Коррекционная работа на уроках русского языка с обучающимися с ОВЗ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Коррекционная работа на уроках русского языка с обучающимися с ОВЗ
Автор: Егорова Джемма Николаевна

Доклад на тему:
Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями
Спеши в школу, как на игру. Она и есть такова
Ян Коменский
На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования и воспитания в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей.
Коррекция личности ребенка с нарушением интеллекта средствами образования является основной функцией специальной (коррекционной) школы VIII вида. Эффективность исправления недостатков развития зависит от правильной постановки всего учебно-воспитательного процесса в школе и от применения специфических приемов обучения.
Коррекционная работа проводится на том материале, который является содержанием учебной образовательной программы, т.е. коррекционный процесс сливается с учебно-воспитательным.
Цельюкоррекционной работы является исправление присущих умственно отсталым детям недостатков психофизического развития средствами образования и дальнейшее развитие ребенка.
Основной целью обучения является:выявление и созданиеусловий для развития учащихся (овладение знаниями, культурой речи, навыками, умениями, развитие мыслительных и творческих способностей, познавательной мотивации) через внедрение в педагогическую практику технологии проблемного обучения.
Поскольку я работаюв школе для детей с ограниченными возможностями здоровья, учащиеся которой, в основном, имеют невысокую степень мотивации к обучению, передо мной всегда стоит1 слайдцель:повысить интерес детей к процессу обучения, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению знаний и повышению речевой культуры.
В своей работе я сделала акцент на развитие мотивации учащихся школы с ограниченными возможностями здоровья на уроках письма и чтения через использование нетрадиционных форм.
Для достижения поставленной цели я для себя определила следующиезадачи: 2слайд
Познакомиться и изучить передовые опыты ведущих специалистов по внедрению технологии нестандартных форм и методов обучения в образовательный процесс.
Использовать нетрадиционные формы и методы работы в процессе овладения учащимися знаний.
Выявить эффективность использования нестандартных методов и форм на уроках письма и чтения в начальных классах.
Нестандартные формы и методы обучения и воспитания позволяют обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности группы, использовать содержание учебного материала, активизировать познавательную деятельность, культуру речи, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика.
Эффективностьнетрадиционных форм обучения и воспитания хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.
Нетрадиционные же формы уроков эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию или чтению.
Они воспитывают общую культуру, культуру речи и мнений, умение грамотно излагать свои мысли.
Находясь в постоянном поиске, стараюсь подходить творчески к учебному процессу.
3слайд Основные направления коррекционной работы.
1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавание;
- развитие пространственных представлении и ориентировки;
- развитие слухового внимания и памяти.
2. Развитие основных мыслительных операций;
- формирование навыков соотносительного анализа;
- развитие навыков группировки и классификации;
- формирование умения работы по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
3. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, ролевые игры и т.д.)
4. Развитие речи, владение техникой речи.
5. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.
6. Совершенствование движений и сенсорного развития.
- развитие мелкой моторики кисти
7. Развитие различных видов мышления;
- развитие наглядно-образного мышления
- развитие словесно- логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями)
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Коррекционная работа с учащимися строится на принципах сочетания слова, наглядного образа и практических действий.
4 слайд
В своей работе я использую следующие приёмы обучения на разных этапах урока. Вначале урокасоздаю ситуацию на успех.
Использую психологический и организационный настрой, который часто придумываю самостоятельно исходя из темы урока, тщательно подбираю занимательный материал, соответствующий тематике урока:
- загадки:
Пример:Черные, кривые. Встанут в ряд - Заговорят.
- пословицы:
Пример:Азбука – к мудрости ступенька.
- стихи:
Пример:Слова, как деревья ветвисты.
Возьми хоть бы слово любовь.
Войди в этот мир многолистый
И в музыку вслушайся вновь
Любовь моя, Любонька, Люба
Любляна, Любань, Люблино…..
Упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания.
а) Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова.
Пример:
Иглабдниткауцнаперстокджножницыгш
Свеклашщперецждкартофельэыморковьгн
б)Развитие умения анализировать написанные слова, "видеть" буквы в них, а в результате сформировать внимательность. Для нее берутся старые, пригодные лишь для макулатуры книги с крупным шрифтом. В течение 2 минут детям предлагается вычеркнуть все встретившиеся буквы а или любая другая буква. Затем взаимопроверка. Получает жетончик тот, кто не допустил ошибки и нашел ошибку у другого.
