Воспитание чувства рифмы у ребенка


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитание чувства рифмы у ребенка
Автор: Офицерова Любовь Анатольевна

Воспитание чувства рифмы у ребенкаБуриме-стихотворение на заданные рифмы. Эти рифмы могут быть кем-то специально придуманы, а могут быть извлечены из любого сборника. Конечно, у детей младшего возраста не все сразу получится, но зато на промахах они будут понимать не только свои ошибки, но и незаметно для себя усваивать простейшие законы стиха. Дети чувствуют обаяние созвучных слов и строк очень рано, часто сами начинают рифмовать. Поддержать этот интерес очень важно т.к. это одна из ступеней на пути к пониманию поэзии. Игры, подобные буриме, удивительно раскрепощают человека, учат не бояться слова, заставляют искать синонимы, если какое-нибудь слово, подходящее по смыслу, ломает размер стиха или выпадает из общего стилистического рисунка. А кроме того, все подобные игры оттачивают, воспитывают чувство юмора, остроумие, которое, как считали многие мудрецы, самоценно.К примеру, любое буриме может быть осложнено конкретной задачей: в сюжет стихотворения необходимо включить какие-то факты, эпизоды, события, касающиеся кого-либо из участников игры. Это будет труднее, чем просто сочинять буриме, но и гораздо интереснее, особенно если все сочиненные ребятами стихи будут посвящены герою дня – например, имениннику. Представляете, какой это будет прекрасный подарок на день рождения? И как потом, через годы, собравшись вместе уже взрослыми людьми, наши дети перечитают эти свои детские шуточные опыты, и посмеются, и порадуются? Право же, стоит попробовать.Безусловно, названные игры доступны прежде всего взрослым детям. Но не надо исключать возможность подступов к ним с самого младшего возраста. Пока дети совсем маленькие, они интуитивно тянутся к стихам, предпочитают их всему остальному. И рифму они чувствуют прекрасно. Многие родители убеждались в этом на примере своих детей. Порой, забыв окончания строки, малыш с легкостью находит другое слово, рифмующееся с окончанием предыдущей строки. Но вообще дети с необычной легкостью запоминают именно рифмы. Вспомните: их первые книжки, первые стихи в их жизни рассчитаны именно на то, что взрослый читает строку, но не до конца. Последнее, рифмующееся слово радостно выкрикивает ребенок. Он буквально ждет рифмы, ему нравиться, что слова звучат похоже. И радуется он поначалу не только смыслу, сколько этому прекрасному созвучию.Вспомните стихи о Тралиславе Трулялинском. Особенный восторг у детей вызывали строчки со всевозможными вариациями на тему «трe-ля-ля». «С ним и тетка – Трулялетка, и дочурка – Трулялюрка, и сынишка – Труляляшка, и собачка – Трулялячка» и т.д.Можно продолжить игру, предложенную Юлианом Тувимом и его переводчиком Борисом Заходером. Взрослый произносит какую-нибудь произвольную строчку, а дети подхватывают: - Все игрышки- Талялюшки!- Ну, а книжки?- Талялишки!- А Анюта?- Талялюта!И так может продолжаться до бесконечности. Тренировать чувство рифмы у ребенка можно и по-другому. Читая новые, незнакомые стихи, пропускать последнее слово в четверостишии, чтобы ребенок сам догадался, что нужно произнести. Конечно, в таких упражнениях удобны стихи с очевидными, напрашивающимися рифмами. А таких немало у хороших детских поэтов. Вспомним хотя бы короткие стихи Агнии Барто для самых маленьких. Наша Таня громко плачет:Уронила в речку мячик.Тише, Танечка, не плачь:Не утонет в речке мяч.Давайте отбросим последнее слово, оборвем строку с интонацией ожидания, любой ребенок – уверяю вас! – сообразит мгновенно и подхватит: «Мяч!».Даниил Хармс отлично знал эту способность маленьких детей и как будто специально для такого упражнения написал небольшое стихотворение с точками вместо рифмующегося слова. Он словно приглашает детей к соавторству, и все дети с благодарностью и удовольствием включаются в эту игру. Стихотворение называется «Очень-очень вкусный пирог»: Я захотел утроить был,И я гостей к себе …Купил муку, купил творог,Испек рассыпчатый …Пирог, нижи и вилки тут – Но что-то гости …Я ждал, пока хватало сил, Потом кусочек …Потом подвинул стул и селИ весь пирог в минуту …Когда же гости подошли,То даже крошек …Никто из детских поэтов, кроме Хармса, не предлагал детям стихов в таком варианте. Но за них, за авторов, такую работу могут с успехом проделать родители. Послушайте Чуковского, Маршака, Барто, Квитко, того же Хармса, и вы увидите, что многие и многие стихи написаны будто бы именно с таким прицелом. Главное, это нисколько не затруднит детское восприятие стихов, а радости ребенку доставит много. Ведь еще Чуковский писал о том, как важно это самоутверждение ребенка, как ему насущно необходимо почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным: «…Ребенку важнее всего быть о себе высокого мнения».Высокая самооценка высвобождает внутренние силы ребенка, его интеллектуальный потенциал, а потому подобное упражнение приобретает не только игровой, но и воспитательный смысл.