Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Автор: Давыдова Надежда Дмитриевна

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Давыдовой Надежды Дмитриевны , МБОУ «Чаппандинская СОШ»  Осваивая развивающую программу УМК «Школа России», выбрала основное направление  педагогической проблемы, над которой я стала работать – «Развитие творческих способностей младших школьников».Вся система сосредоточена на том, чтобы школьники учились активно добывать знания, приобретать умения слушать и слышать, осмысленно относиться к своей работе и активно пользоваться  разными формами и методами получения  новых знаний. Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями   развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС). Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности В «Концепции модернизации российского образования» чётко сформулированы требования к современной школе и обоснован социальный заказ. Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения. Формирование и развитие способностей детей к творчеству – одна из актуальных проблем современной педагогики, которая особенно остро стоит перед учителями, работающими с младшими школьниками. Ведь именно в этом возрасте у детей закладывается умение мыслить, рассуждать, творчески подходить к разрешению проблем. Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста - эта проблема стала для меня предметом  изучения по причине значимости и актуальности ее для общего развития ребенка.  2. Концептуальность опытаСовременные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы.   Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.      Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели я определила следующие задачи:- формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и     применять знания;- развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;- находить нестандартные решения любых  возникающих проблем;- воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.    3 . Наличие теоретической  базы опыта. Изучив литературу по проблеме «Развитие творческих способностей младших школьников», я убедились, что проблема привлекает к себе внимание учителей, ученых, таких как: Л.С. Выготский, М.Р. Львов, Л.В. Занков, Т.В. Зеленкова, З.Н. Новлянская. Они придают большое значение развитию творческой личности. При всем многообразии концепций, подходов исследований данной проблемы все авторы единодушны в том, что обучение детей в школе должно стать эффективным средством всестороннего развития личности.  Хочется сказать, что содержание материала, представленного в УМК «Школа России», позволяет учителю, не нарушая системы, организовать совместную с детьми творческую деятельность так, что они становятся активными участниками учебного процесса.4. Ведущая педагогическая идея.  Ведущая педагогическая идея  – развитие целостной гармоничной личности школьника, формирование творческих способностей в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого.  Я принимаю ребёнка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями и характером. В связи с этим особое внимание уделяю созданию условий для развития творческого потенциала каждого ученика. Я считаю, что необходимо учитывать физиологические особенности ребенка, различный уровень обучаемости, готовности к участию в творческой деятельности. 5. Основные условия развития творческих способностей младших школьниковУспешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. В психолого-педагогической литературе такими условиями являются:
  • Изменение роли ученика. Принципиальное изменение роли ученика начальной школы на уроке, согласно которой он должен стать активным участником познания, имеющим возможность выбирать, удовлетворять свои интересы и потребности, реализовывать свой потенциал. В процессе выполнения творческих заданий необходимо личностно-деятельностное взаимодействие учащихся и педагога. Суть его - в неразрывности прямого и обратного воздействия, осознание взаимодействия как сотворчества.
  • Комфортная психологическая обстановка. Создание комфортной психологической обстановки, благоприятствующей развитию способностей: поощрение и стимулирование стремления детей к творчеству, вера в силы и возможности школьников, безусловное принятие каждого ученика, уважение его потребностей, интересов, мнений, исключение замечаний и осуждений. Отрицательные эмоции (тревога, страх, неуверенность в себе и др.) негативно влияют на результативность творческой деятельности, особенно у детей младшего школьного возраста, т. к. им присуща повышенная эмоциональность. Важен благоприятный психологический климат и в ученическом коллективе, царящий в том случае, когда создана атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности.
  • Создание внутренней мотивации учения. Необходимость внутренней мотивации учения с установкой на творчество, высокой самооценки, уверенности в своих силах. Только на их основе возможно успешное развитие творческих способностей. Тогда познавательная потребность, желание ребенка, его интерес не только к знаниям, но и к самому процессу поиска, эмоциональный подъём послужат надежной гарантией того, что большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
  • Корректная педагогическая помощь ребенку. Ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.
