"Чтени - путь к успеху"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Чтени - путь к успеху"
Автор: Агеева Наталья Григорьевна
ПРОЕКТ«Чтение – путь к успеху!»(приложение № 1 к программе развития МОУ СОШ №26«К успеху через развитие компетентностей и сотрудничества»на 2015-2018 годы)ОглавлениеСхема взаимодействия, партнеры5План реализации проекта (Приложение 1)5Приложение №18План деятельности по реализации целей и задач программы развития МОУ СОШ №268Краткая аннотация проектаПроект разработан в соответствии с Программой развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школой № 26.Проблема. Реализация идеи непрерывного образования в современном обществе направлена на преодоление основного противоречия системы образования – противоречие между стремительным объемом информации и ограниченными возможностями ее усвоения человеком в период обучения. Образовательное пространство стремительно расширяется, увеличивается круг школьных и внешкольных источников информации. Это противоречие ставит перед образовательными учреждениями задачу, прежде всего, формировать у школьников умение учиться, извлекать из различных источников необходимую информацию, эффективно удовлетворять свои информационные потребности, которые возникают в процессе учебно-познавательной и самообразовательной деятельности. Достижение обозначенной цели невозможно без формирования у школьников системы знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления поиска, критической оценки информации, ее обработки, восприятия, понимания и использования информации в практических целях. На этапе получения основного (общего) образования продолжается процесс развития читательского и коммуникативного компонентов информационной культуры, а также закладываются основы культуры умственного труда (освоение методов аналитико-синтетической переработки и методов свертывания информации), способность к библиографическому способу передачи информации. Большинство трудностей, которые наблюдаются у детей во время обучения в школе, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получить информацию из книг и учебников. В Национальной программе поддержки и развития чтения говорится, что «Россия подошла к критическому пределу пренебрежения к чтению, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры». По данным социологов, число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26%.Актуализация проблемы. На начальном этапе обучения основным видом информационной деятельности остается читательская деятельность учащихся. Но информационное пространство расширяется за счет включения в него нового круга источников (СМИ, электронные энциклопедии, Интернет), которые своей доступностью и внешней привлекательностью постепенно вытесняют книгу. К сожалению, в последнее время книге в образовательном процессе уделяется значительно меньше внимания, преобладает внедрение информационно-коммуникационных технологий. Самостоятельный процесс чтения дополнительной к учебнику литературы вызывает у ребенка серьезные трудности в восприятии и понимании текста, особенно это касается научно-познавательных книг. Тексты усложняются, а навыки работы с ними не приобретаются. Постепенно возникает психологический барьер, который ребенок самостоятельно не может преодолеть, и он заменяет книгу другими источниками информации, более доступными для восприятия. Таким образом, происходит снижение роли книги в жизни ребенка. Русский методист Тихомиров Д.И. утверждал, что буквально с первых школьных шагов обучения надо «приучать ученика проникать в сущность читаемого, приучать читать и мыслить, читать и чувствовать, а через это и развивать свои духовные способности и обогащать мысль и чувство образовательным содержанием». Таким образом, необходимо как можно раньше приобщать ребёнка к книге. Поэтому педагогам необходимо вернуть детей к книге как к первоисточнику знаний. Для этого необходимо продумать систему работы по приобщению детей к искусству слова, путём формирования читательской самостоятельности, формирования в семьях учащихся такого вида проведения досуга, как совместное чтение, комплектование домашней библиотеки, посещение городской библиотеки и мероприятий, посвящённых литературному календарю, посещение театров, просмотра телепередач. Вследствие этого формируется не только личность, владеющая современными техническими информационными носителями, но и классическая интеллигентная образованная личность, для которой книга – «источник знаний», источник вдохновения.