"Природа глазами детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Природа глазами детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью
Автор: Парамзина Наталья Васильевна


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образованияДворец Творчества Детей и Молодежи
Методическая разработка по изобразительной деятельности
Природа глазами детей дошкольного возраста
на занятиях изобразительной деятельностью.
Автор: Парамзина Наталья Васильевна
г. Оренбург
Содержание:
Пояснительная записка.
Роль природы в формировании личности дошкольника.
2. Выразительно-изобразительные средства в рисунках старших дошкольников.
3. Содержание, формы и методы работы с детьми по изобразительной деятельности во взаимосвязи с ознакомлением их с природой.
4. Эстетическое восприятие детьми пейзажной лирики.
5. Приложение.
5.1.Отрывки из художественных произведений о природе для детей старшего дошкольного возраста.
5.2.Загадки о явлениях природы.
5.3.Репродукции картин и соответствующие им литературное произведение.
5.4. Конспекты занятий.
5.5. Словарь терминов.
6.Список литературы.
Пояснительная записка
Уважаемые педагоги и родители!
Работа по эстетическому воспитанию дошкольников имеет различные формы, основными из них являются занятия по изобразительной деятельности, в процессе которых дети приобщаются к искусству, художественной литературе, могут проявить творческую инициативу, реализовать воображение. Цель данной методической разработки – познакомить с особенностями эстетического восприятия детьми прекрасного, в частности природы, в окружающем мире и поэтических произведениях, а также влиянием его на формирование детского творчества.
Данная методическая разработка раскрывает содержание и методы работы по развитию творческих способностей дошкольников. Знакомит педагогов и родителей с требованиями по отбору поэтических произведений, рекомендуемых для обогащения представлений о прекрасном в мире природы.
Методическая разработка дополнена примерными конспектами, образцами детских работ и литературными текстами (стихами, загадками), которые прошли апробацию на занятиях изобразительной деятельностью с детьми старшего дошкольного возраста в студии раннего развития Родничок Городского Дворца творчества детей и молодежи г. Оренбурга.
Разделы в приложении методической разработки могут быть использованы как на занятиях с дошкольниками , так и в диагностике и закрепления знаний по разделам: жанры изобразительного искусства, названия изобразительных материалов, цветовой спектр и т. д. независимо от того, по какой программе он работает.
Желаю Вам творческих успехов в освоении волшебного мира изобразительного искусства.
Роль природы в формировании личности дошкольника.
Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим его на сбережение его богатств, вместе с тем заключает в себе огромный потенциал всестороннего развития личности.
Особенно эффективно осуществляется это развитие, если оно начинается с раннего детства. Восприимчивость ребёнка в дошкольные годы известна. И влияние природы на формирование различных сторон личности малыша также широко известно. Природа возбуждает любознательность ребёнка, воздействует на его сенсорику и вызывает чувство прекрасного. Можно без преувеличения сказать, что наиболее полно ребёнок познаёт красоту окружающего мира через восприятие красоты природы.
Специалисты по эстетическому воспитанию (А. А. Адаскина, Н. А. Ветлугина и др.) считают, что эстетика природы является основой формирования эстетического отношения к природе и выражает диалектическое
единство мира.
Воздействуя на эмоции ребёнка своими эстетическими качествами - совершенством формы, разнообразным и (в зависимости от времени дня, года, освещения) изменчивым колоритом, природа вызывает эстетические чувства. Это
способствует проявлению эмоционального отношения к объектам и явлениям природы.
Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста - деятельность, отражающая и, как деятельность взрослого художника, в образах передаёт и объекты природы, то есть выполняет задачи эстетического
оформления результатов естественнонаучного познания природы, и при этом всегда она есть и выражение отношения к объектам природы.
Природа во все времена служила содержанием изобразительного, и не только изобразительного творчества (литературного, музыкального и др.)
Известный русский педагог Н. Е. Румянцев писал, что природа “вечно живая, обновляющаяся, великая в своём разнообразии… всегда является живым родником поэтического творчества”. То же самое могли бы сказать о природе,
вдохновившей их на творчество, художники и музыканты. Большое место занимает природа и в детском творчестве. Поэтому связь этих разделов работы является естественной и органичной.
Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомление детей с природой обогащает познания детей о природе, и их изобразительное творчество.
Стремление передать образы природы в рисунке (лепке, аппликации) приводит к углублению, уточнению знаний и представлений о природе, её объектах и явлениях. Вместе с тем обогащается содержание детского творчества образами природы. В детских рисунках (лепке, аппликации) появляются новые темы. И в процессе познания природы, и в процессе её изображения у детей развиваются психические процессы, лежащие в основе познания природы и отражение её в художественном творчестве: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, положительное эмоциональное отношение к природе, и к
изобразительной деятельности.
