Поэзия как средство развития образной речи ребенка-дошкольника.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Поэзия как средство развития образной речи ребенка-дошкольника.
Автор: Дворецкова Наталья Валентиновна


Поэзия как средство развития образной речи ребенка-дошкольника.
Художественная речь осуществляет себя в двух формах: стихотворной (поэзия) и нестихотворной (проза). Стихотворная форма изначально преобладала как в ритуальных, так и в художественных текстах. Способность поэтической речи жить в нашей памяти (гораздо большая, чем у прозы) составляет одно из важнейших и неоспоримо ценных ее свойств, которое и обусловило ее историческую первичность в составе художественной культуры.
Формы стихотворной речи весьма разнообразны и уникальны по своему эмоциональному звучанию и смысловой наполненности.
Каждая из них по своему выжимает из слов максимум выразительных возможностей, с особой силой приковывает внимание к звучанию высказывания, придавая ему как бы предельную эмоционально-смысловую насыщенность.
Таким образом, поэзии присущ акцент на словесной экспрессии, в ней ярко выражено созидательное речетворческое начало. Это функциональное отличие поэзии от прозы фиксируется уже самими первоначальными значениями данных слов - их этимологией: др.- греч. слово поэзия образовано от глагола делать, говорить; проза - от лат. прилагательного простой, прямой. Поэзии более всего противопоказано одномерность, она сутью своей отрицает слова, наполненные лишь ветром. Поэзия - это не отражение и не воспроизведение, а ярчайшая метафора действительности, не имеющая ничего общего с констатацией факта на базаре повседневных отношений. Ведь не случайно художественное слово до сих пор является солнценосным, так как несет энергию света, лучи добра, и строит мосты от понятия я к понятию мы и наоборот. А если вспомнить, что понятие художник происходит от древнерусского слова худое, имевшего прежде значение чудесности, колдовства, волшебства, то, какие бы социальные проблемы не впитывала в себя поэзия, она всегда должна быть или радостью, или болью прикосновения к жизни, к тайне прекрасного, делающего нас добрее и человечнее. Наверняка, в любом поэте погасла бы сама поэзия, если бы он не был убежден, что даже от одного хорошего человека мир становится лучше.
А потому не случайно, что именно поэзия в первую очередь и в большей степени обладает способностью на время как бы остановить конвейер быстротечной реальности и вглядеться в ее детали, те самые неповторимые подробности повседневной жизни, на которые у нас никогда не хватает времени. И тогда мы внезапно увидим и глаза человека, и мировой покой звездного неба, услышим влажный шум ночных осенних полей над электрическим царством городов, почувствуем осевший предвесенний снежок под деревьями...
Зачем же ребенку поэзия с ее сложными образами, мыслями, характерами, ведь она заставляет его задумываться?! А детство существует лишь для радости и смеха, для того, чтобы играть, прыгать, бегать и ни о чем не тревожиться... С подобными рассуждениями мы встречаемся нередко. Но именно мы, педагоги, повседневно общаясь с детьми, хорошо знаем, на какую серьезность переживаний способен ребенок, и потому глубоко уверены, что поэзия детям необходима, причем та самая, которая приносит с собой не только безоглядное веселье, но и грусть, задумчивость, размышление.
Вопросами детского чтения занимались такие известные литераторы и педагоги, как В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др. Они подчеркивали мысль, что круг детского чтения должен включать в себя произведения, составляющие его основу, или, по выражению В.А. Сухомлинского, книжное ядро. Сюда входят отобранные временем наиболее ценные, особенно в художественном отношении, произведения фольклора и классической литературы доступные для детей. Это золотая библиотека детства. Но, несмотря на богатые литературные пристрастия детей, любовь к поэзии - отличительная особенность дошкольника как читателя. К И. Чуковский считал каждого человека в возрасте от 2 до 5 лет поэтом: никогда в другие годы ребенок так не привязан к поэзии, так не требует стихов и не предпочитает их прозе. К И. Чуковский отмечал свойственную этому возрасту готовность малыша легко запомнить и прокричать понравившиеся ему стихи. Поэтому именно стихами предпочитали писать для детей и сам К.И. Чуковский, и С.Я. Маршак, и А. Л. Барто, и многие другие мастера художественного слова.
Истинная поэзия, истинная гармония должны прийти к ребенку, как только проснется его слух и глаза станут фиксировать предметы окружающего мира. Народ великий воспитатель, и ему это было известно с незапамятных времен. Общение с ребенком начиналось с поэтически организованного слова. Например, строки о снеге белая поляна по полю гуляла так неожиданно рифмуются, что любой поэт мог бы позавидовать. Эти поэтически-магические образы несказанно важны. Они не всегда осознаются ребенком, но, проникая в область подсознательного, они готовят его к восприятию поэзии в будущем. А надо ли доказывать, что ребенок, с первых лет жизни, приобщаемый к поэзии, лучше набирает свой лексический запас, более глубоко чувствует аромат родного языка, богаче формируется духовно. И, конечно же, ничто так не способно увести ребенка из мира бытовой обыденности в мир фантазии, как поэзия. Она снабжает его необходимейшим средством речевого, духовного развития, развития воображения и фантазии.