в) Следующий этап - одну букву в строчке вычеркивать, а другую подчеркивать. Например, е вычеркиваем, а букву м подчеркиваем.
•Упражнения, направленные на способность установления связи между элементами материала (низкий уровень развития памяти)
Вы даете детям несколько слов, их необходимо перегруппировать, объединяя по какому-либо признаку, чтобы облегчит запоминание; а потом придумать рассказ, который свел бы их вместе.
Например:
Лиза , уборка, пылесос, девочки, прогулка.
•Упражнение Пол, нос, потолок
Эта игра является хорошей активизацией и проверкой внимательности.
Она очень проста, ее правила легко объяснить. Правой рукой покажите на пол назовите: Пол. Затем покажите на нос (лучше будет, если вы ее коснетесь), скажите: Нос, а потом поднимите руку вверх и произнесите: Потолок. Делайте это не торопясь. Пусть ребята показывают вместе с вами, а называть будете вы. Ваша цель - запутать ребят. Скажите Нос, а покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно.
Упражнение Три слова.
Цели:
развитие вербального мышления, его скорости, гибкости;
развитие способности оперировать образами и понятиями.
Берутся наугад три слова из темы урока. Необходимо составить как можно больше предложений, включающих предлагаемые слова. Можно менять падежи, дополнять предложение другими словами.
1 вариант: картофель, соль, тарелка.
2 вариант: нитка, тесьма, фартук.
Игру можно усложнить, если предложения будут составляться так, чтобы они образовали небольшой коллективный рассказ.
•Упражнение Поиск нового.
Цели:
развитие вербального интеллекта;
развитие способности к анализу, конкретизации, установлению сходства.
Даются два случайно выбранных слова. Необходимо назвать для них как можно больше общих признаков. Стандартные ответы заключают в себе указание на внешние характеристики вещей. Оригинальные ответы являются результатом анализа существующих признаков.
Например: тарелка, половник.
•Упражнение. Способы применения предмета.
Цели:
развитие вербального и абстрактно-логического мышления; формирование способности к мысленному анализу и синтезу.
Задается какой-нибудь предмет, необходимо назвать как можно больше
способов его применения. Причем, можно называть способы, взятые изреальной жизни и способы придуманные.
Например: помидор.
Помидор: салат, борщ, украшение к блюду, фаршированный помидор, маска
для лица ит.д.
•Коррекция низкого уровня развития восприятия и ориентировки в пространстве.
Задание детям: перед вами отдельные детали предмета, вы должны соединить их так, чтобы получился заданный предмет (наподобие мозаики)
•Упражнение. Ситуация.
Цели:
развитие вербального интеллекта;
развитие способности к вербальному анализу, умению осуществлять
доказательство.
Задается определенная ситуация, участники игры должны придумать причины ее возникновения, а также развить ситуацию дальше, чтобы показать ее последствия.
Например:Вернувшись из магазина, ты обнаружил, что идет дым из квартиры...
•Игра - Отгадай-ка!
Дидактическая игра для развития памяти, внимания и речи.
Цель: тренировать внимание, речь, память.
Ход игры: Задание состоит в том, что ребенка просят по памяти описать какой-либо из изучаемых предметов так, чтобы товарищи угадали. При этом нельзя смотреть на этот предмет и называть его.
•Моделирование реальных ситуаций.
С помощью упражнений формируются двигательные приемы, без владения которыми невозможно правильное выполнение различных работ.
Например: покупка товаров в магазине.
игры:Третий лишний, Цепочка, За стол сядут, только те, у кого имя начинается на букву…, Определить тему урока, зашифрованную на доске.
Пример:АПРВЫСОСТАВДЛОСЛОВАРО
Использование различных приёмов, форм, методов на уроках письма и чтения воспитывает интерес обучающихся к предмету, повышает уровень речевой культуры, что помогает активизировать познавательную деятельность школьников, а это, в свою очередь, не может не воздействовать на формирование мотивации к обучению.
Вся система коррекционно - педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.