Идея гармонизации отношения человека с природой включает в себя и эстетическую сторону: ознакомление детей с природой, а затем её отражение в изобразительной деятельности детей служат решению этой задачи. В. А. Сухомлинский писал: “Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума и творчества”.
Такое познание осуществляется в процессе повседневного восприятия объектов и явлений природы, организуемых педагогом систематических наблюдений . Развитию у детей образного, эстетического восприятия, а,
следовательно, образного познания природы способствует использование в этом процессе образных выражений, сравнений, эпитетов, которые можно найти в поэтических произведениях. Яркие поэтические строчки можно подобрать ко многим предметам и картинам природы, которая вдохновляла творчество многих поэтов и писателей. Реальный мир и мир природы - это объекты искусства и творчества отражения его ребёнком в рисунках, лепке, аппликации.
В исследовании Елки Янакиевой (специалиста по детскому изобразительному творчеству) подчёркивается, что взаимосвязь изобразительной деятельности с ознакомлением детей с явлениями и объектами природы имеет две стороны: первая- приобретение ребёнком знаний на основе восприятия объектов и явлений природы, формирование представлений о них,
как источник детского творчества; вторая- влияние изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы и объекты природы, как синтез познания и эмоционально - эстетической оценки природы,
на развитие, углубление и уточнений знаний ребёнка о ней и формирование его представлений.
Выразительно-изобразительные средства в рисунках старших дошкольников.
Детские рисунки убеждают нас в том, что ребёнок способен выразить в них своё мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и именно поэтому их можно назвать выразительными. Выразительность - это главный
существенный признак художественного образа. Выразительность детского рисунка - это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему (Г. В. Лабунская). Как же удаётся ребёнку выполнить выразительный рисунок? Какие средства он использует?
Нужно сказать, что выразительность в рисунке – качество нестабильное. То, что мы считаем выразительным в рисунке малыша, в рисунке старшего таковым не является. Например, ребёнок пяти лет нарисовал кошку и от избытка чувств раскрасил её в клеточку. В отличие от пятилетнего старший дошкольник понимает, что для юбимого котёнка клеточка - не украшение. Одним из самых доступных для ребёнка средств выразительности является цвет. К старшему дошкольному возрасту, ребёнок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Однако, тяга к яркости, красочности сохраняется у кого-то в большей, у кого в меньшей степени. Иногда ребёнок, казалось бы, отдаёт предпочтение какому- то определённому цвету: всё рисует зелёным или голубым. В чём причина? Что это- предпочтение или равнодушие к цвету? Ребёнок-дошкольник может использовать любимый цвет иногда неадекватно, в явном противоречии с реальностью, и делает это специально. В
этом случае , он, как правило, сильно увлечён изображением, скорее его содержанием, и делает своеобразный подарок” (Е. А. Флёрина) образу, как бы украшает его. Нередко таким подарком-украшением, является применение
нескольких ярких цветов сразу.
К примеру, яркий осенний колорит солнечного дня контрастирует с тёмно-серым фоном пасмурного дня, с листьями, летящими по ветру. Многими исследователями детского рисунка замечено применение ребёнком цвета для передачи отношения к образу: яркими, чистыми, красивыми цветами ребёнок обычно изображает любимых героев, животных, приятные события и явления, а тёмными - не любимых героев, объектов, явлений и т.д.
Подрастая, ребёнок может более тонко чувствовать и передавать колорит разных времён года, состояния погоды и даже времени суток. Однако тяготение к яркому, сочному цвету сохраняется в рисунках старших дошкольников.
Многими исследователями детского рисунка отмечено, что иногда дети используют цвет однозначно. Земля - всегда чёрная (коричневая), небо - синее, солнце - жёлтое (красное), трава - зелёная и т.п. То есть цвет не является отражением отношения ребёнка, а лишь средством обозначения предмета. Н. П. Сакулина, Л. А. Раева в своих исследованиях показали, что очень важно обращать внимание детей на цветовое разнообразие мира (снег, как и небо, может быть и голубым, и серым, и сиреневым). В результате таких наблюдений, а также знакомства с произведениями известных художников ребёнок начинает использовать цвет более разнообразно, реалистично и
выразительно. Он может использовать цвет и “подражательный”, близкий к реальному, и “неподражательный”. У ребёнка должно быть право выбора. Однако, необходимо позаботиться о том, чтобы, выполняя рисунок, ребёнок не был равнодушен, чтобы тема волновала его, и тогда цвет, колорит детского рисунка будет выразительным.
