«Откуда хлеб пришел»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Откуда хлеб пришел»
Автор: Ледовская Елена Борисовна

Занятие для детей подготовительной группыТема: «Откуда хлеб пришел»Цель:
  • Уточнить и закрепить представления детей о выращивании хлеба.
  • Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании и производстве.
  • Развивать связную речь, обогащать словарь.
  • Материалы. Иллюстрации с изображением сельскохозяйственных работ по выращиванию хлеба; картина И.Шишкина «Рожь», хлеб на подносе; колоски ржи, пшеницы, овса; игрушка – Бабушка-Загадушка. Ход занятия.Воспитатель. Отгадайте, ребята, что лежит у меня на подносе под салфеткой.Он и черный, он и белый,И всегда он загорелый.Мы как кушать захотим,То всегда садимся с ним. (хлеб)- Из чего пекут хлеб? (Из муки). А из чего муку получают? (Из зерна). В какое время года сеют зерно? (Весной).Трактора выходят в степи,Тянут плуги на прицепе.Режьте, плуги, как ножом,Сочный, жирный чернозем!- Как же готовят трактористы землю к посеву? (Пашут плугами землю). Затем в поле выходит борона. Что она делает? (Разбивает комья земли, чтобы маленьким росточкам легче было пробиться).Гребнем частым, борона,Расчеши земельку,Приготовим для зернаМягкую постельку.- Затем агроном проверяет землю. Как вы думаете, какой должна быть земля? (Прогретой солнышком и достаточно влажной). С помощью каких машин засевают зерно? (Сеялки).Роет борозды проворно,В них укладывает зерна.Уж ты, семечко-зерно,Ляжешь в борозду на дно,Ты не бойся, золотое,Ничего что там темно.- Какую работу выполняют сеялки? (Делают борозды, укладывают зерна). Семенами каких зерновых засевают поля? (Пшеница, рожь, овес). Быстро проросли семена из теплой и влажной земли, подросли, прошли дни, стало жарко.Как плита земля нагрета,Пить растения хотят:«Пить», - печально шелестят.- Как хлеборобы поят землю? (С помощью оросительной системы: по трубам подают воду на поля и там ее распыляют). Пшеница начинает колоситься, созревают колосья.Педагог показывают детям картину «Рожь».Воспитатель. Какое красивое поле! Чтобы вырастить такой урожай, хлеборобы все время внимательно следят за ростом колосков. А что может помешать росту колосьев? (Сорняки). Что же делают хлеборобы с сорняками? (Пропалывают). А еще нашему урожаю может помешать суховей – сильный сухой ветер.Мы построили в полкиКлены, липы и дубки.Суховей! Тебе закрыли путь,Ты разбойничать забудь!- Как же защитили хлеборобы урожай? (Посадили деревья вокруг полей). Как узнать, что колосья уже поспели? (Желтого цвета и легко отделяются от стебля).Педагог раздает детям колоски ржи, овса и пшеницы. Дети рассматривают их и сравнивают, находят сходства и различия. Воспитатель. Поле очень красиво, когда созрел урожай. Посмотрите, как художник И.Шишкин показал красоту поля. Расскажите, что вы видите на картинке? (Ответы детей). В конце лета у хлеборобов начинается ответственная пора – жатва, уборка урожая.Он идет, волну сечет,Из трубы зерно течет. (Комбайн) - Куда же отвозят собранное зерно? (На элеватор, там оно хранится).Слышен летом до закатаГул комбайнов у реки,И везут на элеваторУрожай грузовики.- На элеваторе зерно высушивают, очищают и отправляют на мельзавод.Вот на мельнице пшеница,Здесь такое с ней твориться!В оборот ее берут,В порошок ее сотрут!- Как называют этот порошок? (Мука).Стали зернышки мукою,Не дадут и ей покою,На большой хлебозаводГрузовик муку везет.На большом хлебозаводеСтанешь тестом ты, мука.Тесто в печь быстрей давай – И народился каравай!- Какие изделия пекут из муки? (Баранки, печенье, хлеб). Вот видите, ребята, какой большой путь проходит хлеб, прежде чем он попадет к нам на стол. А как называют людей, которые выращивают хлеб? (Хлеборобы). Какими же качествами должны они обладать, ведь у них такая ответственная работа? (Быть сильными, смелыми, добрыми, умелыми). Верно, а еще они мужественные люди. Труд их нелегкий, но они любят его и гордятся им. А мы все должны бережно относиться к хлебу, очень трудно его вырастить. Склонила тяжелую голову рожь,Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!Спасибо, земля, что была моим домом,И сильным рукам, моим старым знакомым!Я помню, как руки трудились упорно,Чтоб в землю посеять янтарные зерна.А нынче они урожай берегут.Спасибо вам, руки, за добрый ваш труд!Я долгую зиму в земле пролежала,Ютилась под снегом, от стужи дрожала,Но солнце меня отогрело давно,И я принесла золотое зерно.Кто хочет, отведайте хлеба ржаного.А если меня вы посеете снова,Я снова под снегом дорогу найдуИ колосом стану, и к людям приду.(Я. Дягуте)Воспитатель. Мы с вами уже говорили о том, что зерна сажают весной, а в этом стихотворении говориться, что под снегом зерно лежало. Как называют зерна, которые садят осенью, под зиму? (Озимые).Появляется Бабушка-Загадушка (игрушка).Бабушка-Загадушка. Здравствуйте, ребята! Решила я к вам в гости прийти, побеседовать с вами, загадки позагадывать. За околицей станичной,Между рощей и рекойНачинается пшеничный Ярко-бронзовый прибой.(Пшеничное поле)Вырос в поле дом,Полон дом зерном.(Колос)Рос сперва на воле в поле,Летом цвел и колосился,А когда обмолотили,Он в зерно вдруг превратился.Из зерна в муку и тестоВырос он под синим небом,И пришел на стол он…(Хлебом)Дети отгадывают загадки.Бабушка-Загадушка. А знаете ли вы, ребятки, пословицы и поговорки о хлебе? Вот послушайте, какие я вам расскажу!Весенний день год кормит.Как в мае дождь – так и будет рожь.Кто спит весною, тот плачет зимою.Всякое семя знает свое время.Нет хлеба, так нет и обеда.Педагог может обсудить с детьми пословицы.Бабушка-Загадушка. Так кто же для нас с вами хлеб выращивает? Кто первым в поле выходит? (Тракторист). Кто проверяет земли перед посевом? (Агроном). Кто убирает хлеб? (Комбайнеры). Где храниться хлеб? (На элеваторе). Где зерна превращают в муку? (На мельнице на мукомольном заводе). Где пекут хлеб? (На хлебозаводе). А кто любит хлебобулочные изделия кушать? Принесла я вам в подарок изделия из хлеба, угощайтесь!Бабушка-Загадушка угощает детей баранками, печеньем, пряниками и т.д.