Обоснование необходимости проекта Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту НОО, уже в первом классе начинают закладываться основы будущей читательской деятельности ребёнка, начинается процесс формирования читательских компетенций. Через развитие интереса к книге у младшего школьника формируется осознанное умение полноценной интеллектуальной работы. Овладение рациональными способами читательской деятельности учащимися способствует развитию их познавательных интересов, активизирует их учебную и познавательную деятельность. Развитие интереса к процессуальной стороне читательской деятельности формируется через оценку ее результатов окружающими (педагогами, одноклассниками, родителями), поэтому в учебно-воспитательном процессе необходимо создавать такие условия, в которых специальные библиографические умения использовались бы школьником не только в учебной, но и во внеклассной и досуговой деятельности. Педагогическая проблема проекта наиболее ярко прослеживается на основе существующих сегодня противоречий в образовании. Наиболее ярко существующие противоречия наблюдаются в начальной школе. Уже в начальных классах констатируется факт, что дети стали читать меньше. Трудности эти отчасти запрограммированы самой школой: - резкое увеличение объема информации; - снижение интереса к чтению у молодого поколения и необходимость поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению;- увеличилась удельная масса творческих учебных заданий взамен репродуктивных, что объективно усложняет умственную работу, увеличивает затраты времени и сил;- информационная насыщенность школьных предметов и возможность их замены на другие информационные ресурсы (Интернет, медиасредства); - утрачены или почти забыты традиции семейного чтения, самостоятельного чтения. Что может сделать школа, чтобы вернуть или развить интерес к чтению, какую помощь могут оказать педагоги своим воспитанникам в выборе книг, как возродить традиции чтения в России?Цель проектаФормирование у учащихся потребности обращаться к книге, не только как к инструменту для успешной учебной деятельности и самообразования, но и как источнику духовных ценностей, без которых невозможно становление современного образованного человека.Формирование основ читательской компетенции младших школьников в условиях организации системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании на этапе реализации ФГОС НОО, повышение интереса и воспитание положительного отношения к чтению посредством интеграции урочной и внеурочной деятельностиЗадачи: развитие у школьников мотивации к чтению, воспитанию уважения к книге и включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся; развитие навыков эффективного чтения в учебной и самообразовательной деятельности, овладение учащимися современными технологиями работы с текстом, книгой, повышение уровня читательской грамотности;организация системы мероприятий, направленных на пропаганду книги, приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы;развитие творческих способностей учащихся через участие в тематических проектах;взаимодействие с родителями по воспитанию читательской культуры учащихся, педагогическое просвещение родителей по проблемам детского чтения; создание системы партнерских отношений с научными, культурными, общественными и коммерческими организациями. 4. Содержание и направления проектаБлок 1. Учебная деятельностьЦель: создание условий для интеллектуального, духовно-нравственного развития школьников, способных успешно овладевать важнейшими общепредметными и универсальными способами деятельности.Блок 2 . Внеурочная деятельностьЦель: Создание условий, способствующих развитию у школьников навыков решения разнообразных проблем, работать самостоятельно, умения самостоятельно учиться в процессе активной мыслительной и практической деятельностиБлок 3 . Воспитательная деятельность Создание условий для развития личности, принятия духовно-нравственных ценностей, приобщение к культурным ценностям человечестваБлок 4. Библиотечно-информационная деятельностьЦель: повышение мотивации обучающихся к чтению за счет предоставления широкого и разнообразного поля возможностей знакомства с книгой и другими источниками информацииБлок 5 Социально-информационная деятельностьЦель: содействие развитию читательской компетентности посредством включения школьников в социально-значимую деятельность5. Основные этапы осуществления проекта1. Подготовительный этап (январь 2016 – май 2016)Цель: определение стратегии и тактики действий, разработка Программы. Методы и приемы: планирование, анализ, сравнение, прогнозирование, анкетирование.2. Основной этап (сентябрь 2016 – декабрь 2018)Цель: обеспечить на практике реализацию системы мероприятий по внедрению Программы. Методы и приемы: экспериментирование, проектирование, анализ, срав нение, индивидуальная и групповая деятельность. 