Другое средство выразительности, используемое дошкольником,- линия. Исследователи отмечают, что редметы, явления, которые близки ребёнку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его
мнению, события изображает нарочито небрежной линией. Так, дети старательно рисуют солнце, аккуратно выводя лучики, делая их длиннее и гуще, словно так, солнце греет лучше и светит ярче. Составляющими компонентами декоративности является ритм форм или цветовых пятен, симметрия. Ребёнок строит рисунок, как бы уравновешивая
пространственное расположение отдельных изображений. (На поляне деревья – справа и слева, Цветы – с одной стороны и с другой и т. д.) Как и взрослые, дошкольники нередко используют приём гиперболизации (преувеличение каких-то признаков). Они выделяют в изображаемом предмете или явлении то, что, на их взгляд, особенно значимо.
Ребёнок нарисовал серые тучи, которые закрыли солнце. Тучи по размеру были больше деревьев и других объектов, сообщая о том, что скоро будет дождь, гроза. Девочка изобразила цветы на поляне, которые “выросли” до облаков, были больше домов и деревьев. Для этой девочки важно было показать красоту, яркость, любовь к ветам, дать понять, что они ей очень нравятся.
Характерным для старших дошкольников является то, что они распределяют предметы по всей плоскости листа, соблюдая, однако, чувство равновесия и композиции рисунка. На горизонтальной плоскости в развёрнутом виде изображается, например, вся лесная поляна: на первом плане трава, цветы, мелкие кустарники; выше - деревья, лес, по бокам – дома и постройки. Горизонтальную плоскость ребёнок мыслит в её реальной протяженности. Стремление к правдоподобию, точности и полноте изображения заставляет ребёнка избегать передачи пространственных отношений, при которых один предмет закрывает часть другого. Ребёнку очень трудно передавать движение. Но в рисунках старших дошкольников движение передано иногда очень ыразительно: кошка мчится за мышью, вытянувшись как стрела и расправив когти; дует сильный ветер,
раскачивая деревья и срывая осенний лист. Рисуя, ребёнок для того, чтобы придать животному или насекомому более значимый факт, может пририсовывать лишние детали, например: у жука очень много ног, и ребенок объясняет это тем, что его нарисованный жук очень быстро бегает.
Исследования педагога детского творчества Н. Курочкиной показывают, что у детей 6-7 лет наблюдается уже сознательное использование цвета,
формы, построение рисунка, выразительных средств для отображения отдельного образа или сюжетной композиции. Поэтому дети старших возрастов по сравнению с детьми младшего дошкольного возраста шире и свободнее используют найденные выразительные приёмы, распространяя их на большое количество изображаемых предметов и явлений. Иными словами, старшие дошкольники прочнее усваивают эти приёмы, закрепляя их в своём сознании.
Содержание, формы и методы работы с детьми по изобразительной деятельности во взаимосвязи с ознакомлением их с природой.
Познавательную деятельность детей, направленную на объекты природы, следует рассматривать как творческую.
Познание ребёнком-дошкольником окружающей природы должно осуществляться “по законам красоты”. Это зависит от педагога, который сам чувствует, понимает красоту природы и может передавать это детям.
Необходимо развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться, вслушиваться. В Японии, например, принято проводить так называемые “уроки созерцания”, позволяющие развивать восприятие детей.
В задачу ознакомления детей с природой входит знакомство с временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней и другие, с животными и растительным миром. И предложение изобразить картины природы, животных всегда встречает у детей положительный отклик. Создаваемые детьми изображения на темы природы способствуют закреплению и уточнению знаний детей об объектах природы и обогащают детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. В своих рисунках дети изображают родную природу в разные сезоны, в разную погоду: “Золотая осень”, “Поздняя осень”, “Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром” (С. Есенин), “Времена года”, “Расцвели весенние цветы” и др. Такие сюжеты часто встречаются в детских рисунках, создаваемых и по заданию педагогов, и по замыслу самих детей.
Также дети вырезают и наклеивают цветы, составляют декоративные композиции из цветов, листьев и веток. Они лепят рыбок, птиц, зверей. А чтобы дети могли изобразить всё это, необходимо сформировать у них отчётливые представления об объектах природы. В связи с этим целенаправленные наблюдения с детьми объектов природы, учитывая и задачи их последующего изображения, должны осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Детям при ознакомлении с природой следует давать правильные представления о жизни животных, растений, о красоте их внешнего вида, в интересной, часто своеобразной форме, повадках (у животных). Вместе с тем следует подчеркнуть красоту явлений природы, животных. Необходимо обратить внимание детей на красоту и изменчивость колорита неба, окрашенного тучами заходящего солнца, волшебность заиндевелых деревьев в алых отсветах заката, нежность весенней только-только появившейся зелени травы, листвы деревьев, нежность первых весенних цветов и т. п.
Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение, яркие эмоциональные проявления; всё это повышает интерес детей к природе и вызывает желание отражать её явления в своём творчестве, передавая форму и цвета её объектов и явлений. Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что способствует повышению эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми, делает жизнь детей интереснее и содержательнее, эмоционально богаче, вызывает у них желание сохранить красоту природы.
