Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Береза — символ России»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Береза — символ России»
Автор: Кобзева Ольга Вячеславовна

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Береза — символ России»Программное содержание: Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения их знаний о березе, как о символе России. Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к русским традициям, интерес к русскому народному творчеству.Развивать память, мышление, речь, познавательные и коммуникативные способности; воспитывать доброту, отзывчивость. Предварительная работа: рассматривание изображений родной природы, предметов, изготовленных из бересты (дудочка, лапти, лукошко); заучивание стихотворений о березе, Родине.Оборудование: презентация, аудиозапись «Во поле березка стояла», лукошко из бересты, листочки со стихами о березе, береза, ленточки для украшения березы.Ход занятия.Воспитатель.Чтение стихотворения В. Степанова «Наш дом».На карте мира не найдешьТот дом, в котором ты живешь;И даже улице роднойТы не найдешь на карте той,Но мы всегда с тобой найдемСвою страну, свой общий дом.Воспитатель: Как называется наша страна?Дети: Россия.Воспитатель. У каждой страны есть свои символы, которые люди уважают, гордятся ими и любят. Назовите символы нашего государства. Дети. Флаг, герб. Воспитатель. Какие цвета присутствуют на российском флаге.Ответы детей.Ребенок.Белый – облако большоеСиний – небо голубоеКрасный - солнышка восходНовый день Россию ждетСимвол мира чистотыЭто флаг моей мечты.Воспитатель: Мы живем в России. Наша страна очень большая. В ней много рек, полей, лесов.Показ слайдов.Воспитатель: Посмотрите, как красивы и лес, и горы, и реки, и поля. Все это наша с вами страна. Любой человек, находясь далеко от дома, при слове Родина вспоминает и представляет свое, очень- очень родное. И оказалось, что многие люди думают о том, о чем будет моя загадка.Загадка о березе.Клейкие почки,Зеленые листочки,С белой коройСтоит под горой.Дети. Береза.Воспитатель: А как вы догадались, что это береза?Дети: У нее белая кора. Белый ствол.Воспитатель: Да, ребята, это береза. Живет она в лесу вместе со своими подружками. А, знаете ли вы, как этот лес называется?Дети: Березовая роща (показ слайда).Воспитатель: И сегодня мы с вами попытаемся понять, почему же белая береза – это символ России.Мы с вами родились в России,В стране, где жара и мороз,Где небо то хмуро, то сине,В стране тонкоствольных берёз.Берёза любимое дерево всех русских людей. Обычаи и традиции тесно связаны с этим деревом. Издревле берёзу на Руси очень почитали. В старой русской загадке говорится: «Есть дерево об четыре дела: первое дело – мир освещает; другое дело – крик утешает; третье дело – больных исцеляет; четвертое дело – чистоту соблюдает». Воспитатель: Как вы думаете, о чем говориться в этой загадке?Высказывания детей.Современному человеку не просто отгадать эту загадку. А когда-то любой деревенский житель мог без особого труда ответить:Показ слайдов:Первое дело – лучина для освещения избы;Второе дело – березовый деготь использовали для смазки колес у телеги, чтобы не скрипели, а отвары из почек березы давались младенцам «от крику»;Третье дело – Из березовых почек и листьев готовили отвары, мази которыми лечили людей. Четвертое дело – банный веник, а также веник для уборки дома.Береза щедрое дерево. Издавна люди плели из березы лукошки, делали ложки, игрушки, дудочки. Весной береза поит людей, зверей и птиц березовым соком.Воспитатель: Ребята посмотрите, а что за лукошко здесь стоит. Достает из лукошка листочки березы, на которых написаны стихи о березе. По мере того как дети отгадывают, на экране меняются слайды картинок, где березы изображены в разное время года.Дети послушайте первое стихотворение и скажите, в какое время года автор описал березу?Стало вдруг светлее вдвое,Двор как в солнечных лучах.Это платье золотоеУ березы на плечах.Дети: Осенью.Воспитатель: Да ребята автор описала березку осенью. Слушаем дальше.Белая березаПод моим окномПринакрылась, снегом,Точно серебром.Дети: Зимой.Воспитатель: Да ребята, здесь автор рассказал о березке зимой. Вот еще одно стихотворение.Улыбнулись сонные березки,Растрепали шелковые косы,Шелестят зеленые сережкиИ горят серебряные росы.Дети: Летом.Береза – символ и гордость русского народа.Какие вы молодцы, а какие вы еще стихи о березе знаете?Стихи.1 ребенок.Опять о них кудрявых и белесыхА что тут делать, если на РусиУ всех дорог встречаются березыХоть день, хоть год, хоть вечность колеси.2 ребенок.Люблю березку русскую,То светлую, то грустную.В зеленом сарафанчикеС платочками в карманчиках.С красивыми застежками,С зелеными сережками.3 ребенок.В сердце ты у каждогоРодина-РоссияБелые березки, колос налитойНет тебя привольнейНет тебя красивейНет другой на светеРодины такой.Показ слайда.Воспитатель: Почитался на Руси праздник русской берёзы, его празднуют и в наши дни — это праздник Троицы. На Троицу берёзовыми ветками украшают дома. Этот праздник напоминает встречу Нового года, только на Новый год украшают ёлку, а на Троицу берёзу. Стройную, кудрявую, белоствольную берёзу всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой-невестой. Говорил: «Стоит Алёнка, платок зелёный, тонкий стан, белый сарафан».Воспитатель: В старину юноши и девушки водили хороводы вокруг березы. Вот и я приглашаю поводить хоровод у нашей березки.Исполняется русский танец «Во поле берёзка стояла»Воспитатель: А напоследок давайте расскажем березке, что мы о ней узнали. Дети рассказывают.Воспитатель: Так давайте же беречь и любить природу родного края и гордиться нашей страной!