Нельзя забывать, что ребенок обладает не примитивной, а довольно сложной душевной конституцией, что у него работают интуитивные механизмы защиты своего личностного суверенитета, поэтому, как выражался В. Г. Белинский, трудно донести до маленького человека истину в поучениях. Тут- то и приходит на помощь поэзия, которая рисует мир в привлекательных, удобовоспринимаемых художественных образах, в которых та самая истина осмыслена, опоэтизирована и находит путь к чувствам ребенка, вызывая эмоциональный отклик.
Воспринимая поэзию, понимая ее содержание и нравственный смысл, ребенок обнаруживает способность замечать и выделять средства художественной выразительности. Чтобы изобразить предмет или явление зримым, образным, реальным в воображении, необходимо очень много словесных красок, которые рассматриваются как художественно - речевые средства. Они разнородны и многоплановы, но в целом представляют собой единую систему, одной из составных частей которой является так называемая речевая семантика, то есть метафора, эпитет, тропы, сравнение, в которых А. А. Потебня усматривал главный и, может быть, даже единственный источник поэтичности и образности речи. Кроме того, В каждом мельчайшем элементе поэтической структуры, в каждой метафоре, в каждом эпитете мы найдем химическое соединение познавательного определения, этической оценки и художественно - завершающего оформления.
В наш век унижения и уничтожения природы нет важнее задачи, чем привить ребенку идею активного, действенного добра по отношению к ней. Вот где так велика роль поэтического слова! Именно оно способно даже в самом коротком стихотворении, адресованном маленькому читателю, обратить внимание на красоту родной земли, сформировать чувство любви к Родине, выполнить функцию закладывания основы миропонимания.
Традиция включать поэзию в детское чтение берет свое начало в XIX веке, когда лучшие поэтические произведения - стихи В. А. Жуковского, А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, А.Н. Плещеева, И.О. Никитина, С.А. Есенина и других поэтов - вошли в золотой фонд детской литературы.
Поэтическое воспитание детей, начинающееся рано, с первых колыбельных песенок и потешек, со стихов с незатейливым содержанием, но глубоко художественных, ведет ребенка к восприятию серьезной высокой поэзии. Как справедливо заметил А.Д. Боборыкин, без поэтического языка человек эстетически слеп и не может воспринять замысел произведения. Именно через чувства, через сознание прекрасного приобщается он к истории своей Родины, к ее природе, учится любить добро и красоту.
Но чтобы открыть перед ребенком все многообразие окружающей нас реальности, поэзия, как литература и другие виды искусства, обладающие изобразительностью, прибегает к помощи способов (средств), которые философы и ученые издавна называли термином образ (др.-греч. эйдос -облик, вид), понимая его как конкретное представление, то есть отражение человеческим сознанием единичных предметов (явлений, фактов, событий) в их чувственно- воспринимаемом обличии.
В литературе этот термин приобретает несколько иную окраску и более широкое понимание, а именно мы говорим о художественном образе, как об одном из важнейших внутренних начал искусства, начал активных и динамичных. Значение художественного образа как явления человеческой культуры трудно переоценить, ведь образное творчество не только помогает людям понять мир в его многообразии, но и позволяет глубоко ощутить богатство человеческих чувств, дум, стремлений.
Теория художественного образа берет свое начало с философских положений Гегеля, разработанных более полутора столетий тому назад. Немецкий философ считал, что образ представляет собой единство общего и конкретного. Эта идея приобрела в современной отечественной эстетике весьма широкое признание. Например, В. Разумный и А. Баженова в статье Художественный образ пишут, что взаимосвязь общего и отдельного в объективной действительности и является реальной предпосылкой раскрытия в художественно - образной форме сущности жизненных процессов и явлении. А.А. Дремов утверждает, что художественный образ как форма опосредованного мышления есть единство общего и единичного.
В XX веке произошли значительные изменения в характере образного творчества. Художественный образ, при всей его ясности, мудрой простоте, стал более многогранным и многозначным. У художников слова появляется огромное желание как можно шире раскрыть смысловые богатства слова, передать многокрасочность его звучания и ассоциативное развитие поэтической мысли.
Художественный образ иногда сближают или даже смешивают с образом как непосредственным отражением предметного мира. Однако явления эти не только не однозначны, но и в известном смысле неоднородны. Если образ в его первичном понимании представляет собой снимок окружающего мира, то художественный образ - результат сложной переработки жизненных впечатлений, наблюдений.
Представления о конкретно-чувственном характере художественного образа находятся в близкой связи с идеями о его наглядности. К защитникам этой идеи относится и известный украинский филолог А. Потебня, который считал, что, по крайней мере, литературный образ имеет своей основой первоначальную образность слова. Использование заключенных в слове образных начал и составляет, по мнению ученого, своеобразие художественной речи. Однако наглядность не составляет характерного признака множества литературных произведений и отнюдь не является критерием художественности, например, в лирике.