Неоднократные опыты исследователей детского творчества (Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой) показывают, что красота любого природного
явления вызывает восторженный отклик в душе ребёнка и предложение изобразить то или иное явление встречается детьми с радостью. Вот наступила золотая осень. В воздухе кружатся и плавно опускаются на землю разноцветные листья. Дети с удовольствием собирают листья, рассматривают их, стремятся обратить на них внимание взрослых. В этом случае, нужно поддержать интерес детей, поиграть в собранные ими листья : (Найди такой же - по форме, по
цвету ), предложить из собранных листочков составить изображение. Пусть дети пофантазируют, какое изображение можно составить из листьев. При этом не обязательно наклеивать картинки, их можно просто разложить, посмотрите вместе со всеми детьми, кто что придумал. Такие игры-упражнения нравятся детям и их можно проводить неоднократно, развивая воображение ребят.
Детям старшего возраста после рассматривания листьев и игр с ними можно предложить нарисовать красивые осенние листья с натуры. Листья дети могут выбрать из тех, что они собирали на прогулке. Нужно предупредить детей о трудности рисования и помочь ребёнку рассмотреть конструкцию пластины листа. Обратить внимание на расположение прожилок, как бы организующих рисунок пластины.
Старшие дошкольники с большим удовольствием принимают предложение воспитателя передать объекты природы в рисунках. Особый же интерес у них вызывает предложение воспитателя изобразить живые существа: бабочек, разных жучков, птиц, рыб, зверей, как диких, так и домашних. Животные привлекают внимание детей своими повадками, подвижностью, средой обитания, связью с человеком. Со многими животными дети знакомятся, слушая сказки, рассказы, иллюстрированные художниками: Е. Чарушиным, В. Бианки. Так, Е. Чарушин изображает животных в трогательно реалистичной манере, передавая мягкость пушистого ворса детёнышей и плотный, более жёсткий ворс взрослых животных.
В основе образов животных, изображаемых Ю. Васнецовым, сказочно- декоративная реалистичность. Сказочную декоративность васнецовским образам придают некоторая условность- очеловеченность животных (как правило, вертикальное положение тела, занятость человеческими делами: подметают пол, пилят дрова и т. п.) и орнаментированные детали костюмов: у кота – украшенные сапожки, у курицы – фартук и др.
Чтобы обеспечить успешное изображение детьми животных, доставить им радость оттого, что им удалось нарисовать, необходимо организовать восприятие детьми животных. Дети могут видеть животных и наблюдать за ними при посещении зоопарка, в цирке, на улице. Но живой объект находится в движении, что увлекает ребёнка и не всегда позволяет вынести из такого наблюдения точное представление о форме частей животного, их величине,
местах расположения. Поэтому для уточнения образа можно использовать игрушечных животных, их изображения на фотографиях, иллюстрациях, картинах.
Тогда дети могут не только внимательно рассмотреть то, что потом предстоит изображать, но и обвести рукой каждую часть. Это поможет нарисовать животное. Научится изображать животное для детей очень важно, потому что
это поможет им создавать иллюстрации к сказкам, которые дети любят и, изображая которые, они испытывают чувство радости, удовольствия.
Таким образом, работа по ознакомлению детей с явлениями и объектами природы обогащает детское творчество новым содержанием, углубляет нравственно-эстетические чувства.
Эстетическое восприятие детьми пейзажной лирики.
Детское творчество отражает окружающий мир, природу как на основе непосредственного восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы. Эмоционально - творческое настроение и эстетические чувства у дошкольников пробуждает поэзия. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребенку увидеть волнующую прелесть белых берез, зеленых лугов и испытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром, пробуждает желание выразить свои чувства и переживания в рисунке. Сопоставляя жизненные явления с их воспроизведением в поэзии, дошкольник опирается прежде всего на собственный опыт. Он воспринимает природу не только созерцательно, но и действенно, оказывая предпочтение одним объектам и явлениям перед другими. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей и чувство бережного, заботливого отношения к растениям и животным, стремление ухаживать за ними . Характеризуя особенности восприятия детьми дошкольного возраста стихов о природе, исследователь детского творчества В.И.Лейбсон отмечает, что они воспринимаются труднее, чем стихи о каком-то событии или факте. Объясняется это отсутствием в пейзажной лирике фабулы, описания героев, развития действий, которые в значительной степени привлекают внимание и интерес ребенка дошкольника. Трудности восприятия стихов о природе обусловлены еще и тем, что у детей мало знаний о явлениях природы и ее образах. Эстетическое восприятие природы в поэтическом описании помогает дошкольнику осмыслить жизненные наблюдения, побуждает к отображению своих впечатлений в рисунке. Чем больше ребенок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность. А поэтическое слово помогает ребенку обобщить впечатления от наблюдений. На пятом году жизни дошкольник уже имеет некоторый опыт восприятия образов живой природы, ему понятны простые иллюстрации к стихам, несложные репродукции. Работа по развитию эстетического восприятия стихов о природе продолжается и с детьми шестого - седьмого года жизни. Им доступно рассматривание двух-трех иллюстраций или репродукций, которые отражают лишь сходный пейзаж, причем описание его может быть представлено в двух-трех стихотворениях. Рассматривание иллюстраций, картин о природе конкретизирует это восприятие, делает его более осмысленным. Знакомясь одновременно с иллюстрацией и поэтическим произведением ,ребенок реально представляет различные способы передачи выразительности образов и стремится воспроизвести это в своих рисунках. При организации работы по развитию эстетического восприятия детей педагог должен учитывать, что не каждое художественное произведение может быть использовано в этих целях. Требования к отбору поэтических пейзажных произведений для дошкольников:
1)Отличие высокой художественностью и достоверностью;
2)Реалистическое изображение объектов, явлений природы;
3)Яркие, зримые, конкретные образы;
4)Изобразительность и выразительность художественного образа;
5)Красивый ритм, четкая рифма.