  • Сочетание разнообразных форм работы. Оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы на уроке в зависимости от целей выполнения творческого задания и его уровня сложности. Предпочтительность коллективной и групповой форм обусловлена тем, что совместный поиск позволяет объединить знания, умения, способности нескольких человек, способствует повышению интенсивности рефлексии, играющей важную роль в процессе создания нового. В процессе рефлексии ученик осознает не только творческую деятельность как таковую, но и себя в творчестве (свои потребности, мотивы, возможности и т. п.), что позволяет ему корректировать свой образовательный путь.
  • Межпредметность. В процессе решения творческих задач, как правило, необходимо использовать знания из разных областей. И чем сложнее задача, тем больше знаний следует применить для ее решения.
  • Создание ситуации успеха. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность. Не стоит готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу.
  • Самостоятельность выполнения творческого задания. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Необходимы сложные, но посильные для детей творческие задания, которые стимулируют интерес к творческой деятельности и развивают соответствующие умения.
  • Разнообразие творческих заданий, как по содержанию и по формам их представленности, так и по степени сложности. Оптимальное сочетание творческих и обычных учебных заданий содержит богатые развивающие возможности, обеспечивает работу учителя в зоне ближайшего развития каждого из учащихся.
  • Последовательность и системность в развитии творческих способностей младших школьников. Эпизодический характер творческих упражнений и заданий, предусмотренных любой программой начального обучения, не способствует активизации творческой деятельности учащихся, следовательно, недостаточно эффективно отражается на развитии творческих способностей детей.
  • На основе изученной литературы по теме, в данной работе я попыталась определить основные направления и приемы развития таких важнейших компонентов творческих способностей как мотивация, творческое мышление и воображение в младшем школьном возрасте. Мной была разработана система, т.е. упорядоченное множество различных творческих заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, направленных на развитие творческих способностей школьников в учебном процессе.6. Развитие творческих способностей на уроках:Урок литературного чтения.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения - проблема, над которой я работаю второй год. Обобщая изученную литературу, для решения данной задачи важным, необходимым считаю – активность, инициативность, творческий поиск самого педагога. Творчество – явление сложное, комплексно-обусловленное многими социальными педагогическими и психофизиологическими предпосылками. Учить творчеству – это, прежде всего, учить творческому отношению к труду. Труд – самый главный источник формирования познавательной деятельности, без чего нет и творческой личности. Развитию творческих способностей содействует и стиль проведения уроков: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничество учителя и учеников, внимание к каждому ребенку, поощрение даже малейшего успеха. На уроке дети должны получать не только знания и умения, но и общее развитие. Учитель должен создать условия для проявления творческих способностей учащихся, владеть тактикой, технологией, т.е. с конкретной программой творческих упражнений, которая включала бы активизацию основных компонентов творчества: эмоции, воображение, образного мышления. Для творческих уроков необходимо ощущение уверенности в том, что твои нестандартные находки будут замечены, приняты и правильно оценены. Многие учащиеся, показывая свои работы, смущаются. . «У меня плохо получилось» - иногда такие оценки соответствуют действительности, истинному положению, но часто за ними скрывается иное содержание: ребенок уверен, что работа сделана хорошо, но он снижает свое впечатление от нее, надеясь, что учитель все равно заметит и удивится тому, как удачно выполнено задание. Отношение учителя к результатам детского творчества – тема очень обширная. Нужно бережное отношение к тому, что создается детьми, отказаться от критики выбрать позицию принятия, ценностного отношения к творчеству учащихся. Когда отношения доверия и открытости между учителями и учеником закрепятся, можно и нужно сравнивать выполненное задание с поставленной творческой задачей.Творчество – это созидание, это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. В деле воспитания творчество обычно связывается с понятиями «способности», «интеллект», развитие.В частности, для решения развивающих целей обучения я организую планомерное, целенаправленное развитие и активизацию творческой деятельности в системе, отвечающей следующим требованиям:
  • познавательные задачи должны строиться на междисциплинарной основе и способствовать развитию психических свойств личности (памяти, внимания, мышления, воображения);
  • задачи, задания должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;
  • система познавательных и творческих задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.