Основной элемент художественного произведения - это работа не столько над словом, сколько над образами в их взаимодействии. В процессе разбора ребенок должен понять и характеристику образа (героя, пейзажа и т.д.) и смысл этого образа, то есть нагрузку, которую он несет в общей структуре произведения. Логика постановки вопросов должна соответствовать логике постижения идеи произведения, которая, в свою очередь, определяется закономерностями создания и восприятия литературного произведения.
Общий ход анализа эпических стихотворений близок к работе над художественным рассказом, однако требуется особое внимание к композиции и языку стихотворения, которому свойственны образность, лаконизм, своеобразный синтаксический строй. Стихотворения повествовательного характера всегда имеют лирический элемент. Лирическое начало подчеркивается или ясно формулируется автором, поэтому анализ является итогом раздумий над лирическим элементом стихотворения.
Лирические стихотворения требуют иного подхода. Это живописная лирика, которая дает яркое изображение действительности. При чтении стихотворений с сильной психологической окраской анализ имеет своей целью, прежде всего проникновение в настроение автора, а затем выяснение, чем оно вызвано и с помощью каких приемов показано (нахождение эстетической доминанты - дети доказывают звуковым строем, лексикой, синтаксисом). Работу над поэтическими образами надо соединить с анализом содержания произведения, при котором проводится выделение аккордов. Это делается на звуковом уровне. Нужно услышать музыку стиха: завывание вьюги, подпрыгивание мяча - то, что помогает определить настроение.
Таким образом, восприятие художественного произведения читателем или слушателем вызывает особое эмоциональное состояние - эстетическое чувство и именно в поэтических текстах заключены большие возможности приобщения юных читателей к чуду родной речи, восприятия тонкости звучания слова.
Эволюция художественного образа в литературе - длительный, сложный процесс, продолжающийся до сих пор. Непрестанное развитие и обогащение образного творчества - одно из убедительных свидетельств его силы. Искусство непрерывно обогащается новыми способами и средствами образного освоения мира, средствами воздействия на духовную жизнь людей. Непрестанно развиваясь и обогащаясь, художественный образ вбирает в себя, обобщает огромное богатство явлений действительности стремлений, эмоций человека, его представлений о мире, его общественные, эстетические идеалы. Художественный образ концентрирует в себе колоссальный социальный, духовный опыт людей, изучает творческую энергию, а потому сфера его действиям - это и современная жизнь человека во всем ее многообразии, это и история с ее завоеваниями, это и будущее общество, в которое проникает человеческий взор, это необъятные просторы живой жизни творчества, созидания.
Возможности старших дошкольников понимать художественный образ является условием переноса этих представлений в словесное творчество.
Литература
Адалис А. Любите поэзию М.: Знание.,1961.
Артоболевский Г.В. Художественное чтение. М.,1977.
Бегак Б. Воспитание искусством .М.: Просвещение, 1981.
Боголюбская М.К. Художественное слово дошкольнику. М.,1952.
Гурович Л.М. Береговая Л.Б., Логинова В.И. ребенок и книга. М.: Просвещение , 1992.
Дубнова Е.Я. Об искусстве художественного слова. М.: Знание , 1986.
Закушняк А.Я. О мастерстве художественного слова. М.,1938.
Иванова С.Ф. Речевой слух т культура речи. М., 1970.
Ильяшенко М.В., Ушакова о.С. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве. Учебно - методическое пособие. Елец.,2003.
Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. М.,1972.
Карпинская Н.С. Система эстетического воспитания в детском саду. М.,1962.
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М.: Просвещение,1985.
Костомаров В.Г. Культура речи и стиль. М.,1960.
Лейбсон В.И. Чему учат стихи. М.; Просвещение, 1965.
Леонович Е.Н. В мире языка и речи М.: Дидактика, 1992.
Озаровский Ю.Э. Вопросы выразительного чтения. СПб.,1996.
Основы культуры речи. Хрестоматия. Составитель Л.И. Скворцов. М.,1984
Рассадин С. Так начинают жить стихи М.: Детская литература.,1967.
Рогачев В.А. Проблемы становления и развития русской советской детской поэзии 20-х г.г.М.,1990г.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей М.: Просвещение, 1981.
Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М.: Сфера 2002.
Ушакова О.С. , Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой М.: Сфера, 2002.
Федоров А.И. Образная речь. Н.,1985.
Федоров А.И. Семантическая основа образных средств языка. М.,1969.
Федь Н.М. путешествие в мир образов М., 1982.
Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. М.,1982.
Черноморов Л., Шустова А. Практикум по выразительному чтению М.,1970г.
Чуковский К.И. За живое образное слово М.: Знание, 1967.
Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте М.,1958.
HYPER13PAGE HYPER15