Природа раскрывается в поэзии в цветовой, композиционной, колористической характеристике образов. Различные краски становятся более понятными детям благодаря тому, что поэт очень тонко и выразительно выделяет их в произведении с помощью эпитетов-прилагательных, прямо или косвенно указывающих на цвет предмета. Например, в стихотворении А.Толстого Осень описываются листья пожелтелые, кисти ярко-красные, т.е. непосредственно диктуется, какую краску нужно взять для изображения того или иного объекта. Стихотворения о природе помогают ребенку правильно представить себе ту или иную ситуацию, разместить изображения на листке бумаги. Определенные слова указывают часто на место происходящего действия.Так, Л. Квитко в стихотворении Одуванчик воспроизводит довольно обширную картину природы, подмечая, что цветок растет и на дорожке ;и в ложбинке ,и в траве .Чтобы рисунок был выразительным, следует подчеркнуть какие-то индивидуальные особенности образа. В этом также помогают изобразительные средства поэтического произведения: эпитеты-прилагательные (колючая елка, тонкие иголочки, снег пушистый. Повторение одних и тех же слов усиливает значение какого-то образа, подчеркивает его уникальность. Чтобы читатель почувствовал не просто радость, а восторг от наступления зимы, Е.Трутнева пишет, что выпал снег самый первый, самый белый (Первый снег). В литературных произведениях используются и другие средства выразительности языка, но в пособии рассмотрены лишь наиболее часто встречающиеся в лирике для детей, доступные восприятию и отражению в рисунке. Таким образом можно отметить, что эстетическое восприятие детьми к пейзажной лирики способствует более глубокому познанию реальной действительности, природы, на котором базируется детское творчество.
Отрывки из художественных произведений о природе
для детей старшего дошкольного возраста.
1.Весна
Уж тает снег,
бегут ручьи, в окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи и лес оденется листвою.
Чиста небесная лазурь,
теплей и ярче солнце стало,
пора метелей злых и бурь, опять надолго миновала. А. Плещеев
2 .Листопад
Лес, точно терем расписной,
лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной.
Березы светлою резьбой блестят в лазури голубой,
как вышки елочки темнеют,
а между кленами синеют
то там, то здесь в листве сквозной
просветы в небо, что оконца,
лес пахнет дубом и сосной. И.Бунин
3. Пороша
Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой подвязалася она.
Понагнулась, как старушка, оперлася на клюку,
А над самою макушкой долбит дятел на суку. С.Есенин
4. Черемуха
Черемуха душистая с весною расцвела,
И ветки золотистые, что кудри завила.