  • В соответствии с этими требованиями, мои занятия включают в себя четыре последовательных этапа:
  • разминку;
  • развитие творческого мышления;
  • выполнение развивающих частично-поисковых задач;
  • решение творческих задач.
  • Такие задания даются всему классу. При их выполнении оценивается только успех. Такие задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Такая работа создает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида на другой .Основным условием творческой работы является организация взаимодействия детей и взрослых в соответствии с принципами гуманистической психологии:1) Восхищение каждой идеей ученика аналогичное восхищению первыми шагами ребенка, предполагающее:а) позитивное подкрепление всех идей и ответов ученика;б) использование ошибки как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;в) максимальную адаптацию ко всем высказываниям и действиям детей.2) Создание климата взаимного доверия, безоценочности, принятия других, психологической безопасности.3) Обеспечение независимости в выборе и принятии решений, с возможностью самостоятельно контролировать собственное продвижение.Для оснащения детей средствами творческого самовыражения в данной программе используется различный материал: литературные произведения, проблемные ситуации, драматургия ситуаций, придуманных детьми, конфликтные ситуации из жизни и литературы, влекущие за собой умение распознавать и выражать собственные эмоциональные состояния, реагировать по-разному на одну и ту же ситуацию. Урок математики Роль математики в развитии интеллектуальных и творческих способностей человека исключительно велика. Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в развитии мышления учащихсяГоворя о развитии творческих способностей младших школьников на уроках математики, мы говорим о развитии у них логического, комбинаторного и алгоритмического мышления, геометрического воображения. Эта задача реализуется через расширение круга решаемых математических задач.В младшем возрасте наиболее эффективным способом развития творческих способностей является решение школьниками системы специальным образом подобранных заданий (логических, геометрических и т.д.). Особую роль играют задания повышенной трудности (олимпиадные задания), требующие от учеников творческого подхода, нетрадиционного взгляда на решение. Конечно, необходимо придерживаться определенной последовательности с учетом возрастания сложности заданий и упражнений.Во всем многообразии заданий, развивающих творческие способности можно выделить такие задачи, которые называют задачами – ловушками, «обманными» задачами, провоцирующими. В условиях таких задач содержаться различного рода упоминания, указания, намеки, подталкивающие к выбору ошибочного пути решения или неверного ответа.Провоцирующие задачи обладают высоким развивающим потенциалом. Они способствуют воспитанию одного из важнейших качеств мышления – критичности, приучают к анализу воспринимаемой информации, ее разносторонней оценке. Дидактическая ценность провоцирующих задач неоспорима. Попадая в заранее приготовленную ловушку, ученик испытывает досаду, сожаление от того, что не придал особого значения тем нюансам условия, из-за которых он угодил в неловкое положение.Чтобы получить целостное представление обо всем многообразии провоцирующих задач, их возможностях в развитии критичности мышления младших школьников, приведем типологии этих задач.1тип. Задачи, условия которых в той или иной мере навязывают неверный ответ.2тип. Задачи, условия которых тем или иным способом подсказывают неверный путь решения.3тип. Задачи, вводящие в заблуждение из-за неоднозначности трактовки терминов, словесных оборотов, буквенных или числовых выражений.4тип. Задачи, условия которых допускают возможность «опровержения» верного решения синтаксическим или иным нематематическим способом.Описанные разновидности провоцирующих задач не исчерпывают всего их многообразия. Эти упражнения позволяют сделать урок развивающим и показать детям, что математика – не только умение писать, считать и решать задачи, но и умение нестандартно мыслить, рассуждать, конструировать.Эффективным средством, позволяющим раскрыться и самореализоваться ребенку в классе, является творческая работа детей. Творческие задания, при выполнении которых дети что-то придумывают, составляют, изобретают.Развивающие игры. Они создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизаровать материал; способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.В совокупности эти качества, видимо, и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.На уроках математики использую развивающие игры Б.Н.Никитина«Сложи квадрат». Составь из предложенных восьми фигур один квадрат.