«Духовно-нравственное воспитание в условиях школы-интерната».


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Духовно-нравственное воспитание в условиях школы-интерната».
Автор: Новикова Татьяна Викторовна

Комитет образования и науки Курской области
Областное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа-интернат № 2 им. Г. А. Карманова г. Курска
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
Духовно-нравственное воспитание в условиях школы-интерната.
Подготовила: Татьяна Викторовна Новикова,
воспитатель
Курск 2018
Духовно-нравственное воспитание в условиях школы-интерната
Покинут счастьем будет тот,Кого ребёнком плохо воспитали.Побег зелёный выправить легко,Сухую ветку лишь огонь исправит.
Саади
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена, особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Социальная среда ребенка - это окружающие его люди и сообщество, их деятельность, связи, отношения. Именно социальная среда и обеспечивает процесс социализации детей.
Социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а так же процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы .
Для детей, проживающих в условиях интерната, когда речь идет о воспитанниках, лишенных родительской поддержки -имеющих негативный социальный опыт, отличающихся от сверстников ослаблением физического и психического здоровья, нравственной устойчивости, процесс социализации часто затруднен. Характерным результатом негативных влияний выступает высокий уровень социальной дезадаптации таких детей, низкий потенциал их жизненной самореализации, потребительское отношение к обществу. Учитывая это, возникает потребность в проведении специально организованной учебной, воспитательной и коррекционно-развивающей работы по формированию у воспитанников социально значимых личностных качеств и ценностных ориентаций.
Наша задача - сформировать систему навыков и умений, обеспечивающих ребенку эффективную социализацию.
Одним из направлений процесса социализации в школе-интернате является духовно-нравственное воспитание детей.
Проблема духовно-нравственного воспитания всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. К.Д.Ушинский говорил: Задача воспитания – пробудить внимание к духовной жизни… Если ваш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и духовному – вы не достигли цели воспитания.
В своей работе мы опираемся на цели духовно-нравственного воспитания, сформулированные Ш.А. Амонашвили: В душе и сердце ребенка должны быть поселены светлые образы, мысли и мечтания - чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, мысли и восхищения, сознание жизни, смерти и бессмертия…. Поэтому главной целью нашей работы является создание условий для приобщения детей к духовно-нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.
Нравственное воспитание— непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.
Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности.
Нравственность — внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, совокупность норм и правил поведения, прежде всего в обществе, некий барьер, не позволяющий совершать всё, что вздумается. Безнравственный человек — не имеющий никаких сдерживающих факторов, спокойно идущий на любой бесчестный поступок. Человек с высоким уровнем нравственности предъявляет самые высокие требования к своему поведению.
Духовность определяется, как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания.
В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности.
Процесс духовно-нравственного воспитания рассматривается нами как формирование у детей таких качеств и свойств, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность.
Целью духовно- нравственного воспитания является: формирование нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России.
Чтобы достигнуть поставленной цели мы работаем над решением следующих задач:
Задачи:
Воспитывать цельную личность, понимающую и принимающую свои обязанности; способную к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения.
Знакомить с национальной культурой и воспитывать чувство национального самосознания, национальной гордости, национального достоинства, воспитание уважения к другим народам и их культурам и умению плодотворно взаимодействовать с ними.
Формировать образ семьи, как величайшей святыни; воспитывать традиционную бытовую и семейную культуру, потребность в ответственном и заботливом отношении к членам своей семьи.
Работу по духовно – нравственному воспитанию можно разделить на следующие направления:
Воспитание морально- нравственных качеств личности
Воспитание семьянина
Воспитание гражданина России
Сохранение православных традиций
Работая по этим направлениям, мы используем следующие формы:
беседы, часы общения, рассказы,
путешествия, диспуты, турниры,
игры,
рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей,
проведение совместных праздников,
просмотр презентаций, видеофильмов,
экскурсии, целевые прогулки по городу,
тематические вечера эстетической направленности,
организация выставок поделок, рисунков,
творческие вечера
Приведем некоторые примеры, традиционно проводимых нами воспитательских мероприятий.