А рядом, у проталинки, в траве, меду корней, Бежит, струится маленький, серебряный ручей. С.Есенин
5. Одуванчик
Носит одуванчик желтый сарафанчик,
Подрастет, нарядится в беленькое платьице:
Легкое, воздушное, ветерку послушное. Е. Серова
Зимнее утро
Под голубыми небесами, великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит. А. Пушкин
Загадки о явлениях природы:
Времена года:
1.Запорошила дорожки, разукрасила окошки, радость детям подарила и на санках прокатила (Зима)
2.Она приходит с ласкою и со своею сказкою. Волшебной палочкой вздохнет, в лесу подснежник зацветет (Весна)
3.Зацветает в поле колос, подает кузнечик голос, дозревает земляника, что за время, подскажи-ка? (Лето)
4.Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья (Осень)
Явления природы:
1.Что за звездочки сквозные, на пальто и на платке, все сквозные, вырезные, а возьмешь - вода в руке (Снежинка)
Пушистая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе (Туча)
Что за чудо – красота, расписные ворота. Показались на пути, в них ни въехать, ни пройти (Радуга)
Не пешеход, а идет, мокнут люди у ворот. Ловит дворник его в кадку, очень трудная загадка? (Дождь)
Небо и земля:
1.Украшал ночную синь серебристый апельсин, а прошла неделя только, от него осталась долька (Луна)
2.Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают (Звезды)
3.По небу ходит маляр без кистей, краской коричневой красит людей (Солнце)
4.Выше леса, выше гор расстилается ковер. Он всегда, всегда раскинут над тобой и надо мной, то он серый, то он синий, то он ярко – голубой (Небо)
Растения и деревья:
1.Клейкие почки, зеленые листочки. С белой корой стоит под горой (Береза)
2.Ее всегда в лесу найдешь – пойдем гулять и встретим: стоит колючая как еж, зимою в платье летнем (Ель)
3.Первым вылез из землицы на проталинке, он мороза не боится, хоть и маленький (подснежник)
4.Стоят в поле сестрички, желтый глазок – белые реснички (Ромашка)
5.Синенький звонок висит, никогда он не звенит. (Колокольчик)
Репродукции картин и соответствующие им литературное произведение:
1.А. Саврасов Первый снег - И.Суриков Первый снег
2.И.Шишкин Зима - А.С.Пушкин Идет волшебница зима
3.И. Грабарь Зимний пейзаж, Февральская лазурь - А.Фет Чародейкою – зимою околдован…….
4.К.Юон Конец зимы. Полдень - А.Толстой Вот уж снег последний в поле тает…
5.К.Юон Мартовское солнце - И.Токмакова Весна
6. И.Левитан Весна - большая вода - А.С. Пушкин Гонимы вешними лучами…
7.И.Шишкин Рожь - Я. Дягутите Лето
8.И.Левитан Золотая осень - А.С. Пушкин Уж небо осенью дышало…..
9.В. Поленов Золотая осень - И.Бунин Листопад
10.К.Юон Русская зима - С.Есенин Пороша
Конспекты занятия №1
Вид: рисование
Направление деятельности: изобразительная
Тип занятия: интегрированное
Цель: научить передавать радостное настроение зимнего дня, изображать природу, основываясь на ее поэтическую характеристику. Закрепить умение рисовать разные виды деревьев, использовать холодную гамму красок для передачи зимнего колорита.
Задачи:
Обучающие:
- учить рисовать несложный сюжет, изображать зимнюю природу, выделят главный образ в рисунке, умение находить самостоятельные приемы изображения леса.
Развивающие:
- развивать навык рисования по представлению и памяти. Развивать наблюдательность и зрительную память, творческую активность.
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, аккуратного пользования красками. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
Предшествующая работа:
- наблюдение за снегом, за деревьями;
- рассматривание иллюстраций художников-пейзажистов;
- рисование деревьев;
- изучение приемов работы гуашью и акварелью.
Материалы и оборудование
- столы;
- доска магнитная;
- мольберт.
Наглядность
- силуэты деревьев различной величины;
- образец работы;
Демонстративный материал
- репродукции картин И.Грабарь Февральская лазурь, К.Юона, иллюстрации зимних пейзажей;
Раздаточный материал
- стаканы;
- кисти широкие и узкие;
- восковые мелки;
- гуашь;
- бумага А4 (тонированная и белая);
- акварель;
- салфетки.
ТСО:
- магнитофон;
- запись музыки Чайковского Времена года;
- инструментальная музыка.
Ход занятия:
I. Вводная часть
П: Собираю детей вокруг себя:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила
- Кто это? (зима)
О каком времени года эта загадка? (о зиме).
- Да, зима – замечательная пора. Какими красивыми, волшебными словами можно назвать зиму? (чародейка, волшебница и др.).
П: - Посмотрите на репродукции картин (подходим к доске), как они называются (пейзажи) и почему? (ответы).
П: Тишиной и спокойствием, чистотой веет от сияющей красавицы природы. Всюду снег, снег, снег – царство снега. Зима-волшебница торжествует и властвует. Березки в этом царстве, словно яблони в цвету. Про свои картины художник Константин Петрович Юон говорил такие красивые слова: Слияние утренних и вечерних зорь и белизна снежных покровов родной зимы дают мне дорогие переживания и краски.
П: - Ребята, а кто любит зиму? В какие игры можно зимой играть? В какие краски зима разукрасила природу? (ответы детей).
II. Основная часть
П: Обратите внимание на репродукцию картины Февральская лазурь - написал ее Игорь Эммануилович Грабарь. Весь пейзаж наполнен искрящимся солнцем. Стройные березки бросают длинные, по- весеннему голубые тени, которые стелются по мягкому, но пористому снегу. Природа пробуждается, радуясь приближению весны с ее звенящей прозрачностью воздуха.
