«Методика проектирования и проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Методика проектирования и проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС»
Автор: Прохоров Сергей Андреевич

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Смоленский областной институт развития образования (ГАУ ДПО СОИРО)
Кафедра методики преподавания предметов гуманитарного цикла
Региональный (заочный) конкурс методических разработок
Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС
Методическая разработка (мастер-класс) по теме:
Методика проектирования и проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС
Ф.И.О
Прохоров Сергей Андреевич
Образовательная организация/должность
МБОУ СШ № 10. г. Рославль
Учитель истории и обществознания
Город (район)
Рославльский район.
г. Рославль
Номинация
Методическая разработка (мастер-класс)
Тема разработки
Методика проектирования и проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС
Контактный телефон
8-952-993-66-84
E-mail
sergey_prochorov@mail.ru
РОСЛАВЛЬ 2016
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………..3
1. Отличия традиционного урока от урока по ФГОС………………….......4
2. Технологический процесс подготовки урока современного типа……...5
3. Подготовка учителя к уроку………………………………………………6
4. Технологическая карта урока……………………………………………...8
Литература……………………………………………………………………10
Приложение
Опорная таблица для конструирования учебного занятия
3
Введение
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер обучения и достижения главной задачи – развитие личности учащегося. Требования нового стандарта не являются чем- то абсолютно новым для практикующих преподавателей. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
Урок – главная составная часть учебного процесса. Качество подготовки учащихся по той или иной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.
Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий учащихся с учетом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).4
Отличия традиционного урока от урока по ФГОС.
Требования к уроку
Традиционный урок
Урок по ФГОС
Объявление темы урока
Преподаватель сообщает учащимся
Формулируют сами
учащиеся
Сообщение целей и задач
Преподаватель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Планирование
Преподаватель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Практическая деятельность учащихся
Под руководством преподавателя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
Осуществление контроля
Преподаватель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
Осуществление коррекции
Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Оценивание учащихся
Преподаватель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Итог урока
Преподаватель выясняет у учащихся, что они запомнили
Проводится рефлексия
Домашнее задание
Преподаватель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей
При подробном анализе двух типов уроков (рассмотренных выше) становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке.
5
Технологический процесс подготовки урока современного типа.
Технологический процесс подготовки урока современного типа, совпадает с основными этапами урока традиционного типа:
определение цели и задач;
отбор содержания учебного материала;
подбор методов и приёмов обучения;
определение форм организации деятельности учащихся;
подбор материала для домашней работы учащихся;
определение способов контроля;
продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности
учащихся;
подбор вопросов для подведения итога урока.
Только теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся и т.д. Ведь урок должен быть направлен на получение новых результатов: личностных, метапредметных и предметных.
6
Подготовка учителя к уроку.
В современных условиях, когда объем научной информации огромен, а время обучения ограничено, одним из самых актуальных требований становится нахождение оптимального (в первую очередь с точки зрения затрат времени) изложения содержания и выбора методов обучения. Это требование относится к каждому уроку.
Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя. Выделим несколько основных этапов:
1-й этап — изучение учебной программы.
2-й этап — изучение методической литературы.
3-й этап — изучение материала конкретного урока в
стабильном учебнике.
4-й этап — изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока.
5-й этап — разработка плана урока.
Рассмотрим подробнее:
1-й этап — изучение учебной программы.(эта часть работы выполняется в ходе подготовки к учебному году)
При этом особое внимание обращают на основные цели и задачи учебного предмета в целом и на цели и задачи, стоящие перед каждой учебной темой.
Изучая содержание конкретной учебной темы, учитель уяснит логическую взаимосвязь учебного материала с ранее изученным, а также с материалом, который предстоит изучить позже.
Это позволит более глубоко и четко сформулировать
ближние и дальние цели изучения учебного материала.
