УСПЕШНОСТЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЬНОЙ СТУПЕНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: УСПЕШНОСТЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЬНОЙ СТУПЕНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Автор: Ломовцева Анне Арвовна

Ломовцева А.А.,
учитель физической культуры ГБОУ СОШ №55 СПб
УСПЕШНОСТЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЬНОЙ СТУПЕНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Интеграция– (латинское integratio – восстановление, восполнение, от integer – целый), понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцируемых частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.
В свете ФГОС дошкольного образования, главное на дошкольном этапе развития ребенка - обеспечить предпосылки к школьному обучению, иными словами, его общую готовность к школе, чтобы ребенок плавно, безболезненно, без каких-нибудь негативных последствий для здоровья вошел в школьную жизнь. Эффективное решение проблемы подготовки детей к обучению в школе может осуществляться в полной мере при условии соблюдения преемственности педагогического процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Однако, осуществление преемственности двух кластеров является и в настоящее время проблемой : отличие учебных планов разных школ, поступление выпускников одного дошкольного учреждения в разные школы, поступление в школы детей, не посещавших дошкольное учреждение и т. п.
Пребывание детей в подготовительных группах детских садов и активная подготовка к систематическому обучению в школе положительно сказываются на приспособлении первоклассника к новому виду учебной деятельности - учебным занятиям и условиям их организации. Необходимо, чтобы дошкольник получил достаточную физическую подготовку, которая обеспечит базу для успешной учебы в школе.
В связи с этим в нашем дошкольном отделении разработан комплекс мероприятий по осуществлению преемственности между дошкольной и начальной школьными ступенями в области физического воспитания. Направленную на то чтобы дошкольник получил достаточную физическую подготовку, которая обеспечит базу для успешной учебы в школе.
Успешность и готовность первоклассника к новой учебной деятельности будущего первоклассника прямо обусловлена с его физической подготовленностью, которая предполагает развитие координации, силы, пространственной ориентировки, развитие ловкости, быстроты, выносливости. Эти качества окажутся необходимыми на школьных занятиях, соревнованиях, туристических походах. Регулярные занятия физическими упражнениями воспитывают также навыки поведения в коллективе, способность проявлять волевые усилия, развивают инициативу и самостоятельность.
Недостаточное физическое развитие отрицательно сказывается на поведении ребенка, тормозит его умственную деятельность. Дети быстро утомляются, пассивны на занятиях, застенчивы и безынициативны, часто не успевают закончить работу вовремя, движения их не координированы.
Основные направления работы в дошкольной ступени по физическому развитию :
-развития физических качеств и сформированности двигательных навыков,
- развиватие качества, обеспечивающие успешность учебной деятельности вообще, в частности по предметам, не имеющим отношение к физической культуре,
-привлечение дошкольников к занятиям различными видами физической культуры в режиме рациональной смены деятельности для формирования у них умения эффективно использовать время отдыха и организовывать свой досуг.
Наряду с ведущей для дошкольного возраста задачей оздоровления детей, большое значение имеет решение воспитательных задач и задач обучения, в связи с тем, что воспитанники должны быть хорошо подготовлены к систематическому обучению. Задача эффективной подготовки к школе в дошкольных учреждениях выступает на первый план в связи необходимостью сохранить здоровье детей в период адаптации к школе.
Исходя из цели, нами решались следующиезадачи:
1. Формирование осознанного отношения к физической активности на основе освоения представлений и знаний о физической культуре.
2. Повышение уровня физической подготовленности на основе формирования и совершенствования двигательных умений и навыков и развития двигательных качеств и способностей.
Воспитание потребности в физическом совершенствовании на основе формирования интересов и мотивов к занятиям физическими упражнениями.
Эти задачи реализуются через интеграцию, т.к. именно она позволяет активизировать внимание детей, расширяет возможности педагога, создавать комфортные условия каждому ребенку, дают возможность выбора всем участникам процесса. Структура интегрированных занятий отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются следующие требования:
чёткость, компактность, сжатость учебного материала;
продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
большая информативная емкость образовательного материала, используемого на занятии;
систематичность и доступность изложения материала;
необходимость соблюдения временных рамок занятия.
Для таких занятий характерна смешенная структура, позволяющая маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.
Важно заметить, что методика проведения занятия с использованием интегрированного подхода отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используются различные методы и приемы.
Важнойособенностьюинтегрированного занятия является смена видов детской деятельности. Интеграция в нашем дошкольном отделении включает все пять направлений развития дошкольников в соответствии с ФГОС.
Интеграция физического воспитания и речевогоразвитияу детей- активизируется фантазия, развиваются творческие способности в процессе двигательной деятельности, развиваются умения действовать в коллективе, создаётся эмоциональный настрой на развитие интереса и желания заниматься спортом, формируется правильное дыхание, развивается фонематический слух.
Интеграция физкультурных занятий и музыкальныхсоздает положительный эмоциональный фон занятий, помогает детям запомнить движения, выразительно передать их характер. В качестве музыкального оформления используются фонограммы музыкальных сказок, музыка из мультфильмов и т.д.
Физическая культура и изобразительная деятельность дошкольников– это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.
Наполнение математическим содержанием занятий по физкультуре. На физкультурных занятиях дети встречаются с математическими отношениями: необходимо сравнить предмет по величине и форме или определить, где левая сторона, а где правая. Поэтому, предлагая детям различные упражнения, нужно не только давать физическую нагрузку, но и в формулировке заданий обращать внимание на разные математические отношения, предлагать выполнять упражнения не по образцу, а по устной инструкции. Также, дополнительно к предметам, которые обычно используются при выполнении физических упражнений, целесообразно использовать плоские и объемные геометрические фигуры, цифры, карточки с изображением характерных признаков времен года, частей суток.
Например, упражняя детей в прыжках можно формировать и количественные представления:
подпрыгнуть на одной (двух) ногах указанное количество раз;
подпрыгнуть на два раза меньше, чем дней в неделе;
прыгая из обруча в обруч, назвать, каким по счету находится обруч определенного цвета и т.д.
Интеграция физической культуры и познавательной деятельности. На таких занятиях улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение интеллектуальных элементарных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции.
Интегрированные физкультурные занятия и занятия по экологииимеют общепринятую структуру. Сочетание физической активности с формированием экологических знаний может быть различным. Так, наблюдения за природными явлениями, беседы о природе могут проводиться в подготовительной части занятия в сочетании с ходьбой в умеренном темпе по экологической тропинке, а затем используются физические упражнения в общепринятой последовательности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки. Физические упражнения могут предшествовать наблюдениям и рассказам об объектах или явлениях природы, проводимым в заключительной части занятия при возвращении по тропинке здоровья в детский сад. В подготовительной части занятия могут применяться физические упражнения (например, ходьба в сочетании с бегом), затем проводятся природоведческие наблюдения в сочетании с тематическими упражнениями и подвижными играми, и, наконец, занятие завершается либо бегом в сочетании с ходьбой, либо наблюдениями в сочетании с ходьбой в умеренном темпе.
По результатам мониторинга учащихся первых классов была отмечена стабильная положительная динамика и отсутствие негативных последствий адаптационного периода у тех детей, которые перешли из дошкольного учреждения нашей образовательной организации наследующую ступень. Что подтверждает результативность работы по преемственности через физкультурные занятия двух кластеров в едином образовательном пространстве.