П: - Ребята, а кто знает красивое стихотворение о зиме? (дети читают, если затрудняются, я цитирую):
Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалась сосна.
Принагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой,
Дятел долбит на суку.
(С. Есенин)
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами
Блестя на солнце снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет
И речка подо льдом блестит
(А.С. Пушкин)
- Ребята, а как вы думаете, почему именно зимнюю природу воспевают поэты? (природа зимой красива, необычна и т.д.).
П: А сейчас, немного отдохнем – физминутка.
Елочки зеленые
На ветру качаются
На ветру качаются
Низко поклоняются
дети поднимают руки вверх, раскачиваясь в стороны
Сколько елочек зеленых
Столько сделаем наклонов
приседают столько раз, сколько елочек на карточках
Приседаем столько раз,
Сколько девочек у нас
приседания
П: Картины, на которых художник изображает природу – леса, долины, луга, называются пейзаж.
На них не вянут цветы, не опадают осенние листья, не гаснет вечерняя заря. А чем рисуют художники? (ответы детей).
Слово пейзаж произошло от французского слова пей, что означает страна. Всю страну не вместить в картину. У каждой страны своя природа, свой особенный пейзаж. Особенно красив зимний пейзаж, на первый взгляд все деревья похожи друг на друга, чем? (строением) (рассматриваем иллюстрации).
Но если посмотреть внимательно, то можно увидеть, что каждое дерево неповторимо и не похоже ни на какое дерево, как и вы сами не похожи друг на друга. Деревья, как и люди, одни хрупкие, нежные, другие – сильные мужественные.
П: Природа требует к себе бережного отношения. Легко сломать ветку, срубить дерево, уничтожить целый лес, но что будет с птицами, животными?
П: Давайте превратимся в деревья, каждый из нас будет каким-то деревом (дети поднимают вверх руки, замирают воображая, что корнями вросли в землю. Звучит музыка П.И. Чайковского).
П: (хожу между детьми, описываю деревья – вот стройная березка, а это – могучий дуб, вот елочка пушистая, а это – тонкая осинка у дороги и т.д.).
П: Ребята, давайте мы с вами нарисуем зимний пейзаж, запечатлеем те ощущения, когда вы превращались в деревья. Но сначала вспомним, какие краски зимы мы с вами наблюдали в природе и на картинах художников. Подумайте, какие деревья на своем рисунке изобразите, с чего начнете рисовать? Какой материал необходимо иметь, чтобы начать рисовать? Все приготовьте для работы и садитесь на места (напоминаю о строении дерева – ствол, ветки, маленькие веточки), с чего начнем рисовать зимний пейзаж? (дети дают ответы). Осуществляю показ на мольберте приема рисования дерева от корня. Напоминаю, что чем дальше от нас дерево, тем оно кажется меньше. Предлагаю выложить на фоне силуэты деревьев. Индивидуально помогаю каждому ребенку. Звучит инструментальная музыка, дети рисуют.
III. Заключительная часть
По окончании работы вывешиваются на доску, делаем анализ работ, рассматриваем рисунки, даем характеристику.
П: - Ребята, мне так приятно было смотреть на вас во время работы, вы были такие красивые, в ваших глазах горело по волшебной искорке. Знаете, почему? Потому, что вы творили красоту не только для себя, но и для других. Спасибо вам за ваши рисунки.
Конспект №2
2. Тема: Медвежонок из сказки
Вид: аппликация
Тип занятия: комбинированный
Цель: освоение техники вырезывания, формирование художественно-креативных способностей, развитие творческой активности, умение дополнять образ интересными деталями.
Задачи:
Обучающие:
- закрепить знания о свойствах бумаги, основных цветов и оттенков(коричневый, белый), ; умение пользоваться ножницами, располагать рисунок по всему листу, умения вырезать части округлой и овальной формы.
Развивающие:
- развивать активность, наблюдательность, фантазию, воображение, зрительный контроль за действиями рук.
Воспитывающие:
- воспитывать умение аккуратно работать с клеем, пользоваться салфетками, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим и интерес к изобразительной деятельности.
Материалы и оборудование:
- столы;
- стулья;
- мольберт;
- игра Собери медвежонка;
Наглядность:
- образец работы, модели геометрических фигур;
- игрушка-медведь, иллюстрации из книг с изображением медведей
Раздаточный материал:
- прямоугольники , квадраты коричневого и белых цветов, ножницы, салфетки, клей-карандаш, бумага формата половина А4, цветные карандаши, фломастеры, тарелочки, клеенки, вырезанные детали(шапки, сапожки, и т. д ) для украшения.