7
2-й этап — изучение методической литературы
Изучив содержание очередной учебной темы по программе, учитель просматривает соответствующие разделы стабильного учебника, методических руководств и статьи в методических журналах, собирает материал для общего плана изучения темы (тематическое планирование).
Тематический план не должен быть громоздким. В нем предусматривается самое важное и существенное, а именно: разбивка учебного материала по урокам, логическая взаимосвязь материала, календарные сроки проведения уроков (по неделям).
3-й этап — изучение материала конкретного урока в стабильном учебнике.
Изучая учебник, учитель мысленно соотносит характер и логику изложения в нем учебного материала с достигнутым уровнем подготовки и уровнем развития своих учеников.
Особенно большое внимание он уделяет доступности изложения учебного материала, отмечает то, что в учебнике изложено просто и доступно, с тем чтобы часть материала поручить учащимся для самостоятельного изучения.
Одновременно надо отметить и то, что может оказаться труднодоступным для учащихся. Особенно тщательно продумывается методика изложения этих вопросов на уроке.
4-й этап - изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока.
Учитель знакомится не только с имеющимися пособиями, просматривает учебные диафильмы и кинофильмы, но и с аннотациями учебных телевизионных передач, прослушивает звуковые пособия.
Особое внимание необходимо уделить учебным демонстрационным
8
и лабораторным работам. Технику и методику их постановки учитель тщательно отрабатывает, чтобы на уроке не было неудачи.
Определяя цели, непременно надо учитывать четыре возможные цели урока — усвоение знаний, привитие навыков и умений, развитие творческого опыта и воспитание. Цели следует обозначать конкретно в соответствии с темой, в зависимости от типа урока, но воспитательную цель надо иметь в виду всегда. Сообразно целям темы следует намечать упражнения, творческие задачи, конструируя их, если их нет в пособиях
5-й этап — разработка плана урока.
План урока - это конечный результат подготовительной работы учителя к проведению урока. Он составляется на основе тематического плана с учетом реального продвижения в изучении темы.
В плане урока указывают:
тему и номер урока в теме;
базовый учебник;
цель;
задачи урока (обучающие, развивающие, воспитательные);
тип урока;
формы работы учащихся (групповая, индивидуальная и т.д.)
перечень и место учебных демонстраций;
время на каждый этап урока;
необходимое для проведения урока оборудование и учебные пособия;
структуру урока — последовательность учебных ситуаций при изложении учебного материала и проведении самостоятельной работы учащихся.
9
Технологическая карта урока.
Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов.
Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.
Рассмотрим технологическую карту урока, соответствующая требованиям ФГОС:
Основные
Содержание педагогического взаимодействия
этапы
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
организации
учебной
Познава-
тельная
Коммуника-
тивная
Регуля-
тивная
деятельности
1. Постановка
Создание
Организовывает
Пытаются
Слушают
Принимают
учебных задач
проблемной
погружение в
решить задачу
учителя. Строят
и сохраняют
ситуации.
проблему, создает
известным
понятные для
учебную
Фиксация
ситуацию разрыва.
способом.
собеседника
цель и
новой учебной
Фиксируют
высказывания
задачу.
задачи
проблему.
2. Совместное
Поиск
Организовывает
Анализируют,
Осознанно строят
Исследуют
исследование
решения
устный
доказывают,
речевые
условия
проблемы.
учебной
коллективный анализ
аргументируют
высказывания,
учебной
задачи.
учебной задачи.
свою точку
рефлексия своих
задачи,
Фиксирует
зрения
действий
обсуждают
выдвинутые
предметные
учениками гипотезы,
способы
организует их
решения
обсуждение.
Основные
Содержание педагогического взаимодействия
этапы
Цель этапа
Деятельность
учителя
Деятельность обучающихся
организации
учебной
Познава- тельная
Коммуника- тивная
Регуляти-вная
деятельности
3. Модели-
Фиксация в
Организует
Фиксируют в
Восприни-
Осуществляют
рование
модели
учебное
графические
мают
самоконтроль
существенных
взаимодействие
модели и
ответы
Принимают и
отношений
учеников (группы)
буквенной форме
обучаю-
сохраняют
изучаемого
и следующее
выделенные связи
щихся
учебную цель
объекта.