Составление конструкций из различных фигур способствует развитию пространственных представлений, мышления, внимания. Привлечение геометрического материала развивает логическое мышление.«Сложи узор». С огромным желанием и интересом дети участвуют в игре «Сложи узор»: предлагаются 16 квадратов, из которых нужно составить узор. Узоры напоминают контуры различных предметов, картин.В игре дети выполняют 3 вида заданий. Сначала учатся по узорам-заданиям складывать из квадратов точно такие же узоры. Затем решают обратную задачу: глядя на квадраты, рисуют узор, который они образуют. И, наконец, - придумывают новые узоры, каких еще нет в образцах, т.е. выполняют творческую работу.Остановимся на развитии логического мышления. Опыт работы убеждает, что особый интерес у учеников вызывают логические задачи.Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой; делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.Каждое логическое математическое задание содержит некоторый математический «секрет». Найти его – основная задача решающего. Для этого нужно найти закономерность (правило), по которой составлена первая часть задачи, так называемое условие задачи, и, применяя метод аналогии, решить вторую часть задачи. Решающему понадобятся не только знания, но и такие общие умения, как умения наблюдать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. Логические задачи носят творческий характер и способствуют развитию интереса к математике, запоминанию интересных математических закономерностей.Рассмотренные выше математические задания направлены на развитие творческой деятельности, в том числе исследовательских умений, что так необходимо при подготовке к переходу в основное звено. В моем классе с такими заданиями справляются ребята с выраженными математическими способностями. Для остальных детей даю задачи с обязательной опорой на схемы, чертежи, таблицы, ключевые слова. В итоге творческие задания по математике вызывают интерес и способствуют развитию ребенка, а мне помогают разнообразить приемы работы.Урок русского языкаРусский язык считается одним из самых трудных школьных предметов, поэтому важно формировать творческие возможности учащихся на этих уроках, так как ,во-первых, творческие задания и работы возбуждают «умственный аппетит», формируют положительную мотивацию учебной деятельности, во- вторых, русский язык в школе остаётся инструментом познания, мышления, развития, поэтому он обладает богатыми возможностями творческого обогащения.Творческие задания по русскому языку разделяю на 2группы: ·       Задания по обучению сочинению, развитию письменной речи учащихся ·       Задания по развитию креативных способностей учащихся средствами учебного предмета «русский язык» Когда ученик сочиняет, речь идёт о деятельности, о творческом процессе, удовлетворяющем потребность ученика в самовыражении. Этот процесс важен с точки зрения выявления творческого начала, а не художественного искусства. Работу над созданием собственного высказывания начинаю с первого класса.  Не стоит забывать, что дети в этом возрасте большие фантазёры. Они с удовольствием пробуют сочинять стихи, выдумывают сказочные и детективные сюжеты. Но, как показывает опыт, первые творческие работы далеки от совершенства. Во втором классе учащимся предлагаются некоторые творческие задания выполнить письменно, предварительно познакомившись с художественным текстом. Появляются задания сочинительского характера, ответы на вопросы, представляющие собой небольшие рассуждения. Важно, чтобы ребёнок просто умел и хотел записывать вновь рождённые мысли по поводу прочитанного и услышанного.  Виды письменных работ представляют собой небольшие развёрнутые и краткие высказывания на разные интересные темы. Работа в позиции «сочинителя» помогает ребёнку научиться выступать в роли автора собственного небольшого высказывания. Ему предлагается дописать начатый текст, продолжить историю, придумать сюжет, представить то или иное явление природы, описать его.После выполнения практического задания ученики обмениваются впечатлениями, читают работы. На уроках русского языка  особое внимание стоит уделять творческим заданиям. Такие задания  должны стать формой выражения собственного «я» ребенка, его мыслей и чувств, стать душевным откликом на события его собственной жизни, кроме того, творческое задание может оказать психотерапевтический эффект, снять тревожность, неуверенность в себе, повысить самооценку. 7. Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых)  Учащиеся моего класса активно участвуют в различных творческих конкурсах. Они успешно обучаются в среднем и старшем звене школы, являются активистами и лидерами в общественной жизни, продолжают активное участие в различных конкурсах, а значит, продолжается начатая в начальной школе работа по развитию творческих способностей каждого ребенка.