ТСО:
- магнитофон, диск с записью инструментальной музыки.
Предшествующая работа:
- изучение приемов работы ножницами;
- рисование и лепка медведя.
Ход занятия:
Вводная часть:
Собираю детей вокруг себя. Показываю письмо и говорю, что к нам в Родничок пришло письмо, а вот от кого оно, вы узнаете, отгадав загадку, Загадываю загадку о медведе.
Педагог:
Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу
А зверь я косолапый, зимой в берлоге сплю (медвежонок).
Кто это нам написал? (ответы детей)? Показываю фото. Как вы думаете, как его зовут? (ответы детей). Давайте почитаем, что он нам пишет:Дорогие ребята, сделайте пожалуйста мои фотографии, я хочу их подарить своим друзьям, надо успеть до зимы. Заранее благодарен Ребята. А почему, надо успеть до зимы?(зимой медведи спят) Рассматриваем фотографию с конверта. Задаю вопросы:Расскажите, какой он: как выглядит, какое у него настроение? Ребята, а как вы думаете, это настоящий медвежонок нам написал или сказочный, почему? В каких сказках живут медведи, назовите их(3 медведя, Маша и медведь и др.), Чем отличаются настоящий медведь от сказочного? Посмотрите на картинки и покажите настоящего медведя, назовите его отличия. А что есть общего у всех медведей?
Дети: Они пушистые, мягкие, у них есть мордочка, лапки, ушки.
Педагог: Ребята, вы смогли бы сделать его фотографию так, чтобы все сразу узнали, что это именно он , а не какой-нибудь другой медвежонок? Я уверена, вы с этим справитесь. Для того, чтобы фотографии получились хорошими, нужно хорошенько рассмотреть медведя.(показываю игрушку-медведя). Скажите, какие части тела у игрушечного медвежонка самые крупные, какой формы его голова, лапы, уши? Какого они цвета? На какую геометрическую фигуру похожа голова, туловище, лапы? Как вы думаете, с какой части начнем работу? ( с самой большой - туловища). Нужно вспомнить приемы вырезывания из квадрата (называю ребенка и предлагаю назвать, как сделать овал из прямоугольника). Игра Собери медвежонка (из моделей фигур, затем физминутку Медвежата в чаще жили…).
Основная часть:
Напоминаю ребятам об аккуратности во время работы, предлагаю начать изготавливать фотографию медведя, напоминаю о ТБ при работе с ножницами.
Перед началом работы делаем пальчиковую гимнастику. Напоминаю ребятам, что располагать надо в центре листа. Постараться, чтобы портрет был максимально похож на нашего медвежонка.
Спрашиваю 1-2 детей о последовательности работы (сначала - туловище, голову; затем – лапы, уши; и последние элементы – мордочка, круглые черные глазки и носик можно подрисовать). Предлагаю детям подрисовать медвежонку фон мишка в лесу, мишка на поляне, мишка гуляет или придать ему сказочный образ с помощью вырезанных готовых деталей одежды. или деталей - воздушный шар, корзинка др.
Под музыкальное сопровождение дети выполняют работу.
Заключительная часть:
Вывешиваю работы на доску; предлагаю найти наиболее похожий на медвежонка с фото; портрет, на котором медвежонок самый большой, самый пушистый, самый веселый, спрашиваю, из какой сказки ваш медвежонок. Хвалю детей, предлагаю сделать альбом с фотографиями для медведя и подарить ему. Благодарю за работы. Убираем рабочие места.
Словарь терминов:
1. Акварель – краска на водно-клеевой основе из тонко растертых пигментов.
2. Натура – объект изображения, одушевленный или неодушевленный предмет, который художник изображает, наблюдая как модель.
3. Контур – очертание предмета, линия, очерчивающая форму.
4. Композиция – размещение рисунка на листе бумаги.
5. Гуашь – водная краска, имеющая матовую бархатистую поверхность.
6. Аппликация–вырезание и наклеивание деталей из кусочков бумаги, ткани, природного материала для создания различных изображений, орнамента.
7. Силуэт – общие очертания изображаемого предмета с помощью цветового пятна.
8. Цветовая гамма – цвета, преобладающие в данном рисунке и определяющие характер его живописного решения.
10. Пейзаж – жанр живописи, вид, изображение какой либо местности, посвященной изображению природы.
Список литературы:
1.Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке – М: Просвещение, 1985.
2.Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. Кн. для учителей и родителей. – М: Просвещение, 1996.
3. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. – М: Просвещение, 1985.
4. Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками. – М: ТЦ Сфера, 2008.
5.Максимов Ю.В. У истоков мастерства. – М: Просвещение, 1983
6.Федорова В.И. Забавные поделки. – М: Мой мир, 2008.
7. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в д/с. – М: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2003.
HYPER13PAGE HYPER15
19