В рамках направления Воспитание морально- нравственных качеств личности мы формируем нравственные чувства и этическое сознание через взаимоотношения в обществе (с окружающими людьми);
знакомим с правилами поведения в школе, семье, общественных местах;
с правилами вежливого поведения, культуры речи; учим быть выдержанным, прислушиваться к мнениям других, решать конфликты мирным путём
Хочется отметить, следующие мероприятия:
- Хлеб всему голова в форме игры Поле чудес;
- Праздник книги;
- час общения Труд красит человека.
В ходе этих мероприятий мы старались привить воспитанникам важность и необходимость труда, уважение к людям труда.
В декабре работала мастерская Деда Мороза Мы встречаем Новый год!, где ребята готовили новогодние украшения для группы, подарки к Новому году и Рождеству.
Воспитанию бережного отношения к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам помогают операции Чистый дворик, Уют, Озеленение группы, "Каждой вещи - свое место", Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят.
Устный журнал Земля-наш дом, игра Экологический серпантин, Экологический поезд, День птиц, изготовлением экологических рисунков и плакатов направлены на воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Мероприятия: День смеха и веселья, День добра; интеллектуальная игра Тайный друг; Путешествие в страну этикета; Почта добра воспитывают у детей доброжелательное отношение к людям, умение пользоваться волшебными словами.
В своей работе с детьми уделяем большое внимание формированию представлений о нормах морально-нравственного поведения. Воспитательские часы: "Правила поведения в школе и на уроках", "Без друга в жизни туго", "Можно и не ссориться" воспитывают в детях дружелюбие, заботу о других, дисциплинируют.
Наши воспитанники были приглашены в Литературный музей, на музейный урок Твори добро и остались неравнодушными к происходящему.
Традиционной стала акция Мы помним тебя, ветеран. Не забываем педагогов нашей школы, которые находятся на заслуженном отдыхе. Воспитательские часы Что есть милосердие, О волонтерах направлены на развитие у детей милосердия и сострадания, заботы и уважения о других.
Каждый год интересно проводятся праздники, посвящённые Дню матери, Дню Защитника Отечества, 8 марта.
Посещение театров, выставок, музеев так же обогащают нравственный мир воспитанников, развивают их эстетический вкус.
Дети-сироты лишены родительской любви, лишены нормальных семейных отношений. Этот негативный социальный опыт выражается в подрыве психического и физического здоровья. Дезадаптация детей-сирот влечет за собой низкий уровень жизненной самореализации, в результате чего снижается потенциал и развивается потребительское отношение к социуму. В связи с чем важным направлением работы с нашими детьми является Воспитание семьянина.
Этому способствуют мероприятия:
Познавательно- практическое занятие Гость в дом- радость в дом; круглый стол Кто в доме хозяин; посиделки Традиции русского чаепития; День семьи, любви и верности, День именинника; Осенний калейдоскоп, час общения Традиции семьи, Знать, уметь, привыкать. Они направлены на закрепление представлений о семье, о нравственных взаимоотношениях между членами семьи, на воспитание культуры поведения в гостях, знакомство с традициями русского гостеприимства, с правилами этикета.
В последнее время стало более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач и поэтому одно из направлений воспитательной работы – это воспитание гражданина России.
С целью воспитания гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека нами проводились воспитательские часы: Россия - Родина моя, Конституция России и права человека, Подросток и Закон, Мои права и обязанности, Государственные символы. Хочется отметить открытые мероприятия Вперед, мальчишки!, День славных воинов, Память вечна, конкурс рисунков Я рисую Россию. Всегда отмечаем праздники, посвящённые красным датам нашего календаря и дни воинской славы России.
