары-методическое объединение воспитателей-работа над проектом по самообразованиюФорма самообразования:Индивидуальная – через индивидуальный план. Групповая – через участие в деятельности школьного методического объединения воспитателей, а также через участие в жизни школы. Форма отчета по проделанной работе: сообщение на МО воспитателей, ведение проекта. Моя тема по самообразованию:«Коррекционно-развивающее сопровождение воспитательного процесса по экологическому воспитанию обучающихся с нарушением интеллекта». Цель работы по теме: формирование знаний по экологическому воспитанию. Задачи по теме: - развивать положительные нравственные качества, побуждающие детей к соблюдению норм поведения в природе;- формировать познавательные, практические и творческие умения;- научить детей воспринимать окружающий мир, научить их понимать природу, ценить ее значимость в нашей жизни, беречь ее.Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В. Сухомлинский.На сегодняшний день одна из значимых проблем это обучение экологической грамотности каждого жителя планеты. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: люди стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.  Младший школьный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.Традиционно в воспитании детей процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряжённая экологическая обстановка, на наш взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Нам близка позиция доктора биологических наук Т. В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом». Цель воспитания ребенка- всестороннее развитие его личности. Но, прежде всего ребенок должен быть здоров. А в каком здоровье может идти речь в наше время- время экологических катастроф. Чтобы наши дети научились понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатство, нужно прививать им эти чувства с самого раннего детства, когда интерес к окружающему миру велик. Я же хочу донести до сознания детей не только гордость за нашу богатую природу, но и боль за каждую маленькую речку, берега которой превращены в свалку. Моя деятельность в области самообразования по теме: систематический просмотр определённых передач;  чтение и обзор методической, педагогической и психологической литературы;  обзор в Интернете по информации в выбранной мной теме;  посещение семинаров, воспитательских занятий коллег;  участие в дискуссиях, совещаниях, в обмене опытом с коллегами;  изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;  прохождение курсов повышения квалификации;  проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;  организация внеклассной деятельности;  общение с коллегами в школе и Интернете. Актуальность темызаключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе. Новизна данной темы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования детей. Например, для птиц, зимующих в наших краях, мы с детьми делаем кормушки, организовываем «птичью столовую» до полного схода снежного покрова; развешиваем скворечники на территории школы- интерната. Выращивание рассады для цветников школы- интернатаМир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе. Предполагаемый результат:1.Ответственное отношение детей к окружающей среде (от этого зависит здоровье). 2. Развитие познавательных, коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества. 3.Повышение уровня воспитанности учащихся, через качества воспитательских занятий. План работы над темойАнализ работы за 2016-2017 учебный год1. Изучение методической, педагогической и психологической литературы. 2. Работа с Интернет-ресурсами по теме, с целью внедрения новых технологий в воспитательный процесс. 3. Изучение опыта работы воспитателей по теме в СМИ, с целью знакомства с новыми методами и приемами воспитания. 4. Посещение воспитательских занятий, общешкольных мероприятий, с целью обмена опытом. Большую помощь в работе по экологии оказывают книги:Натальи Виноградовой «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой» и Татьяны Александровны Шорыгиной из серии «Путешествие в мир природы». Нравятся детям рассказы Э. Шума, Константина Паустовского, Георгия Скребицкого, Виталия Бианки, в которых идёт интересный разговор о растениях, о животных, о природе, об отношении к ним. Дети с большим удовольствием слушают и разучивают стихи. В школе проводятся конкурсы детских рисунков «Мир глазами детей», « Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка- зима», «Тает снежок, ожил лужок». Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». Также была проведена следующая работа:
  • Беседы с детьми «Знакомимся с Красной книгой».
  • Изготовление кормушек «Птичья столовая».
  • Акция: «Мусор земле не к лицу», экологический субботник.
  • Выставка рисунков «Земля - наш общий дом»
  • День птиц
  • В результате проделанной работы у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;• сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;• сформированы начала экологической культуры детей;• дети получают практические знания по охране природы;• развиваются речевые навыки детей;• дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.В течение учебного года посещала воспитательские занятия коллег: «Дикие и домашние животные» Ганиевой М.И. 2 кл., «Живая и неживая природа» Амантаевой И.З. 1 кл.Провела занятие «Зимующие птицы». Прочитала доклад на тему: «Воспитание детей с ОВЗ в процессе трудовой деятельности». Теоретические основы работы за 2017-2018 учебный годАнализ работы за 2017-2018 учебный годПрирода – это первый эстетический воспитатель ребёнка. Наблюдая природу, ребёнок учится видеть, понимать и ценить её красоту. Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивают в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчётливые представления об особенностях растений и животных и их связи со средой обитания. Дети активно включаются в природоохранительные акции – социально-значимые мероприятия, которые проводятся в школе совместно педагогами и детьми ( «Весенняя неделя добра», «Посади дерево», участие в подготовке к акции «Накормим птиц зимой» и др.). Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс. Большую роль в экологическом образовании учащихся играет практическая, исследовательская деятельность в школе целью которой является развитие познавательной активности в процессе экспериментирования с объектами живой и неживой природы. Дети учатся понимать, что природа – это наш общий дом, закрепляют знания о животных: зверях, рыбах, птицах; закрепляют умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки; учатся устанавливать причинно-следственные связи.Ребёнка окружают интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности. Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными: их длительность определяется воспитателем в зависимости от решаемых задач. Формы и методы работы педагог выбирает в зависимости от возрастных особенностей детей. Методика работы в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, сочиняют свои сказки и рассказы. Работа по экологическому воспитанию способствует усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет сформировать у ребенка уважительное отношение к природе через интеграцию всех видов деятельности, привить ему экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы, дает возможность работать педагогам в системе и творчески, что является залогом успеха в экологическом образовании и воспитании. Результаты деятельности подтверждаются анализом активности в общешкольных мероприятиях. А так же результатами участия детей в конкурсах. В течение 2017-2018 года воспитанники заняли II место – в конкурсе рисунков «Мой край родной», «Осенние пейзажи»; конкурс поделок из природного материала «Ежик», «Не существующие животные» «Осенний букет»; I место «Дом, в котором я живу» ;II место «Красота родного края». Посещала воспитательские занятия коллег : «Листая страницы Красной книги»-воспитатель Каримова Н.Д. 8б класс, «Природа Башкортостана» - воспитатель Амантаева И.З. 2 кл.. Провела открытое занятие на тему: «В здоровом теле, здоровый дух».