3. Этап анализа и корректировки результатов реализации Программы (январь – май 2018)Цель: выявить соответствие полученных результатов поставленным целям и задачам. Методы и приемы: диагностирование, анкетирование, анализ, сравнение, обобщение, прогнозирование.Ресурсное обеспечение проектаШкола обладает необходимыми ресурсами для реализации проекта. К ним относятся:Человеческие ресурсы: в школе работает высококвалифицированный, стабильный, сплоченный педагогический коллектив, мотивированный на участие в проектеНаучно-методические ресурсы: программное обеспечение; методические рекомендации; рекомендации и литератураИнформационные ресурсы.Социальный ресурс: проект поддержан всеми педагогами, обучающимися и родителямиМатериально-технические ресурсы:компьютерная и множительная техника;локальная сеть, доступ к образовательным ресурсам сети Интернет;проекционное оборудование, мультимедийные проекторыЦелевая аудитория (участники проекта):администрация школы;обучающиеся начальной школы (1 – 4 класс)учителя;представители родительской общественностисоциальные партнеры План реализации проекта (Приложение 1)Проект реализуется путём мероприятий в соответствии с основными мероприятиями10. Ожидаемые результаты и социальный эффект10.1 Количественные показатели реализации проектапозитивная динамика численности обучающихся, проявляющих интерес к чтению;позитивная динамика читательской компетентности школьников;позитивная динамика привлечения к семейному чтению;увеличение числа участников эффективных мероприятий по популяризации чтения и повышению уровня читательской компетентности;10.2 Качественные показатели реализации проектаВ возрастном аспекте: развитие интереса к чтению посредством развития читательской инициативы, самостоятельности и активности;в организационно-методическом аспекте: определение перечня эффективных технологий и методов обучения и воспитания, способствующих развитию грамотного чтения;в социально-партнерском аспекте: установление партнерских отношений с социально-культурными учреждениями города; в аспекте непрерывности образования: разработка системы взаимосвязи и преемственности разных ступеней, систем урочной и внеурочной деятельности.11. Результативность и эффективность изменений после реализации проектаПоложительная динамика формирования первоначальных основ читательской компетенции, повышение уровня развития навыков беглого, осмысленного, выразительного чтения. Изменение отношения родителей к организации семейного чтения в положительную сторону по результатам входящего и итогового анкетирования.Высокая степень заинтересованности родителей в решении проблемы формирования читательской компетенции: участие во внеклассных мероприятиях, родительских собраниях, организации совместной досуговой деятельности.Развитие литературно - творческих способностей детей: участие в конкурсах чтецов, литературных гостиных, викторинах по прочитанным произведениям. Устойчивая позитивная динамика осознанного выбора обучающимися книг в соответствии с возрастом.Создание единого читательского пространства на основе взаимодействия: ученик - учитель – родитель - библиотекарь.Управление процессом реализации программы Нормативные документы 1.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. 2. Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» 2 Используемая литератураЕвдокимова Н.Ф. Как кроссворды помогают развитию интереса к чтению//Начальная школа. – 2005, №7 – С. 88-92.Кузнецов О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения./ О.А.Кузнецов, Л.Н.Хромов - М.: Просвещение, 1983.– 87с.Ладанов И.Д., Розанова О.А. Практическое пособие с упражнениями «Техника быстрого чтения»/ И.Д.Ладанов, О.А.Розанова – М.: Просвещение, 1998.– 135с.Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, №2 – С.61-64.Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я. Методический словарь – справочник/ И.И.Тихомирова – М.: Школьная библиотека, 2004Ладанов И.Д., Розанова О.А. Практическое пособие с упражнениями «Техника быстрого чтения»/ И.Д.Ладанов, О.А.Розанова – М.: Просвещение, 1998.– 120 с.Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, №2. – С.61-65.Быстров Н. «Работа трудная, но очень нужная»/ Вести Тропарево-Никулино - 2006 - № 3(23), март – С.10-14.Быстров Н. «Борьба за читателя. Современные библиотеки становятся досуговыми центрами» /Я читаю Настоящее - 2006 - № 14 (3-9.4) - С. 6-16.Интернет - ресурсыПлан реализации проекта