Дидактические игры для развития с детьми ограниченными возможностями здоровья


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дидактические игры для развития с детьми ограниченными возможностями здоровья
Автор: Усенова Нигара Мадихановна, Белоусова Светлана Викторовна

Дидактические игры для развития с детьми ограниченными возможностями здоровьяАвторы: Усенова Н.М Белоусова С.Вмуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29» г. КрасноярскАннотация: В данной статье рассмотрена специфика внедрения дидактических игр, подход к индивидуализации воспитания и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в системе дошкольного образования.Дидактическая игра является одна из основных форм обучения детей. Выготский Л.С очень высоко ценил детство, и в особенности , для формирования детского воображения. В то же время игра – основной вид деятельности детей. В связи с особенностями развития ОВЗ детей еще в большей мере, чем нормально развивающиеся, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений, активизацию их познавательной деятельности. Значительное место в процессе обучения и воспитания имеют дидактические игры. Дидактическая игра дает решать различные задачи в игровой форме, для детей ОВЗ. С помощью их использования можно им добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. В дидактической игре с детьми ОВЗ необходимо учитывать характер зрительной патологии; уровень сформированности зрительного восприятия и зрительных моторной координации; индивидуальной психологической особенностей личности ребенка. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели.  Не секрет, что развитие у детей внимания, мышления, восприятия речи и памяти , напрямую зависит от гибкости и точности движений пальчиков рук, другими словами от мелкой моторике на кончиках пальцев находятся активные точки, связанные с головным мозгом. Во время работы мы применяем не только разминку пальчиков но и дидактические игры и т.к.На основании этого и наблюдениями при работе с детьми ОВЗ мы разработали и применяем несколько дидактических игр.
  • «Веселый гном»
  • «Матрешки - застежки»
  • «Цветик – семицветик»
  • «Волшебные конфетки»
  • «Мое настроение»
  • Игры оказывают большое влияние на формирование целостного восприятия. Условно игры можно распределить на два этапа развития целостного восприятия: первый – узнавание, испытывают трудности; второй – создание полноценного образа, учитывающего все свойства предметов (форму, цвет, величину, наличие и соотношение частей и др.).Дидактическая игра « Волшебные конфетки»Цель: формировать дифференцировать не речевые шумы находить по звучанию «Конфеты».Задачи: Обучающие: Обогащение познавательных интересов. Развивающие: развивать логическое мышление, внимательность, память.Воспитывающие: воспитывать интерес к игре.Материал: каждая «конфетка» изготовлена из киндер – сюрприза. Наполнены «конфетки» разным наполнителем, производящим при встряхивании определенный звук. Пару составляют «конфетки», издающие при тряске одинаковый звук, с одинаковым наполнителем. Это могут быть бусины, крупы, скрепки и др.Ход игры: Ребенок поочерёдно берет по одной конфетке и слушает его звучание , берут следующую конфетку если она не совпадает по звучанию возвращают на место.Дидактическая игра «Веселый – гном»Цель: подбирать к заданному образцу фигуры предмет похожий на данную фигуру.Задачи : Обучающие: формировать умение у детей соотносить цвета путем подбора "такой" - "не такой",Развивающие: Развивать мелкую моторику рук , закрепление цвета , в игровой форме, развивать сенсорное восприятие.Воспитывающие: Воспитывать усидчивость, коммуникативные навыки, вызывать эмоциональный отклик.Ход игры: Из пуговиц определенного цвета необходимо подобрать цветочки такого же цвета и пристегнуть их на пуговицу. Дидактическая игра «Матрешки-застежки»Цель: формировать умение застегивать и расстегивать разные застежки (молния, кнопки, пуговицы, липучка, завязки , закреплять понятия «большая – маленькая  матрешка», развивать мелкую моторику рук.Задачи:Обучающие; закреплять знания детей основных цветах игрушки –  матрешки (красный, желтый , зеленый, синий, белый, знания детей "один-много";Развивающие: развивать мелкую моторику рук ( завязывание и развязывание лент, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, липучек и "молний");Воспитывающие: оспитывать интерес к совместной деятельности;    Игра  «Матрешки- застежки» представляет собой 7 матрешек, на каждой из которых находятся различные застежки (замок - молния, липучки, шнурки, пуговицы, тесьма для завязывания бантиков, застежка, кнопка).Каждая матрешка соответствует определенному цвету радуги (красная, оранжевая, желтая, зеленая, голубая, синяя , фиолетовая). Дидактическая игра «Цветик – семицветик»Цель: Развивать у детей восприятие цвета; наблюдательность, логическое мышление; умение сравнивать и анализировать; концентрироватьвнимание, связанную речь, самоконтроль.Задачи: Обучающие: Формировать у дошкольников элементарные математические представления. Развивающие: Развивать умственные способности, зрительное восприятие, сообразительность и находчивость. Воспитывающие: Воспитывать настойчивость, терпение, стремление к успешному выполнению задания. Описание игры: На столе, перед ребенком разложены разноцветные лепестки из цветного фетра с прорезями и круг с цветными пуговками. Воспитатель просит ребенка вложить лепестки по цвету пуговицы. Ребенок должен объяснить, почему он выбрал именно этот лепесток, а не другой. Предложить ребенку выполнить задание самостоятельно. Дидактическая игра «Какое настроение»Цель: умение определять и различать человеческие эмоции и чувстваЗадачи: Обучающие : способствовать развитию конструктивных умений формировать социальную и эмоциональную сферу ребёнка; Развивающие : развивать воображение; развивать мелкую моторику; развивать пространственное и логическое мышления;развивать монологическую и диалогическую речь детей; Воспитывающие: воспитывать чувство любви к близкому человеку. Описание игры:Предложить ребенку собрать ту или иную эмоцию, обозначитьеё и обсудить, почему у созданного персонажа такое настроение. Что у него случилось. Или помочь герою сменить печаль на радость и страх на удивление, просто перекладывая части лица, а затем придумать историю.