Какую роль в психологической готовности ребенка к школьному обучению играют родители?


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Какую роль в психологической готовности ребенка к школьному обучению играют родители?
Автор: Колесниченко Светлана Викторовна

Какую роль в психологической готовности ребенка к школьному обучению играют родители?Родители (законные представители) играют важнейшую роль в развитии ребенка, тем более в психологической готовности к школьному обучению. Тема подготовки ребенка к школе является для них актуальной и значимой. Современные родители информированы по многим вопросам воспитания и развития детей. Они имеют возможность изучать разнообразную литературу, знакомиться со взглядами специалистов на страницах различных периодических изданий, пользоваться информацией сети Интернет. Однако проведенные исследования показывают существенные расхождения теоретических взглядов родителей (законных представителей) c практикой семейного воспитания.Многие родители (законные представители) полагают, что наиболее значимым для подготовки ребенка к обучению в школе, является развитие психических познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Но на практике наибольшее внимание они уделяют обучению ребенка навыкам чтения, письма и счета. Исследования показали, что очень мало внимания уделяется таким вопросам, как здоровье и физическое развитие ребенка. Эти стороны подготовки детей к обучению в школе или просто не рассматриваются родителями (законными представителями), или считаются ими чем-то само собой разумеющимся.Основные трудности, возникающие у родителей (законных представителей) при подготовке детей к школе, связаны со сниженной мотивационной и волевой готовностью ребенка, физической незрелостью организма, недостаточной развитостью таких психических познавательных процессов как память, внимание, а также с отсутствием времени для общения с дошкольником.Другой важной стороной подготовки детей к обучению в школе и дальнейшей успешной адаптации уже в процессе обучения является воспитательная позиция родителей (законных представителей). Исследования показывают, что если они принимают ребенка, уделяют ему достаточно внимания, разделяют его интересы, являются положительным примером для подражания, тогда дошкольник развивается полноценно благодаря тому, что он находится в адекватных условиях для развития. Если же родители (законные представители) не принимают ребенка, его интересы, увлечения, его мысли и чувства кажутся им несерьезными, и они игнорируют их, то ребенок не видит смысла и стремления к положительным действиям, которые могли бы способствовать более благоприятной психологической готовности к школьному обучению.Проблемы возникают и при авторитарных методах воздействия на ребенка, подавлении инициативы и чувства собственного достоинства, завышенных ожиданиях родителей (законных представителей). Исследования специалистов показали, что те родители, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и свои возможности.Переход к школьному обучению совпадает по возрасту с кризисным периодом. Этот этап сам по себе достаточно сложен для ребенка. Новая социальная ситуация развития, новые требования, новая позиция ученика. От родителей (законных представителей) требуется безоговорочная поддержка, понимание и принятие ребенка в предшкольный период. Авторитарная позиция с их стороны может усугубить процесс адаптации, снизить интерес к школе и обучению в целом.Гиперопекающая позиция родителей (законных представителей) предполагает заботу, ограждение ребенка от трудностей. Однако в результате у детей также отсутствует самостоятельность, инициатива. А переход в школу требует от ребенка большей самостоятельности, ощущения себя человеком, стоящим на новой позиции.Родители же, как показывают исследования специалистов, гиперопекающей позицией наносят серьезный вред процессу подготовки детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. В результате, приходя в школу, дети оказываются неприспособленными к взаимодействию со взрослыми и сверстниками.Таким образом, главная задача родителей (законных представителей) в процессе предшкольной подготовки – поддержать интересы и инициативы ребенка, сформировать у него познавательный интерес, способствовать возникновению и закреплению желания учиться, заботиться о его здоровье и физическом развитии. Расхождение теоретических представлений родителей (законных представителей) с практикой воспитания.