Драмтеатре. Все эти мероприятия обогащают нравственный мир воспитанников, развивают их эстетический вкус
Неотъемлемой частью этого направления является воспитание любви к своей малой Родине. На воспитательских часах знакомим детей с историей города, известными земляками.
Обязательными стали экскурсии по городу с посещением музеев, выставочных залов, памятных мест родного края.
Например, музей Юные защитники Родины, экскурсия в военную часть Халино с посещением музея Авиации, выезды в город на День города, акция Никто не забыт, где ребята приняли участие по уходу за памятниками, экскурсия и возложение цветов к памятникам, посетили выставку оружия и концерт Пограничных войск ФСБ в Драмтеатре.
Любовь к Родине нельзя привить без знания традиций и обычаев своей страны, без сохранение православных традиций. В этом направлении проводится большое количество мероприятий.
Духовно-нравственное воспитание включает ознакомление детей с основными православными праздниками и их участие в этих праздниках.
Проведенные мероприятия: Праздник Иван Купала, Широкая масленица, Веселое Рождество, Рождественский пост, Колядки, Новый год, Прощеное воскресение, Пасха стали уже традицией в наших группах. Ребята узнают об истории происхождения этих православных праздников, традициях, обычаях и обрядах.
Посещаем храмы и святые места Курска.
Посещали Областную научную библиотеку им. Н.Н. Асеева в Пасхальную неделю, где проходил Пасхальный фестиваль Золотые купола, благотворительные Пасхальные и Рождественские концерты в киноцентре духовной культуры им. Щепкина.
Большую помощь в духовно-нравственном воспитании школьников оказывает участие в общешкольных мероприятиях. Это делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе таланты артиста. Наши воспитанники: Аноко И., Бойкова Н., Бойков Д., Горбачев В., Лунтовская А., Старикова Л., Тугаринова П., Шиншинова М., Черняева К., Сяпукова Н., Хлупин С. принимали участие в концертах, посвященных Дню народного единства, День Матери, День учителя, Новый год, День защитников Отечества, 8 Марта.
Большую помощь в работе по направлению оказывают встречи с молодёжным представительством Курской Епархии и казачеством.
Каждый год наши дети под руководством воспитателей участвуют в большом количестве конкурсов, направленных на воспитание нравственных качеств. Вот лишь некоторые из них: Отец, отчество, Отечество, городской конкурс детских исследовательских и творческих работ Время Г. Свиридова, Ты не один, областной конкурс Рождественский свет, Рождественская открытка, художественно-благотворительный конкурс "Пасхальная радость", Братья наши меньшие, "Я выбираю ответственность", "Моя планета в добрых руках", Дед Мороз- Единоросс, Самой лучшей маме в самый лучший день, Люблю тебя, мой соловьиный край.
К каждому празднику ребята готовили поздравительные открытки и плакаты: День учителя, День народного единства, Новый год, День защитников Отечества, Масленица, 8 марта, Прощай школа. Ребята не только старались выполнить аккуратно, эстетично, но и получали знания о происхождении этих праздников.
Ежедневно проводим индивидуальные беседы с воспитанниками по воспитанию культуры поведения и общения со взрослыми и сверстниками: "Будь сдержанным, Делай только хорошо и не делай плохо", "Терпение и труд все перетрут", О культуре общения, Вежливый слушатель, Чем грозит сквернословие, Как жить в согласии с собой и с другими. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение воспитанников к своему поведению и поведению других людей.
С детьми мы разбираем конфликтные ситуации, в ходе которых детям важно объяснить, как нужно правильно поступить в данной ситуации, указать на ошибки, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо.
Для наших детей особенно важен положительный пример воспитателя.
Мы неравнодушными к нашим воспитанникам и тогда зерно неравнодушия порастет, и даст нам богатейшие плоды - добрых, порядочных и отзывчивых людей. Мы учим детей всему тому, что пригодится детям в жизни, и показываем то, что знаем и умеем сами.