обсуждение
и отношения.
и задачу.
составленных
моделей.
4.
Построение
Организует
Проводят
Участвуют в
Принимают и
Конструиро-
ориентированно
учебное
коллективное
обсуждении
сохраняют
вание нового
й основы нового
исследование для
исследование,
содержания
учебную цель
способа действия.
способа действия.
выделения понятия.
конструируют новый способ
материала
и задачу.
Осуществляют
действия или
самоконтроль
формируют
понятия.
Основные этапы организации учебной деятельности
Цель этапа
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Познавательная
Коммуникативн ая
Регулятивная
5. Переход к этапу
решения частных задач.
Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.
Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.
Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.
Учатся формулировать собственное мнение и позицию
Осуществляют самоконтроль
6.
Применение общего способа действия для решения частных задач.
Коррекция отработки способа.
Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.
Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.
Строят рассуждения, понятные для собеседника.
Умеют использовать речь для регуляции своего действия
Самопроверка. Отрабатывают способ в целом.
Осуществляют пошаговый контроль по результату
Основные этапы организации учебной деятельности
Цель этапа
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность
учителя
Деятельность обучающихся
Познава- тельная
Коммуника- тивная
Регуля- тивная
7. Контроль на этапе окончания учебной темы.
Контроль.
Диагностическая работа (на выходе):
организация дифференцированной коррекционной работы,
контрольно- оценивающая деятельность.
Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.
Рефлексия своих действий
Осуществля ют пошаговый контроль по результату
10
Технологическая карта позволяет:
увидеть учебный материал целостно и системно;
проектировать образовательный процесс по
освоению темы с учетом цели освоения курса;
гибко использовать эффективные приемы и
формы работы с обучающимися на уроке;
согласовывать действия учителя и учащихся;
организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения,
осуществлять интегративный контроль
результатов учебной деятельности
Литература
Методическое пособие по созданию современного урока по ФГОС. Армавир, 2013 .
Аствацатуров Г. О. Т Технология современного урока и творчества учителя школы. М.,2002 .
Попова Л.В. Алгоритмы учебных действий учащихся на уроках истории.М., 2003.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Опорная таблица для конструирования учебного занятия
Образовательные задачи УЗ
Возможные методы и приёмы выполнения
Организационный этап
Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания
Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих, стихотворный настрой и др.
Проверка выполнения домашнего задания
Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы
Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ…, разноуровневые самостоятельные работы
Подготовка учащихся к работе на основном этапе
Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта
Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания, в виде эвристического вопроса, через показ конечных результатов, использование технологической карты мыследеятельности – кластер. В начале урока даётся загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом
Этап усвоения новых знаний и способов действий
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала
Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору
Работа с определением
Использование обыденных аналогий
Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение, модульное обучение, использование компьютерного учебника, проблемное обучение, коллективное обучение, построение структурно-логической схемы, генетический метод обучения
Первичная проверка понимания изученного
Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала
Опорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу
Этап закрепления новых знаний и способов действий
Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания
Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий
Применение знаний и способов действий
Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях
Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия
Обобщение и систематизация
Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей
Построение дерева темы, построение здания темы. Построение блок-формулы: уменьшаемое-вычитаемое=разность. Учебные ситуации, пересечение тем
Контроль и самоконтроль знаний и способов действий
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий
Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям)
Коррекция знаний и способов действий
Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия
Использование разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений
Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем. Тесты, задания с пропусками, структурно-логические схемы с пропусками
Информация о домашнем задании
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Три уровня домашнего задания:
Стандартный минимум
Повышенный
Творческий
Подведение итогов занятия
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися
Рефлексия
Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками
Телеграмма, СМС, незаконченное предложение, координаты