Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи
Автор: Кулинцева Елена Анатольевна

Тема. "Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи".
Цели:
1) познавательная – обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном;
2) практическая – закрепление умения отграничивать прилагательное от других частей речи, закрепление навыка правописания родовых окончаний имен прилагательных, безударных падежных окончаний имен прилагательных, развивать умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; умения логически рассуждать на грамматическую тему;
3) воспитывающая – воспитывать чувство красоты, гармонии, любви к родной природе; воспитание интереса к русскому языку.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
(Все вместе) Вот звонок нам дал сигнал:
Русский наш язык настал.
Время нам нельзя терять
И урок наш начинать.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок,
На нём подведём мы работы итог.
Сегодня ждут нас старые друзья,
Побываем у них вместе – вы и я!
II. Постановка темы и целей урока
Учитель: - А что это за старые друзья вы, надеюсь, догадаетесь, выполнив следующее задание.
Задание: разделить слова на группы по самостоятельно найденному признаку. Сл.2
1 группа: члены предложения.
2 группа: части речи.
Учитель: - С какой из этих частей речи мы работаем на уроках русского языка?
- Итак, тема урока Имя прилагательное. Сл.3
Учитель: - Мы заканчиваем изучение большой и интересной темы Имя прилагательное. Сегодня у нас обобщающий урок.
- Сформулируйте ЦЕЛИ нашего урока. Сл.4
III.Чистописание
Учитель: - Запишем сегодняшнее число… Сл.5
Запись на доске: - ая, - яя, - ий, - ый, - ой, - ое, - ее, - ые, - ие
Учитель: -Что напоминают эти соединения? (Окончания имен прилагательных. Запишите в тетрадь.
- Простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите эти соединения на группы .
Дети делят так: Один ученик у доски
Учитель: - Объясните свои действия.(Первые три группы – это окончания прилагательных женского рода, мужского рода, среднего, и четвертая группа – это окончания прилагательных множественного числа.)
- Запишите это в своём рабочем листе.
Самопроверка ,самооценка ( Кто правильно выполнил задание ставит +, у кого ошибка ?).Сл.6
I V. Обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном.
1) Обобщающая беседа о прилагательном.
Учитель: - А хорошо ли вы умеете находить имена прилагательные?
Задание: Запишите в тетрадь только те номера, под которыми стоят имена прилагательные. Сл.7
Самопроверка ,самооценка ( Кто правильно выполнил задание ставит +, у кого ошибка ?).
Учитель: - Что же такое имя прилагательное?
2) Роль прилагательных в речи.
Учитель: - Давайте проверим действительно ли им. прил. обозначают признак предмета.
Задание: на обратной стороне доски записан текст с пропущенными им. прил. 1уч-ся у доски записывает прил., к-рые будут называть все остальные.
?
Наступила… весна. Бегут … ручейки по … дорогам. Из стран летят … птицы. Все рады … весне.
Учитель: - Прочитайте, что получилось. Почему текст получился смешным? (Каждый предмет обладает своим признаком).
Учитель: - Предлагаю поработать над текстом, употребив в тексте нужные им. прил. Придумать название тексту.
Самопроверка ,самооценка ( Кто правильно выполнил задание ставит +, у кого ошибка ?). Сл.8
Учитель: - Зачем используют имена прилагательные? ( Делают речь яркой, выразительной, конкретной, необходимы для описания предмета).
Физкультминутка
- Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные мужского, женского и среднего рода. Если произнесу словосочетание, в котором существительное и прилагательное мужского рода, вы хлопаете, если женского – топаете, если среднего – приседаете 1 раз.
Молодой дубок, лесное растение, высокая стена, раннее утро, широкий двор, больная нога, глубокое озеро, веселый человек, зеленые травы (мн.ч.).
3) Разноуровневая самостоятельная работа.
Учитель: - В самом названии части речи имя прил. - уже содержится намёк на то. Что это слово должно к чему-то присоединяться. К каким же словам присоединяются прил.?
Учитель: - Сейчас вы выберите себе задание по уровням, чтобы проверить свои знания. Сл.9
1 уровень: выписать сочетания сущ.+прил
2 уровень: выписать сочетания сущ.+прил, указать род и число
3уровень: выписать сочетания сущ.+прил, указать род, число, падеж
Самопроверка ,самооценка ( Кто правильно выполнил задание ставит +, у кого ошибка ?). Сл.10
Учитель: - С какой же частью речи согласуется им. прил.?
- В чём согласуется?
- Прил. имеет род или изменяется по родам?
4) Упражнение в написании падежных окончаний им. прил.
Учитель: - Я буду читать стихотворный текст. Ваша задача записать только словосочетание зелёный лист, выделить окончание прил. и определить падеж.
Как-то раз с большого клёна оторвался лист зеленыйИ пустился вместе с ветром путешествовать по свету.Закружилась голова у зелёного листа.Ветер нёс его и нёс, бросил только на мосту.В тот же миг весёлый пёс шмыг - к зелёному листу,Лапой - хвать зелёный лист, дескать, поиграем.“Не хочу” - парашютист головой качает…Ветер вмиг с листом зелёным над землёй взметнулся снова,Но шалун - листок упал…Я пишу в саду под клёном стих о том листе зелёном.
Самопроверка ,самооценка ( Кто правильно выполнил задание ставит +, у кого ошибка ?). Сл.11
Учитель: - Как же нужно действовать, чтобы правильно написать безударное окончание прил.?
Учитель: - Давайте запишем предложение Сл.12
- Подчеркните главные члены предложения. Дайте характеристику предложению.
- Каким членом предложения является прил.?
5) Тест
Учитель: - И как итог урока тест. Сл.13 - 15
Самопроверка ,самооценка ( Кто правильно выполнил задание ставит +, у кого ошибка ?).
V. Итог урока, рефлексия.
Учитель: Урок подходит уж к концу и требует оценки.
Каким он был?.. Отличным, скучным,
Хорошим, может быть, плохим,
Совсем ненужным, бесполезным…
Иль поучительным…? Каким?
Задание: дать характеристику уроку, используя 2-3 прил.
VI. Домашнее задание.
Учитель: д/з у вас в рабочих листах. Сл.1
1