"Совместная познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых «Такой разный песок"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Совместная познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых «Такой разный песок"
Автор: Булгакова Татьяна Викторовна

СОВМЕСТНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ«ТАКОЙ РАЗНЫЙ ПЕСОК» Т.В. Булгакова, воспитатель МК ДОУ «Детский сад № 16» г. ОрёлЦель: развивать познавательную инициативу дошкольников,самостоятельную исследовательскую деятельность за счет партнерства со взрослым; расширять знания детей о песке, как объекте неживой природы.Задачи: -прививать первоначальные навыки проблемно-исследовательскойдеятельности-стимулировать детей к словесному анализу-рассуждению-развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств-познакомить детей со способом изготовления цветного песка и способомизготовления рисунка из песка-повысить уровень речевой активности и обогатить словарьХод совместной деятельности:Определение вида деятельности.Ребята, сегодня нас ожидает что-то очень интересное. А вот что? Нам с вами предстоит узнать. Подсказка находится в этом конверте.(Воспитатель предлагает ребенку открыть конверт. Дети рассматривают лист, выясняют, что подсказка зашифрована). Игра-эксперимент «Секретная записка»Попробуем расшифровать? Давайте вспомним, как мы это делали? (Дети самостоятельно выбирают способ, каким будут расшифровывать подсказку)Давайте попробуем(Дети пробуют разные способы проявления: свет, нагревание, йодная настойка).Вот наконец-то мы письмо расшифровали. Что у нас здесь?(Ответы детей)Вы догадались что нас ждет сегодня?(Ответы детей)Почему вы так решили?Постановка исследовательской задачиДа, сегодня мы опять займемся нашим любимым делом, будем исследовать, но вот что, догадайтесь сами.Дид. игра «Ящик ощущений»(дети на ощупь определяют содержимое «ящика ощущений»)Догадались? (предположения детей)А теперь ребята, давайте посмотрим, что же там находится, кто из вас угадал? (ответы детей)(Воспитатель показывает емкость с морским песком)Как вы думаете ,а это что? (ответы детей)Посмотрите какой он разный. А как мы с вами можем доказать, что это тоже песок? (ответы детей)Конечно можем, мы это любим делать, но прежде чем исследовать, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.(Дети рассказывают правила поведения, одевают фартуки и проходят в лабораторию)Постановка проблемы и выбор путей решения. Как вы считаете, что нужно знать для того, чтобы определить песок ли это?(работа со схемой – символов «Свойства песка»)(Дети самостоятельно выбирают вид опытной деятельности. Воспитатель создает условия для свободного выбора, подготовив оборудование для различных опытов).Организация исследования. Опыт «Все увидим, все узнаем»Задача: познакомить детей с составом разного вида песка ,вызвать интерес к рассматриванию предмета в лупу, микроскоп.Для того чтобы провести исследование необходимо специальное оборудование. Какое оборудование необходимо вам?Что нам помогут определить эти приборы- помощники? Внимательно рассмотрим песок через лупу. Что вы видите? (ответы детей)Повнимательнее рассмотрим сухие песчинки в микроскоп. Похожи одни на другие? Найдите как можно больше отличий. Кто заметил сходство?Вывод детей: наглядное моделирование(заполнение календаряэкспериментов с помощью опорных схем)Мы не исследовали все свойства песка. Я все таки сомневаюсь, что это песок. Продолжим наши исследования.Опыт «Волшебное сито»Задача: опытным путем определить, что сухой песок - сыпучий.Ребята, посмотрите, какое свойство песка мы здесь можем проверить?Почему вы так решили?Как же нам проверить сыпучесть песка?Попробуйте просеять песок через сито. Можно ли его назвать сыпучим? Почему? Как вы думаете, почему песок сыплется?Вывод детей:(заполнение календаря экспериментов с помощью опорных схем.) У нас же есть еще 3 свойство. Посмотрите, где мы это свойствоможем проверить?Опыт «Где вода?»Задача: опытным путем определить, что сухой песок впитывает воду.С помощью чего мы сможем это сделать? (ответы детей)Ребята, как вы думаете, что будет если мы в стаканы с песком добавим немного воды? (предположения детей)Вы так считаете. Давайте проведем опыт. Что происходит в стаканах? Куда уходит вода?Вывод детей: (заполнение календаря экспериментов)Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.Мы с вами как ученые хорошо поработали. К какому выводу мы пришли?Общий вывод (работа с календарем исследований)Слайд-шоу «Такие разные пески»(беседа по слайдам)Какие красивые работы получаются из такого песка (показ слайдов)Вы хотели бы научиться делать такие работы (ответы детей)Давайте из нашей лаборатории мы перейдем в творческую мастерскую.Мастер-класс(воспитатель знакомит со способом изготовления цветного песка и способом изготовления рисунка из песка)Ребята, посмотрите, что это? (Мел)А это? (Песок)А вы знаете как с помощью как с помощью мела и песка сделать такой красивый песок?Я вас сейчас научу. Повторяйте за мной. Посмотрите, что я сейчас делаю?А сейчас что я делаю? Что получилось?Красивый песок. Сможем ли мы сделать работу из такого песка?Продуктивная коллективная деятельность (Дети рисуют песком)Подведение итогов.